Выступление на МО логопедов на тему: «Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР посредствам использования игровых технологий»
МБДОУ Детский сад № 44
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО ЛОГОПЕДОВ:
Тема: «Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР посредствам использования игровых технологий»
Выполнила:
Учитель-логопед: Сульдина Евгения Марковна
г. Саров 2016 г.
2 слайд
Тема: «Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР посредствам использования игровых технологий»
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра». А.С.Макаренко
3 слайд
Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, в том числе и его речевое развитие.
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…» (п.2.5);
необходимо «обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы» (п. 2.11.2);
Целевые ориентиры предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» (п. 4.6).
4 слайд
Для детей с ОНР характерны низкий уровень развития основных свойств памяти и внимания, низкая активность припоминания, что создает дополнительные затруднения в усвоении речевых норм родного языка. У большинства детей с речевой патологией также отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений, поэтому правильное употребление предложно-падежных конструкций представляет значительные трудности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для таких детей характерными являются следующие ошибки:
пропуск или замена предлогов;
замена одной предложно-падежной конструкции другой;
неправильное употребление падежного окончания существительного;
неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания.
Таким образом, можно заключить, что формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР является одной из важных сторон коррекционно-развивающей работы.
5 слайд
Речевое обследование детей на начало учебного года подтвердило наличие выше перечисленных особенностей детей с нарушением речи.
Так зрительно-пространственный гнозис у 43% детей был развит недостаточно, при ориентировке в схеме тела большинство детей допускали ошибки. При обследовании имперессивной речи выявили, что воспитанники допускают большое количество ошибок при различении предлогов «около», «перед», «над». В ходе обследования экспрессивной речи наблюдались ошибки при употреблении существительных в косвенных падежах у 50% детей; и предлогов так же у 50%; пропуск предлогов выявлен у 21% детей.
6 слайд
Анализ методической литературы позволил вывить разные подходы к формированию у детей с ОНР навыков формирования предложно-падежных конструкций.
Т.А.Ткаченко придерживается лексико-грамматического подхода в коррекционной работе, который предполагает работу на занятии с одной грамматической категорий. Она считает, что это позволяет целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме.
О.С. Яцель предлагает двухгодичную систему занятий по обучению детей употреблению предлогов, где также опирается на зрительный образ предлогов. В данной разработке большое внимание уделено не только уточнению значения предлогов, умению правильно употреблять предложно-падежные конструкции, но и дифференциации предлогов.
А.В.Лагутина предлагает использовать графические символы при коррекционной работе с детьми.
Т.В. Хабарова в книге «Педагогические технологии в дошкольном образовании» трактует педагогическую технологию как: сочетание определённых методов и приёмов представленных в определённой целостности и последовательности, направленных на достижение поставленных целей.
А.К. Маркова рекомендует для повышения мотивации на логопедических занятиях использовать игровые технологии, потому как игровая деятельность является ведущей у дошкольников.
Развитие современного образования требует технологического подхода к организации коррекционно-развивающего процесса, который определял бы комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения.
7 слайд - Идея
Проанализировав методическую литературу, возникла идея - использование игровых технологий позволит успешно формировать навыки употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, так как они имеют ряд преимуществ:
создают мотивационную основу для формирования речевых умений и навыков;
позволяют следовать принципу «от простого к сложному»;
создают условия для индивидуально-дифференцированного подхода;
помогают развивать психические процессы, осуществить постепенный переход от непроизвольной деятельности к произвольной и другие.
В работе решили руководствоваться тематическим принципом.
8 слайд
Исходя из этого, была поставлена цель - формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР посредствам использования игровых технологий.
И следующие задачи:
Развивать понимание лексического значения пространственных предлогов.
Уточнять представления детей о предлоге как отдельном слове.
Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в словосочетаниях, предложениях.
Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в самостоятельной речи.
9 слайд
Технология выстраивалась с использованием разнообразных игр, которые превращали занятия в увлекательную деятельность, позволяли формировать положительный настрой детей на обучение, облегчали задачу по решению поставленных задач.
Подобранные игры были различны:
по характеру коррекционного процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие);
по характеру игровой методики (игры с правилами, игры –импровизации);
по содержанию (дидактические, словесные, развивающие, настольные, с элементами театрализации, сюжетно-дидактические);
по игровому оборудованию (с предметами, со схемами, с картинками, с театрализованными куклами, без предметов).
Использование игровой технологии позволяло максимально концентрировать время занятия за счёт четко сформулированных правил игры, варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня усвоения материала детьми.
10 слайд
Работу строили поэтапно. Сначала уточняли понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного простыми предлогами.
С этой целью использовали дидактические игры с картинками или игрушками и одновременно знакомили со схемами предлогов, т.к. использование графических символов позволяет задействовать дополнительные анализаторы, что дает положительные результаты в коррекции нарушений.
При этом сначала уточняли понимание предлогов со значением местонахождения (где?). Использовали игры «Покажи, где сидит зайка на скамейке (белка в тележке?) или «Найди и покажи игрушки, которые сидят в машине, в коробке» и т.п.
Затем отрабатывали те же предлоги, но со значением направления действия (куда?), а так же проводили работу по их дифференциации.
Играли в дидактические игры с предметами: «Разложи игрушки по местам», «Будь внимательным!», «Помоги Незнайке», в ходе которых дети выполняли действия с предметами по инструкции логопеда. Например, «посади куклу на стул, а медвежонка в машину» или «помоги Незнайке разложить фигуры: синие положи в коробку, а красные на стол» и др.
Таким образом, учили вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность, понимать пространственное значение предлогов, дифференцировать их.
11 слайд
Далее предлагали детям задания на понимание обобщенного значения предлогов и упражняли в правильном употреблении. В этот период широко использовали игровое пособие «Круги Лулия». Представленный на кругах картинный материал, схема предлога облегчали детям задачу по подбору слов для составления фразы. Например: логопед задавал вопрос «Куда закатился мяч?» и ставил маленькую стрелку на схему предлога, при этом давал образец построения фразы, выделял голосом предлог и изменяемое окончание.
Игровыми действиями детей было передвижение большой стрелки, с помощью которой они выбирали слово-предмет и составляли фразу «Мяч закатился под шкаф, под тумбочку» или отвечали на вопрос логопеда «Где лежат фрукты?» - «в корзине, в вазе, в тарелке и т.п.»
Также широко использовали дидактические игры с опорными картинками: «Куда села бабочка?», «Придумай предложение», «Где что лежит?» «Где что растет?» и другие.
Интерес детей вызывали упражнения с использованием игрового поля и мелких игрушек, такие как: «Где игрушки?», «Куда села птичка?»
Участвуя в играх, дети с удовольствием включались в процесс обучения, многократно без принуждения упражнялись в употреблении предлогов.
12 слайд
Затем использовали игры на закрепления правильного и осознанного употребления во фразе падежных конструкций и предлогов.
В этом помогали игры с логодиском – это круг, разделённый на сектора с набором предметных картинок и прищепок. Прикрепляя предметные картинки на сектор круга, дети отрабатывали построение фразы с предлогом по аналогии. Например: «Я положу в корзину грушу, а ты что положишь в корзину? Я положу в корзину апельсин, а ты что положишь? и т.д.». С использованием этого же пособия проводили такие игры как: «Мечтатели» по теме «Семья», закрепляли умение правильно употреблять предложные конструкции с предлогом «О»; «Что в чем варю, жарю?» по теме «Посуда»; «Где что хранится?» по теме «Продукты питания».Так же игры с «Кругами Лулия»: «Составь предложение», «С какого дерева лист?», «Подбери слово-действие», «Подбери предлог» и другие.
Любимыми детьми стали игры с элементами театрализации с использованием шапочек-масок, пальчикового театра, кукол би-ба-бо: «Прятки», «Найди своё жилище», «Кто чем угощается?» по темам «Дикие и домашние животные», «Семья»
В занятия включали традиционные словесные игры: «Где мы были, что видели?» на закрепление употребления предлогов и умение употреблять существительные в винительном падеже. В процессе игры использовали сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Детям задавались вопросы: «Где ты был? Что видел?» - «Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков...»
Представленные игры позволяли подготовить детей к использованию речевых умений и навыков в процессе повседневного общения, создавали предпосылки для освоения языковой системы, способствовали компенсации языкового чутья.
13слайд
На этапе автоматизации полученных грамматических навыков используем заучивание короткого текста с предлогами: стихов, текстов пальчиковых гимнастик и обыгрываем их содержание.
Так же используем словесные игры на выделение предлогов в тексте: «Послушай, запомни, назови», «Различай предлоги», «Запомни все маленькие слова»
Осознанное употребление предложно-падежных конструкций помогает уточнить у детей пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений.
слайд
Одним из принципов дошкольного образования предусмотренных ФГОС ДО является сотрудничество Организации с семьей (п.1.4.), поэтому в плане были предусмотрены различные формы по повышению педагогической компетентности родителей:
консультации «Роль игры в развитии речи дошкольников», «Формирование предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;
на собрании «Старший дошкольник, какой он?» родители воспитанников поделились своим опытом закрепления предложно – конструкций в повседневной жизни;
была проведена неделя «Игры своими руками», в ходе которой родителями были изготовлены игры и пособия для закрепления предложно – падежных конструкций .В эту неделю родители активно организовывали дома игры на закрепление умения употреблять предлоги. Изготовленные игры широко использовались мной в индивидуальной работе с детьми и в НОД
В результате пополнилась «Игротека» группы речевыми играми, родители активно включились в образовательный процесс и стали равноправными партнёрами педагогов в коррекции речевых нарушений у детей.
слайд
Новизна опыта состоит в том, что:
- разработана игровая технология;
- сделана подборка игр с пособиями «Круги Лулия» и «Логодиск»;
- разработаны конспекты сюжетных занятий;
- консультационный материал для родителей по данной теме.
16 слайд
Проведенное обследование в конце года показало положительную динамику в развитии навыка употребления предложно-падежных конструкций. Большинство детей стали увереннее ориентироваться в окружающем пространстве и определять, ориентируясь на словесную инструкцию и предлог, место нахождения предметов. Все дети научились правильно использовать простые предлоги «в», «на», «за». Появились дети, у которых навык употребления предлогов сформировался. Большинство детей стали меньше допускать ошибок при изменении существительных по падежам.
Однако по-прежнему часть детей не всегда правильно использует предлоги «над», «под», «с», «из»; достаточно много ошибок дети допускают в падежных окончаниях родительного и предложного падежей; навык использования сложных предлогов так же сформирован слабо.
В дальнейшем планируем продолжить работу в данном направлении с использованием игровых технологий, так как они доказали свою эффективность.
17 слайд
Опыт своей работы транслирую среди коллег и родителей
Опубликовала конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Домашние птицы» с использованием игр на формирование предложно-падежных конструкций на сайте MAAM.ru Материалы консультации для родителей «Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» на сайте infourok.ruСеминар-практикум для воспитателей «Обучение дошкольников с ОНР предложным конструкциям» на сайте infourok.ru18 слайд
Изучена литература, которая представлена на слайде.
Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа – Пресс, 1999.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ,1999.
Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей: Учебно-методическое пособие./ Волосовец Т.В. – М.,2002.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПБ.: «Детство- Пресс»,1999.
Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушением речи. Учебное пособие. – Екатеринбург, 2000.
Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группе. – М.: Гном и Д, 2005.
Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.
Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Фотографии из личного фотоальбома (слайды 5 – 24).
Использованы интернет - ресурсы: http://www.logozavr.ru/36219 слайд
Благодарю за внимание!