Краткосрочный план урока по теме: Белки, строение, свойства, качественные реакции
План урока по теме Белки, строение, свойства, качественные реакции
учитель: Махмуда Баян РапихкызыЦели обучения 10.5.1.2 определять наличие белков, жиров и углеводов (сахара и крахмал)
10.5.1.3 знать значение аминокислот
10.5.1.4 понимать реакцию образования белков из аминокислот;
10.5.1.5 исследовать процесс гидролиза белков и доказывать наличие аминокислот в их составе;
Цели урока - дать понятие о белках, как о природных полимерах;
- объяснить строение макромолекул белка;
- углубить знания учащихся о связи, строения молекул вещества и их функций на примере белков;
- показать взаимосвязь между строением и химическими свойствами
- совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами
Языковые цели Диета, пропорции, белки, жиры, углеводы, органические соединения, группы продуктов, в процентах, оценка X относится к пищевой группе Y.
Все /Самое / некоторые из моей любимой еды относится к группе X.
Я думаю, что / считают, что N% моей диеты (вчера) принадлежит к группе жиров / углеводов / белков.
Я не люблю ничего в группе X.
10.5.1.2 определять наличие белков, жиров и углеводов
Навыки Критерии успеха
Учащийся достиг цели обучения, если
Применение - правильно формулирует цель лабораторной работы
- фиксирует действия и наблюдения в таблице результатов
- делает соответствующие выводы
10.5.1.3 знать значение аминокислот Знание и понимание - дает верное определение аминокислот
- правильно распределяет 8-10 аминокислот на заменимые и незаменимые
10.5.1.5 исследовать процесс гидролиза белков и доказывать наличие аминокислот в их составе; Критическое мышление и исследование
- разделяет аминокислоты с помощью бумажной хроматографии с использованием Нингидрина- проводит расчёт значений Rf- определяет аминокислотный состав раствора гидролизованного белка, сравнив полученные значения с опорными значениями Rf- делает выводы о преимуществах и недостатках использования хроматографии для определения состава раствора гидролизованного белка
Первоначальные знания
Соединения углерода 1 (6.3С)
Поведение электронов в атомах (8.2A)
Углерод и его соединения (8.4В)
Структура элемента и соединений (9.1В)
Введение в органическую химию (10.3А)
Спирты и органические кислоты (10.3А)
Межпредметные связи Межпредметная интеграция на уроке с предметом биология. 91А; Молекулярная биология Ферменты: строение и свойства
9.1B – Пищеварение (Питание)
10.1B Химические вещества в живых организмах
Привитие
ценностей
Уважение;
Сотрудничество;
Открытость;
Труд и творчество;
Обучение на протяжении всей жизни.
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало
0-7 минут Орг. момент.
Психологический настрой:
Ребята «Возьмите то, что Вам нужно»
храбрость
вера Надежностть ть ььделикатность упорство отзывчивость нежность дружелюбие искренность мудрость
Учитель организует повторение знания учащихся о здоровом питании и, предлагает ответить на вопросы теста: Правильно ли Вы питаетесь? Тест дает возможность определить правильность вашего питания.
Учащиеся ответив на вопросы представленного теста подсчитывают баллы и оценивают, насколько здоровы их пищевые привычки.
Прием « Мозговой штурм»
Цель:
Определить ключевые слова и понятия;
Обсуждение и определение межпредметной связи с биологией;
Открытие темы урока;
Животные поедают растения и семена растений. Они переваривая их, строят свои собственные углеводы, белки
Вы едите углеводы, жиры, белки, содержащиеся в продуктах животного происхождения: таких как яйца, молоко и сыр
Или в мясе и рыбе
Вы также употребляйте в пищу растения как кукуруза, рис, картофель и другие овощи и фрукты
Также, изготовленные из растительных продуктов: хлеб и макароны
Во время пищеварения, эти вещества используется организмом как строительные материалы, некоторые их них используется как источник энергии, а остальные идут для построения новых углеводов, белков и жиров
Слайды перзентации8-15 мин
Ознакомление учащихся с темой урока: Белки, строение, свойства, качественные реакции
Обсуждение с учащимся целей обучения и критерии успеха
Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса Twig-bilim,kz «Основы питания: Белки». После просмотра видео учитель проводит экспресс- опрос ( устное взаимооценивание ответов):
Сколько процентов белков должно содержаться в нашем рационе?
Что из этих пищевых продуктов НЕ является источником белка? (мясо, хлеб, молоко)
Во время пищеварения белки распадаются на ……. ?В состав всех белков входят ………… ?Учитель обсуждает с учащимися:
Белки (протеины)- природные биополимеры.
Протеины состоят из аминокислот
Различаются по характеристикам и функциям:
- структурные компоненты хрящей, мышц, костей, волос и ногтей, кожи
- функционируют как ферменты, регулирующие биологические реакции, такие как пищеварение и клеточный метаболизм
- транспортная (например, кислорода в крови).
Классификация некоторых белков и их функции
Идентификация белков Слайды перзентации
https://twig-bilim.kz/film/food-basics-proteins-6552/
16-26 мин Цель: (10.4С) уметь проверять содержание белков, углеводов (сахаров и крахмала) и жиров
Лабораторная работа № 6: Определение питательных веществ в составе пищи
Парная работа. Данные пищевые продукты тестировать на сахар с реактивом Бенедикта, крахмала с йодом, тест Биурета с белком и с жиром, потерев на бумаге или с помощью Судан III.
Учащимся необходимо сформулировать цель лабораторной работы, записать наблюдения и выводы в таблицу.
Наименование продуктов питания Что делали?
Как определили? Наблюдения Вывод
(наличие белков,
жиров,
углеводов, крахмал
Обсуждение с классом вывода. Предполагаемый вывод:
Семена подсолничника содержит жир ( определил с помощью реактива Судан III и потрев на бумажной салфетке)
Срез картофеля и кусочек белого хлеба содержат крахмал (определил с помощью теста Биурета)
Мед содержит углеводы ( определил с помощью теста реактивом Бенедикта) Приложение № 1
Рабочий лист
27-35 мин Групповая работа. Метод «Ульи» Ученики разбиваются на группы по 3-4 в каждой. В группах обсуждается заданные вопросы. (Если участники в начале выполнения задания обычно формулируют свои запросы и интересы, то затем они начинают более внимательно прислушиваться к предложениям преподавателя, благодаря этому они могут установить, отвечают ли предложения преподавателя их запросам и потребностям. При использовании этого метода несколько снижается психологический барьер и смущение при необходимости выступать в малой и затем большой группе. Этот метод использую в конце первого урока, чтобы активизировать учащихся.)Класс разделить на три группы по названиям:
«Моноамин, монокарбоновая кислота»,
«Диамин, монокарбоновая кислота»,
«Моноамин, дикарбоновая кислота».
Цель: знать значение аминокислот Каждая группа рассматривает:
1) таблицу «Аминокислоты» и обсудив, отвечают на вопросы по названию группы:
Изучите данные вещества и классифицируйте по группам
Дайте определение аминокислотам?
Дайте определение функциональным группам аминокислот?
2) схему получение нейлона реакцией поликонденсации и обсудив, что аминокислоты являются составляющими белков, 20 из них являются существенными для жизни человека, девять не могут быть синтезированы в организме и должны поступать с пищей, отвечают на вопросы:
Объясните, как аминокислоты присоединяются, чтобы таким же образом получить белки?
Дайте определение амидной (пептидной) связи.
Напишите примеры ди-,три-, тетрапептидов на основе таблицы «Аминокислоты»
Дан перечень аминокислот: глицин, лизин, аспарагиновая кислота, глутаминовая кислота, фенилаланин, цистеин, валин, аланин, серин, тирозин. Заполните таблицу:
Заменимые аминокислоты Незаменимые аминокислоты
Приложение № 2
Таблица «Аминокислоты»
36-40 мин 635000 Время чтения!
Статья: Это идеальный белок?!!
Самостоятельная работа с научной статьей:
Цель:
концентрация внимание учащихся на усвоении содержания и тех сведений, которые в нем сообщаются
Владение учащимися техники чтения и понимания смысла прочитанного.
Обсуждаем:
Каково Ваше мнение об этом новом источнике белка?
Каковы преимущества данного белка?
Вы попробовали бы этот белок? Приложение № 3
Explora Secondary Schools - Is this the perfect protein
41-70 мин Объяснение учителя:
Гидролиз представляет собой процесс перегонки органических соединений с кислотами или щелочами, чтобы разрушить связи и получить более простые вещества. Гидролиз является обратным процессу поликонденсации, так как происходит добавление молекул воды по месту разрыва связей. Белки могут быть гидролизованы в аминокислоты.
Лабораторная работа
Цель: - исследовать процесс гидролиза белков и доказывать наличие аминокислот в их составе;
Учащиеся используют бумажную хроматографию для разделения аминокислот и строят хроматограмму с помощью нингидрина и заполняют таблицу:
Использование хроматографии для определения состава
раствора гидролизованного белка
Преимущества Недостатки
Критерий оценивания лабораторной работы:
проводит расчёт значений Rfопределяет аминокислотный состав раствора гидролизованного белка, сравнив полученные значения с опорными значениями Rfделает выводы о преимуществах и недостатках использования хроматографии для определения состава раствора гидролизованного белка Слайд презентации
Приложение№4
Рабочий лист
Конец урока
71-80 мин Activity
Цель:
Развитие языковых навыков, использование ключевых слов, понятий
Действия учащихся: Учащиеся пишут список ключевых слов и понятий, связанных с темой белков. По каждому ключевому слову/понятию,дают его определение и перевод на английский. Затем работают в паре, сравнивают свои ключевые слова и определения с партнером; определяют какие слова/понятия у них совпали? Какие нет? Делятся ключевыми словами с остальным классом. И сравнивают их с теми, которые в следующем списке:
Protein Белок Ақуыз
Sources of protein Источники белка Ақуыздың негізгі көзіBiuret test Тест Биурета Биурет сынамасы
Amino acid Аминокислота Аминқышқылы
-carbon -углерод - көміртегі
Essential amino acid Незаменимые аминокислоты Алмастырылмайтын аминқышқылдары
Condensation Конденсация Конденсация
Peptide Пептиды Пептидтер
Peptide bond Пептидная связь Пептидтік байланыс
Hydrolysis Гидролиз Гидролиз
Принимает участие каждый учащийся. Записывают в тетради ключевые понятия.
Процесс взаимооценивания.
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо потрудились. Однако каждый поработал по – разному. И сейчас каждый определите как?
Для этого, пожалуйста:
1.Ответьте на вопросы:
Вспомните цель урока.
Достигли ли вы цели урока?
В какой степени?
2. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».
3. Выберите домашнее задание. Стикеры- карточки (красного, желтого, зеленого цвета)
Дополнительная информация
Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Межпредметные связиЗдоровье и безопасностьСвязи с ИКТСвязи с ценностями (воспитательный элемент)
Все учащиеся будут:
определять наличие белков, жиров и углеводов
знать значение аминокислот
понимать реакцию образования белков из аминокислот;
исследовать процесс гидролиза белков и доказывать наличие аминокислот в их составе;
При этом учащиеся показывают следующие черты творческой деятельности:
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
умение видеть новую проблему в знакомой ситуации;
самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
способность видеть структуру объекта;
альтернативное мышление, то есть умение видеть возможные решения проблемы, различные способы решения. На протяжении всех этапов урока, оценивание проводится через устную и письменную рефлексию, самооценивание и взаимооценивание, постановку и решение проблемного вопроса, проведение лабораторной работы. В ходе выполнения заданий просматриваются работы учащихся, при необходимости оказывается помощь, как со стороны учителя, так и более способных учащихся.
Межпредметная интеграция на уроке с предметом биология.
91А; Молекулярная биология Ферменты: строение и свойства
9.1B – Пищеварение (Питание)
10.1B Химические вещества в живых организмах (Молекулярная биология)
10 класса знают химическую структуру обобщенной молекулы аминокислот и различие R группы, умеют описывать объединение аминокислот для создания первичной структуры белка
Рефлексия
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Цели обучения соответствуют учебной программе.
Практическая часть урока реализована после обсуждения теоретических основ гидролиза белка.
Учащиеся проговаривают цели обучения и составляют словесный план изучаемого материала.
Отступлений от плана урока не было.
Тайм-менеджмент был выдержан.
Аргументация учащихся была полной и правильной.
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
Проведение теста: Правильно ли Вы питаетесь? Учащиеся с интересом обсуждали правильность питания согласно возрастным особенностям.
Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
Учащиеся показали хорошие знания по курсу биология, что дала мне возможность провести всех запланированных моментов урока