Практические работы по географии на контурных картах.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА КОНТУРНЫХ КАРТАХ
Работа с картографическими пособиями представляет собой один из главных методов обучения географии.
Карта – важнейший источник познания в процессе обучения географии. Характеристика любого географического объекта связывается с размещением его на земной поверхности, с показом на карте. Ни картина, никакое, даже самое подробное, описание не могут дать такого пространственного представления об их размещении на Земле, какое дает географическая карта.
Значение метода работы с картографическими пособиями в развитии школьника огромно. Этот метод вооружает его знанием карты, которое необходимо каждому культурному человеку в повседневной практической жизни. Оно нужно для сознательного чтения газет, журналов, слушания передач по радио и телевидению. Без карты нельзя обойтись в геологических, ботанических и других исследованиях, в промышленности, в сельском хозяйстве. Знание карты помогает лучше понимать события международной жизни.
Работа с картой способствует развитию картографических представлений у школьников, их памяти, мышления, устной и письменной речи. Систематически работая с картографическими пособиями, учащиеся овладевают способами самостоятельного получения географических знаний из карты.
Карта – это обобщенное, уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение природных и общественных явлений, которые отбираются и характеризуются в зависимости от назначения данной карты. Всем картам свойственны определенные признаки: масштабность, картографическая проекция, условные знаки, надписи. Эти особенности позволяют по карте получать правильное представление о положении тех или иных объектов на поверхности Земли, их форме и величине, а также понять взаимозависимости между отдельными географическими явлениями.
Одна из главнейших задач школьной географии состоит в том, чтобы научить учащихся извлекать из карты географические сведения, сформировать знание карты.
Знать карту – это значит:
понимать ее построение (масштаб, градусную сеть);
уметь читать, т.е. вычитывать из карты данные о географических объектах и явлениях;
иметь картографические представления, т.е. представления о пространственном размещении географических явлений на поверхности Земли.
Школьная практика показывает, что наиболее доступным путем, подводящим учащихся к пониманию построения карты, является путь от плана местности к карте.
Практические работы на местности и в классе, например по определению направлений, измерению расстояний, изображению их на чертеже, нанесению на бумагу плана пути с находящимися поблизости объектами и др., помогают учащимся понять, что на географической карте отражена действительность.
Понять построение карты помогает не только составление схематических планов своей местности, но и работа с имеющимися планами. Упражнения по чтению горизонталей, составлению описаний рельефа по топографической карте, съемка местности помогают лучше понять мелкомасштабную географическую карту.
Специального ознакомления учащихся с картографическими проекциями школьная программа по географии не предусматривает. Однако некоторые представления о проекциях школьники получают. Это достигается путем сравнения изображений земной поверхности на глобусе и на карте разных проекций.
По мере ознакомления с новыми картами внимание учащихся обращается на построение градусной сети (как проведены меридианы и параллели, где обозначены градусы долготы и широты, где находятся экватор, нулевой меридиан, полярные круги, тропики); указывается, какие и где имеются искажения линейного масштаба, площадей и очертаний территорий. Для этого сравнивается изображение одной и той же территории на картах, выполненных в разных проекциях, и на глобусе, где искажения отсутствуют. Чтобы учащиеся поняли значение градусной сети и умели ею пользоваться в работе с картой, проводятся упражнения по нахождению на карте пунктов по координатам, определению направлений и расстояний по градусной сети, долготы и широты отдельных объектов.
Учащиеся должны читать карту – это значит уметь за каждым ее условным знаком видеть действительные предметы или явления, им обозначенные; на основе сопоставления различных карт делать выводы о размещении различных географических объектов и явлений, составлять физико- и экономико-географические характеристики страны или района.
Чтобы овладеть умением читать карту, школьники должны, кроме масштаба и градусной сети, знать ее условные знаки, т.е. легенду карты.
Приучать школьников вычитывать из карты сведения необходимо в определенной последовательности. Это обеспечивается обучением способам работы по картам и применением планов описания отдельных объектов и явлений, план целесообразно записывать на доске или вывешивать в виде таблицы.
Приведем примерные планы.
План описания населения материка
(по карте «Плотность населения и народы»)
Какие народы населяют изучаемую территорию?
Какие части материка или другой территории населены особенно плотно? Чему равна средняя плотность населения?
В каких местах население редкое? Чему равна наименьшая плотность?
План описания страны
В какой части материка расположена страна? Как называется ее столица?
Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.
Климатические условия в различных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.
Крупные реки и озера.
Природные зоны и их основные особенности.
Народы, населяющие страну. Их основные занятия.
План описания географического положения океана
Укажите, между какими материками расположен океан. С какими другими океанами он связан?
Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана?
В каких климатических поясах расположен океан?
Для формирования умения читать карту широко используется прием «путешествий» по картам, который состоит в том, что учащимся предлагается описать природу или хозяйство районов, через которые проходит маршрут воображаемого путешествия.
Важнейшим приемом обучения чтению карт является сопоставление карт. Путем сопоставления карт различного содержания школьники составляют географические характеристики стран, делают соответствующие выводы об особенностях их природы, хозяйства, устанавливают простейшие географические закономерности. Например, при изучении природных условий той или иной территории сопоставляются общегеографическая карта с физико-географическими (климатической, почвенной, растительности, природных зон), при установлении экономико-географических особенностей страны - физические и экономические карты.
Прием сопоставления карт помогает ученикам более внимательно читать и осмысливать карту и, следовательно, больше извлекать из нее сведений, заставляет активно думать, самостоятельно решать возникающие вопросы. Так, при изучении физико-географических условий Северной Америки учащиеся впервые встречаются с почти меридиональным расположением природных зон. Чтобы выявить особенности и причины такого расположения зон, школьникам предлагается сопоставить общегеографическую, климатическую карты и карту растительности Европы и Северной Америки. Сопоставляя карты растительности, учащиеся устанавливают, что природные зоны в Северной Америке располагаются иначе, чем в Европе. Чтобы ученики поняли причины этого, им предлагается проследить изменение, форм поверхности, температуры (января и июля) и количества осадков в Северной Америке с запада на восток. Пользуясь картами, учащиеся отмечают влияние океанов, морских течений и рельефа на климатические условия (с запада на восток) и в соответствии с этим на расположение зон.
Таким образом, сопоставление различных карт позволяет учащимся самостоятельно сделать вывод о том, что особенности рельефа Северной Америки и ее географическое положение обусловили меридиональное расположение природных зон.
Формирование картографических представлений у учащихся.
Одной из основных задач учителя географии является формирование у учащихся пространственных представлений о взаимном расположении географических объектов на карте, отображающих размещение объектов на поверхности Земли.
Формирование картографических представлений предполагает прочное закрепление в памяти учащихся предусмотренных программой географических названий и знание размещения на карте объектов и явлений, ими обозначаемых.
Без знания определенной географической номенклатуры и положения объектов на поверхности Земли ученик не сможет ориентироваться по карте, сознательно слушать изложение учителя.
Формирование картографических представлений происходит в процессе изучения географического материала. Лучшие результаты при этом достигаются в том случае, если учитель опирается на различные виды памяти учащихся – слуховую, зрительную, двигательную, словесно-логическую. Поэтому для формирования прочных пространственных представлений целесообразно использовать следующие приемы в различных сочетаниях: показ объекта на карте; запись его названия; сообщение о нем важных фактов, демонстрацию наглядных пособий; географический диктант; вычерчивание схем и картосхем, опорных конспектов; работу с контурными картами и др.
Работа с контурными картами.
Работа с контурными картами занимает большое место в обучении географии. Она содействует прочному запоминанию учащимися названий географических объектов и их положения на карте, повышает интерес школьников к предмету. Учащиеся любят работать с контурной картой.
В классе контурную карту заполняют цветными карандашами. Для раскраски контурных карт применяются общепринятые цвета. Условные знаки выносятся на поля карты.
Многие программные практические работы подразумевают выполнение их на контурной карте. Необходимо добиваться, чтобы работа с контурной картой носила творческий характер и выполнялась учащимися самостоятельно. Хорошо разработана рабочая тетрадь с комплектом контурных карт В.И. Сиротиным. Выводы из практических работ учащиеся делают в рабочих тетрадях.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте:
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника.
Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты.
При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств.
Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно.