Методическая разработка урока производственного обучения Изготовление детского стульчика
Министерство образования Хабаровского края и науки
Краевое государственное казенное
профессиональное образовательное учреждение №18
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
производственного обучения:
«Комплексные работы. Изготовление детского стульчика»
г.Комсомольск-на-Амуре
2016г.
Аннотация
Данная методическая разработка направлена на формирование профессиональности обучающихся, интереса к избранной профессии посредством изучения области применения и технологию выполнения комплексной работы, а также освещает прогрессивные методы производства работ по изготовлению шиповых соединений, также направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя предмета «Технология», мастера производственного обучения, занимающегося подготовкой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Столяр» и повышения квалификации рабочих.Данная методическая разработка ставит своей задачей закрепление теоретических знаний работы, умений, навыков лиц с ограниченными возможностями здоровья, при выполнении практического задания на раннее полученных занятиях. Разработал: Измайлов Сергей Владиславович - мастер производственного обучения, КГК ПОУ18
Рецензент: Маханкина Е.Н. – методист Профессионального центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья КГК ПОУ 18
Введение
Сегодня совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий - это единственный путь выживания и развития в условиях рыночной экономики, потому что задачу подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья немыслимо решить без использования новых технологий обучения.
В профессиональных образовательных учреждениях используются разнообразные организационные формы метода обучения: лекция, практические занятия в учебных производственных мастерских, самостоятельная учебная деятельность под контролем мастера, производственная практика.
Методика обучения лиц с нарушением интеллекта должна включать различные методы и формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, направленные на формирование готовности к включению в производственное обучение.
Отбор методов, используемых в профессиональной подготовке обучающихся с нарушением интеллекта, определяется рядом факторов и одним из них является нарушение развития и затруднения в словесно-логическом мышлении, что значительно ограничивает возможности использования логических методов. В этом случае отдается предпочтение индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстрированным, наглядным, репродуктивным и частично поисковым методам.
Информационно-компьютерные технологии создают новые возможности в деятельности педагога по передаче знаний и новые возможности в деятельности обучаемого по восприятию знаний, а также в оценке качества обучения и всестороннем развитии обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса, его творческой активности.
Для подготовки рабочего подходящими методами являются объяснительно – иллюстративный и продуктивный, причем длительной тренировкой и повторением можно добиться четкого и правильного выполнения отдельных приемов по алгоритму в стандартной ситуации.
Подготовка к уроку с использованием информационных технологий, электронного материала в форме презентаций, видеоматериалов активизирует творческий потенциал педагога, мотивирует на внесение изменений в свою деятельность для достижения целей. Результат работы педагога на уроке: значительно повышается активность обучающихся, интерес к профессии, качество и уровень профессиональной подготовки молодых рабочих.
Основная часть
Тема:№10 «Комплексные работы»
Тема урока: «Изготовление детского стульчика»
Цель урока: Закрепление и совершенствование умений обучающихся выполнять шиповые соединения, полученных ранее с использованием новейших технологий, при изготовлении детского стульчика.
Образовательная задача: Обучить изготавливать детский стульчик, используя шиповые соединения.
Коррекционно-развивающая задача: Развить технологическое мышление и профессиональную интуицию, способствовать развитию речи путем дополнения ответов обучающихся.
Воспитательная задача: Формировать качества личности: взаимопомощь, ответственность, интерес к профессии, развитие профессиональной самостоятельности и творческого поиска в ходе выполнения задания.
Тип урока: Урок повторения и закрепления трудовых приемов, навыков и операций.
Методы обучения:
Словесный: рассказ с элементами беседы, фронтальный опрос, инструктаж
Наглядный: демонстрация ролика « Разновидности детских стульчиков», «Техника безопасности при работе с электрическим лобзиком» раздаточный материал, образцы шиповых соединений. призентация Microsoft Office Power Point
Практический: самостоятельная работа по карточкам опроса «Виды шиповых соединений»
Межпредметные связи: «Материаловедение», «Специальная технология»
Материально – техническое оснащение урока:
1.Наглядные пособия: Справочник плотника и столяра Б.А.Степанов, образец детского стульчика, образцы шиповых соединений.
2.Индивидуальный раздаточный материал: Технологические карты «Изготовление детского стульчика», критерии оценки, чертеж.
3. Материалы: Заготовки (ель) деталей детского стульчика, фанера толщиной 6мм, клей ПВА, саморезы, шлифовальная шкурка различной зернистости.
4. Инструменты: Электрический лобзик, ножовка мелкозубая, стамески шириной 10, 20 мм, кисть для клея, киянка, шуруповерт, сверла Ф2,5 ;10мм, пилки к лобзику для пиления фанеры.
5. Приспособления: Зажимы на верстаках, упоры, шлифовальный барабан и бруски обитые шлифовальной шкуркой.
6. Оборудование: Верстак, компьютер, телевизор, фрезерный станок.
Ход урока:
1.Организационная часть: 5 минут
Приветствие и проверка явки обучающихся к уроку;
Осмотр внешнего вида обучающихся, наличие спецодежды;
Психологическая подготовка к восприятию урока;
Объяснение хода и последовательности проведения урока.
Первые два вопроса мастер производственного обучения решает с помощью старосты группы, который докладывает об отсутствующих обучающихся на занятиях и возможных причинах отсутствия. Мастер проверяет состояние внешнего вида обучающихся и наличие спецодежды.
Психологическая подготовка к восприятию урока-это самый важный вопрос, ведь от него зависит настроение обучающихся, желание идти на контакт с мастером и товарищами по группе, правильное восприятие информации и активное участие в творческом процессе. Поэтому на уроках производственного обучения стараюсь говорить легко, хвалить за правильные ответы и внешний вид, стараюсь к любым проблемам подходить с определенной долей доверия, а где и с юмором, соблюдая меру чтобы не унизить человеческого достоинства обучающихся.
2.Вводный инструктаж:
Сообщение темы и цели урока (Слайд 1)
Мастер производственного обучения знакомит обучающихся с темой урока и его целью.
Небольшое вступление из истории создания и изготовления детских стульчиков (Слайд 2,3) Говоря об истории создании стула, необходимо отметить, что мебельное производство в древнейшие времена по праву считалось искусством, и мебель была доступна лишь богатым людям. В древнем Египте не существовало полноценных стульев, принято было восседать на скамьях и примитивных табуретах. Только в средние XX века Венский столяр Михаил Тонет разработал производство мебели из гнутой древесины, что позволило любому человеку пользоваться обыкновенным стулом благодаря практичности, что самое главное дешевизне. На примере иллюстраций, которые я вам продемонстрировал, можно увидеть, что полет фантазии даже в таких изделиях как стульчик не ограничен.
Столяр - это многофункциональная профессия. Он занимается изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из массива древесины с возможным применением фанерования, шпонирования, ламинирования. В наше время актуальны изделия из дерева и в этой профессии нуждаются как никогда. Именно в деревянных изделиях можно воплатить все свои творческие возможности, поэтому наша профессия востребована.
Сегодня мы будем изготавливать мебель для дома - детский стульчик.
Проверка знаний
Перед вами лежат заготовки для изготовления изделия.
Вопрос: Из какой породы древесины выполнены заготовки?
Ответ: Ель.
Работа по карточкам опроса: (Каждый обучающийся получает задание в виде вопросов и нескольких ответов. Необходимо выбрать правильный ответ)1. Какой инструмент используются при изготовлении шиповых соединений?
2.Виды шиповых соединений, используемые при изготовлении стульчика (Приложение№1)
Фронтальный опрос: Какое соединение, кроме шиповых можно использовать при сборке детского стульчика? Ответ: Соединение на саморезах.
Фронтальный опрос: Какие инструменты могут быть использованы при изготовлении детского стульчика? Ответ: При изготовлении стульчика мы будем использовать следующий инструмент (показ инструмента): (Слайд4-10)
1.Электрический лобзик с пилкой для пиления фанеры.
2.Шуруповерт для сверления отверстий и закручивания саморезов в
сиденье и спинку стульчика.
3.Шлифовальная машинка для зачистки готового изделия.
4.Стамеску узкую и широкую для изготовления и формирования шипа.
5.Ножовку мелкозубую для формирования шипа.
Инструктирование обучающихся по материалу урока
При изготовлении детского стульчика используется комплекс следующих операций:
Изготовление и формирование шипового соединения.
Сборка изделия насухо и на клей.
Разметка по шаблону и пиление сидения, спинки из фанеры.
Прикручивание сиденья и спинки к стульчику на саморезы.
Зачистка изделия.
Разбор документации и технических требований при выполнении работ по изготовлению стульчика, одновременно демонстрируя изделие (Приложение№2)
Напоминаю о правильности и точности изготовления шиповых соединений, строгому соблюдению требований технической документации, и к чему может привести неточность их выполнения.
Это – несоответствие геометрическим размерам, сокращению срока эксплуатации данного изделия, неприглядного внешнего вида.
Указываю обучающимся на недопустимость спешки при изготовлении шиповых соединений, так как это приводит к браку изделия и травматическим ситуациям.
Рассматриваем и демонстрирую (образцы) типичных ошибок при выполнении работы (прослабленный шип, зачистка шипа шлифовальной шкуркой, не подчистка заплечиков, неравномерная подрезка шипа с одной стороны), способы их предупреждения и по возможности устранения.
Показ изготовления шипового соединения: особое внимание обращаю обучающихся на резание шипа стамеской и запиливание его под угол 45 градусов. Сборка на сухо гнезда и шипа. «Техника безопасности при работе со стамеской» (Слайд№11)
Воспроизведение приемов изготовления шипового соединения двумя обучающимися.
Переходим к показу изготовления сиденья и спинки из фанеры: пиление электрическим лобзиком мастером п/о. «Техника безопасности при работе с электрическим лобзиком» (Видео).
Воспроизведение приемов пиления электрическим лобзиком двумя обучающимися.
Сообщаю о современных технологиях получения шиповых соединений с помощью шипорезных станков, о повышении производительности труда, качества продукции.
Обращаю внимание обучающихся правильно организовывать свой труд, содержать в порядке и чистоте свое рабочее место. Известно, что многие «секреты» профессионального мастерства высококвалифицированных рабочих, специалистов заключаются именно в отличной организации труда и рабочего места. Необходимо, чтобы обучающиеся это твердо знали и всегда придерживались установленных правил и требований. Полезные привычки, как правило, формируются путем многократных повторений. Поэтому необходимо всегда быть предельно требовательным в вопросах организации труда и рабочего места обучающихся.
Воспитывая у обучающихся аккуратность, добросовестность, ответственность, приучая их к порядку и четкости в работе, тем самым воспитываю у них эти качества в более широком понимании: если обучающийся аккуратен в работе, он аккуратен и быту; порядок и четкость в работе приучают его к порядку и логичности в мышлении. Закрепление материала вводного инструктажа
Анализ вводного инструктажа по отработке приемов провожу, оценивая и комментируя работу обучающихся, привлекая их к самостоятельному анализу возможных ошибок и затруднений, поиску путей их предупреждения и устранения.
Знакомлю обучающихся с критериями оценок по изготовлению детского стульчика.
Объявляю обучающимся приступить к самостоятельной работе
указывая время, которое отводится на изготовление изделия.
3. Упражнения обучающихся и текущее инструктирование
Текущий инструктаж начинаю с целевого обхода рабочих мест.
Первый обход: цель его это проверка содержания рабочих мест.
Особое внимание следует обратить на обучающихся у которых на верстаке инструмент, заготовки и техническая документация находится в беспорядке.
Второй обход: особое внимание уделяю тем обучающимся которые слабо усвоили приемы работы с инструментом, корректирую правильность приемов их работы.
Третий обход: проверяю правильность соблюдения технологической последовательности изготовления и сборки стульчика.
Четвертый обход: здесь необходимо проверить правильность ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного) соблюдение технических и технологических условий работы.
Пятый обход: Провожу приемку изделия с выставленной оценкой обучающимся за свою выполненную работу. Наиболее успевающих обучающихся, выполнивших задание прошу помочь неуспевающим по времени ребятам, тем самым достигается взаимовыручка и сплачивание коллектива.4. Заключительный инструктаж
На заключительном инструктаже анализируя работу группы, указываю на ошибки допущенные отдельными обучающимися. Оценивая работу каждого обучающихся учитываю правильность организации обучающимися рабочих мест и соблюдение в процессе работы правил техники безопасности; качество выполненной работы, соблюдение установленных норм; сознательное и добросовестное отношение к труду и самооценку за изделие которую выставил себе обучающийся.
Отмечаю кто из обучающихся добился отличного качества работы.
Сообщаю что на следующем занятии будем производить сборку стульчика на клей,
Домашнее задание : нарисовать эскиз нового стульчика.
Лучший эскиз для изготовления нового стульчика обсудим группой и выберем на следующим занятии.
Прошу убрать свои рабочие места, инструмент аккуратно сложить на первый верстак. Дежурным приступит к уборке мастерской.
Заключение
Представленная форма урока дает обучающимся возможность применять свои знания и умения на практике. Урок по данной теме проводится в группе столяров с коррекционными детьми. Занятие показало, что каждый обучающийся овладел навыками изготовления изделия ( детского стульчика), это доказывает, что каждый обучающийся может хорошо мыслить и творчески работать. Для правильного формирования личности необходима объективная оценка знаний, умений и навыков, являющаяся хорошим стимулом обучения. Мастер должен оценивать справедливо и доброжелательно, только тогда подростки чувствуют готовность мастера помочь в трудную минуту, а состояние успеха должно сопровождаться на протяжении всего урока.
Список литературы:
Мельников И.В., Прохорова Е.Б. Столяр – плотник: Учебное пособие для учащихся профессиональных училищ; Издательство «Феникс», 2003год.
Бобров В.А., Справочник по деревообработке; Издательство «Феникс», 2003год.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Резапкина Г.В. Методический кабинет // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodkabi.net.ru/Альманах Институт коррекционной педагогики РАО // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14Оглавление
Аннотация……………………………………………………………… 2
Введение……………………………………………………………….. 3-4
Основная часть…………………………………………………………4-5
Ход урока………………………………………………………………..5-8
Заключение……………………………………………………………… 9
Список литературы…………………………………………………… 10
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы…………………… 11
Приложения……………………………………………………………12-16
Приложение I
Карточка №1
Из данных ответов нужно выбрать правильный.
Какой разметочный инструмент используется для изготовления шипового соединения?
а) линейка, ерунок, угольник, карандаш.
б) линейка, рейсмус, угольник, карандаш.
в) Малка, угольник, транспортир, карандаш.
Какой ручной режущий инструмент используется для изготовления шипового соединения?
а) стамеска, ножовка, долото.
б) ножовка, долото, рубанок.
в) долото, стамеска, ножовка, сверло.
Виды шиповых соединений используемые при изготовлении
стульчика?
а) угловое концевое, угловое серединное.
б) угловое серединное, ящичное.
в) ящичное, угловое концевое.
Правильные ответы к приложению №1
1. Какой разметочный инструмент используется для изготовления шипового соединения?
б) линейка, рейсмус, угольник, карандаш.
2.Какой ручной режущий инструмент используется для изготовления шипового соединения?
в) долото, стамеска, ножовка, сверло.
3. Виды шиповых соединений, используемые при изготовлении стульчика?
а) угловое концевое, угловое серединное.
Приложение II
ТЕСТ
контроля качества профессиональной подготовки
1. Требования к организации рабочего места
Расположение инструментов
и материалов Оценка
5 4 3 0
1. Удобное Без замечаний одно замечание Два замечания Более двух замечаний
2. Рациональное Без замечаний одно замечание Два замечания Более двух замечаний
3. Аккуратное Без замечаний одно замечание Два замечания Более двух замечаний
4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований Без замечаний одно замечание Два замечания Более двух замечаний
2. Владение рабочими приемами.
Работа с ручным инструментом:
разметочным (угольник, линейка)
долбежным (сверлильно-пазовальный станок)
режущим (стамеска)
пильным (ножовка, эл.лобзик)
шлифовальным (эл.шлифовальная машина)
сверление (эл.дрель)
Показатели для оценивания Оценка
Уверенное и точное владение приемами работы с применением самоконтроля 5
Владение приемами с несущественными исправленными ошибками 4
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества 3
3.Соблюдение технических и технологических требований к качеству учебно-производственных работ
3.1. Соблюдение технологических требований
Показатели для оценивания Оценка
5 4 3 0
Соблюдение технологического процесса Без замечаний Одно замечание Два
замечания Более двух замечаний
3.2. Соблюдение технических требований
Критерии оценки качества изделия.
№ п/п Показатели для оценивания Оценка
5 4 3 0
1 Отклонение свободных размеров от эталона 1 мм
1,5 мм
2 мм
Более 2 мм
2 Плотность соединения деталей Плотное Зазор не более 0,3 мм Зазор не более 0.5 мм Зазор более 0,5 мм
4. Выполнение нормы времени.
Оценка 5 4 3 0
Норма времени 100% 90% 80% Менее 80%
5. Соблюдение требований техники безопасности
Критерии оценки Оценка
5 4
Соблюдение правил техники безопасности Без замечаний Одно замечание
Приложение III
Технологическая карта
«Изготовление детского стульчика»
№
п/п Наименование работ Инструмент,
Приспособления,
материалы Оборудование Контроль
качества Время
1 Подбор материала Древесина хвойных пород 1-го или 2-го сорта с влажностью не более 12% 2 Продольное пиление доски на заготовки с припуском для ножек, царг, проножек. Толкатель, направляющая линейка. Круглопильный станок Линейка,
Угольник. 15
3 Острогать заготовку в угол 90º Угольник, толкатель Фуговальный станок Угольник 10
4 Строгание заготовок для ножек, царг, проножек в заданный размер Линейка, угольник Рейсмусовый станок Линейка,
Угольник. 15
5 Разметить ножки по длине с припуском Линейка, угольник Верстак Линейка, угольник 10
6 Разметить гнезда для царг и проножек согласно чертежа. Линейка, угольник Верстак Линейка, угольник 20
7 Высверлить гнезда в ножках для царг и проножек на глубину согласно чертежаСверло Ф12мм, линейка Сверлильно- пазовальный станок Линейка 20
8 Разметить и оторцевать в размер бруски для проножек ,царг, спинки. Линейка, угольник, пильный диск торцовочная пила Линейка, угольник. 20
9 Разметить и изготовить шипы на царгах и проножках(см. чертеж) Линейка, угольник, пильный диск Круглопильный станок Линейка, угольник. 20
10 Подгонка шиповых соединений Стамеска, ножовка. Верстак Линейка 30
11 Зачистить и отшлифовать детали детского стульчика Шлифовальная шкурка Верстак
Шлифовальная машина На глаз 30
12 Сборка детского стульчика насухо Киянка Верстак Линейка, угольник,
Эталон. 20
13 Произвести разметку сиденья и спинки стульчика по шаблону Линейка, угольник,
шаблон, фанера 10мм. Верстак Линейка, угольник,
шаблон 10
14 Выпилить по разметке Пилка для пиления Верстак,
электролобзик. Линейка, угольник,
шаблон. 25
15 Сборка детского стульчика на клей Киянка, клей ПВА, ветошь. Верстак Линейка, угольник, эталон 30
16
Установка спинки на клей, на саморезыКиянка, клей ПВА, ветошь,саморезы-25мм Верстак
шуруповертЛинейка, угольник, эталон 30
17 Зачистить кромки у крышки и спинки стульчика. Шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка. Верстак На глаз. 15
18 Разметить места крепления крышки Линейка, угольник Верстак Линейка, угольник 10
19 Просверлить и разенковать отверстия под саморезы. Сверло ф3мм,10мм. Верстак
электродрель. Линейка, угольник 10
20 Закрепить крышку на саморезы. Саморезы -25мм, Верстак,
шуруповерт. Линейка, эталон 15
21 Произвести зачистку детского стульчика. Шлифовальная шкурка Верстак
Шлифовальная машина На глаз, на ощупь 30
22 Выполнить лакирование изделия Лак НЦ ,кисть Верстак На глаз 30
23 Произвести зачистку детского стульчика. Мелкозернистая шлифовальная шкурка Верстак На глаз, на ощупь 25
24 Выполнить раскрашивание спинки и сиденья стульчика. Масляные краски, кисть, растворитель, ветошь. Верстак Визуально,
эталон 60
25 Выполнить лакирование изделия. Лак ПФ ,кисть Верстак Визуально,
эталон 25
26 Контроль качества работ Линейка, угольник. Верстак. Линейка, угольник. 10
27 Уборка рабочего места и промывание кистей Щетка сметка, растворители НЦ,ПФ, вода, кисти. Верстак Визуально 10