Презентация по химии на тему :Свойства белков


Муниципальное образовательное учреждение
Весьегонская средняя общеобразовательная школа
Урок химии в 10 классе
по теме
«Свойства белков»
Учитель
Снеткова Любовь Анатольевна
2015 год
Пояснительная записка
Направление, по которому представлена работа – естественно-научное химия).Тема урока «Свойства белков» 10 класс.
Характеристика класса: в классе пятнадцать человек, из них: пять человек – высокого уровня и десять человек – среднего уровня обученности.
Программа курса химии для учащихся десятого и одиннадцатого классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне. Автор: О.С. Габриелян (2008 год). Она расчитана на 68 часов, два часа в неделю.
Учебник. Химия 10 класс. Автор: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., и др. Москва: Дрофа, 2011.
Раздел: «Азотосодержащие органические соединения».

Тема: «Свойства белков»
Цель урока:
сформировать представление о свойствах белков, как о биологически важных органических соединениях.
продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений и генетической связи между ними.
способствовать закреплению понимания взаимосвязи применения, свойств и химического строения.
Задачи:
обучающие: создать условия для получения обучающимися знаний о свойствах белков на основе проведения опытов и компьютерной презентации, обосновать роль белков в живом организме;
развивающие: способствовать развитию у обучающихся логическому мышлению, умению анализировать, сравнивать и прогнозировать свойства белков на основе самостоятельного проведения опытов, решения теоретических задач и упражнений;
воспитывающие: содействовать формированию представлений о причинно-следственных связях и отношений, формировать мировозренческое понятие о познаваемости природы;
привить обучающимся стремление заботиться о своем здоровье;
Реализация целей в ходе урока осуществляется через систему таких методов и приёмов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации, анализ предложенной информации для осуществления связи с дургими естественными дисциплинами и применение её в жизни обучающихся, самостоятельная практическая работа обучающихся, тестирование знаний с взаимоконтролем.Тип урока: комбинированный с мультимедийным сопровождением.
Планируемый результат обучения:
учащиеся должны знать: свойства белков, качественные реакции на белки;
определять принадлежность веществ к изученным классам органических соединений;
характеризовать строение, свойства белков;
выполнять химические эксперименты;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представление в различных формах.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, микролаборатории, пробирки, спиртовки, раствор куриного белка, перо птицы, шерстяная нить, творог, молоко, раствор серной кислоты, раствор сульфата меди (+2), раствор щелочи, раствор фенола, азотная кислота, раствор ацетата свинца(+2).Ход урока
Организационный момент: приветствие и подготовка обучающихся к работе
Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, цели занятия и значимости данной темы.
Учитель: Мы изучаем раздел органической химии : «Азотсодержащие органические соединения», а в частности белки. Это самые сложные по составу и строению органические соединения. Вся деятельность организма (развитие, движение, выполнение им различных функций и многое другое) связана с белковыми веществами. Без белков невозможно представить себе жизнь. «Жизнь – есть способ существования белковых тел» (Ф. Энгельс).Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами белков и вспомним из курса биологии роль белков в жизни человека.
Проверка домашнего задания
Упр.6, стр.226 (задача) Определить строение α-аминокислоты, если известно, что она содержит 15,73 % азота. (ученик у доски).
Осуществить превращение: из пропана получить аланин (ученик у доски).
С классом проверяем таблицу:
Функции белков Название белков Значение
У троих обучающихся проверяю наличие домашней работы.
Ответы оцениваются. Посмотрите внимательно на доску, все ли там правильно? Есть ли вопросы? Задайте по одному вопросу отвечающим.
Вопросы: Дать определение белкам. Перечислить структуры белков.
Изучение нового материала (слайд 1)
В процессе изучения нового материала обучающиеся делают записи в тетрадях.
Растворимость белков в воде (слайд 2)
Белки могут быть растворимы, так и нерастворимы в воде- это зависит от их состава и структуры. Водорастворимые белки образуют коллоидные растворы (слайд 3).
2.Белки горят со специфическим запахом жженого пера.
Сейчас мы познакомимся с этим запахом.
Демонстрационный опыт №1. Горение шерсти и куриного пера.
По этому запаху можно отличить натуральную шерсть от синтетических волокон.
3.Белки подвергаются гниению (под действием гнилостных бактерий), при этом образуются: метан, сероводород, аммиак, вода и другие низкомолекулярные продукты.
4. Денатурация - утрата третичной, а иногда и вторичной структуры белка (слайд4). Денатурация бывает термическая
Обратимая
Химическая
Необратимая
Термическая денатурация - необратимая денатурация под действием высокой температуры (слайд 5). В переводе с греческого языка пептид (греч. peptos) означает «сваренный» - свертывание при нагревании.
Вопрос: к каким продуктам в быту применяется термин «свернуться»?
Ответ: Может «свернуться» молоко, белок куриного яйца.
Учитель. Большинство белков свертывается при температуре до 100 градусов С. Именно поэтому все живое гибнет в огне, практически все при кипячении воды, в привычной для нас форме невозможна жизнь на «горячих» планетах Солнечной системы. Кстати: какие это планеты?
Ответ. Меркурий и Венера.
Слайд 6. Химическая обратимая денатурация. При обработке куриного белка раствором хлорида натрия (поваренная соль) происходит высаливание.
Демонстрационный опыт №2. Отделяем белок от желтка и помещаем белок в стакан с насыщенным раствором хлорида натрия, перемешиваем. Этот процесс обратимый. Обратный процесс называется ренатурацией. ( Этот раствор будем использовать в процессе изучения свойств белков).
Слайд 7.Химическая необратимая денатурация.
Она происходит под действием кислот, щелочей, солей тяжелых металлов, органических ядов. В пробирку наливаем раствор яичного белка и добавляем насыщенный раствор сульфата аммония. Появляется муть от выпавшего осадка. Сильный электролит вызывает денатурацию белка.
Гидролиз - взаимодействие белков с водой, в ходе которого белок утрачивает первичную структуру.(слайд 8)
Гидролиз идет постепенно: белок→полипептиды→олигопептиды→ дипептиды→ аминокислоты (олигопептиды содержат несколько десятков аминокислот).
Гидролиз- основа пищеварения. В организм человека с пищей ежедневно должно поступать 60-80г белка. В желудке под действием ферментов и соляной кислоты белковые молекулы «разбираются» на кирпичики- аминокислоты. Попадая в кровь, они разносятся по всем клеткам организма, где участвуют в строительстве собственных белковых молекул, свойственных только данному виду.
Слайд 9. Новые понятия.
Гидролиз - разрушение первичной структуры белка.
Денатурация - полное разрушение пространственной структуры белка.
Обратимая денатурация - частичное разрушение пространственной структуры белка. Обратный процесс называется ренатурацией.
Слайд 10. Физкультминутка.
Снимем напряжение с глаз – зрение надо беречь!
Найдите точку А и по часовой стрелке следим глазом по красному контуру 2 раза, теперь в обратную сторону тоже 2 раза.
Найдите точку Б (синий контур) следим туда и обратно по 2 раза
Найдите точку В (зеленый контур) то же самое 2 раза туда и обратно
Коричневая горизонтальная линия (вправо – лево 2 раза)
Коричневая вертикальная линия (вверх – вниз 2 раза).
Закрыть глаза ладонями и досчитать до 5.
Качественные реакции на белки.
Слайд 11. Качественная реакция на пептидную связь. Биуретовая.
Универсальная, на все белки. При действии на белки раствора солей меди (+2) в щелочной среде возникает сиреневое (фиолетовое) окрашивание.
Слайд 12. Ксантопротеиновая реакция: при действии на белок концентрированной азотной кислоты образуется желтое окрашивание, связанное с нитрованием ароматических колец в соответствующих аминокислотах. Ксантопротеиновую реакцию дают только те пептиды, которые содержат остатки фенилаланина, триптофана, тиразина. Таких аминокислот много в белках мышечных тканей (миозин), но почти нет в соединительных (желатин).Слайд 13. Качественное определение серы в белках.
При горении белки издают характерный запах жженого пера. В значительной степени этот запах определяется содержанием в белках атомов серы( цистеин, метионин, цистин).
К раствору белка добавляем раствор щелочи (1:1), нагреваем до кипения и добавляем несколько капель раствора ацетата свинца. Выпадение черного осадка свидетельствует о присутствии в полученном растворе сульфид-аниона.
(CH3COO)2Pb + S2- → PbS↓ + 2CH3COO-
Слайд 14.В завершении теоретического материала хочется привести слова великого немецкого философа Гете.
Практическая работа: «Исследование свойств белков». Работаем в парах.
Цель работы: « Исследовать свойства белков, провести качественные реакции».
Техника безопасности: 1.Работаем аккуратно, над столом, все лишнее с парт убрать. 2.Правила нагревания веществ: прогреваем всю пробирку, отверстие направляем в сторону от всех, затем нагреваем ту часть, где находятся реагенты.3. Работаем согласно инструкции.
Ход работы:
Реактивы Что делал? Что видел? Выводы
Раствор куриного белка, молоко, р-р NaOH, р-р- H2SO4,р-р фенола Необратимая термическая денатурация.
Химическая необратимая денатурация Раствор куриного белка, р-р щелочи, р-р сульфата меди(+2) Качественная реакция на пептидную связь (биуретовая) Творог, HNO 3 конц. Ксантопротеиновая реакция Р-р куриного белка, р-р щелочи, р-р Pb(CH3COO)2 1.Цистеиновая реакция. Вывод: на практической работе изучены свойства белков.
(Практическую работу оформляют дома)
Закрепление. Проверка усвоенных знаний.
Слайд 15. Тестирование (на выполненте 5 минут), выполняют на карточках..Поменяйтесь друг с другом работами (взаимопроверка).
Слайд16. Ответы на тест.
1вариант 2 вариант
А.C,H,O,N,S А. аминокислоты
Б. 20 Б. пептидная
В. Спирали В. цепочка аминокислот
Г. Несколько глобул Г. Глобул
Д. ренатурация Д. денатурация
Сверьте ответы со слайдом и поставьте друг другу оценки. Выставление оценок за работу на уроке.
Подведение итогов.
Работа на сегодняшнем уроке позволила нам углубить знания о важнейших классах биологичсеки значимых органических соединениях - белка, изучить их химические свойства, а вот биологическая роль в жизнедеятельности живых организмов будет вашим творческим заданием.
Домашнее задание (Слайд 17)
Параграф 27, упр. 2,10 .
По желанию: «Белки, как компонент пищи», «Об успехах в синтезе белков» (презентации, сообщения).
Литература
Учебник « Химия 10 класс» .Автор О.С. Габриелян, М., Дрофа,2011
Настольная книга учителя « Химии 10 класс» Автор О.С. Габриелян, М., Дрофа, 2004
Денисова В.Г. Химия, 8,11 классы Открытые уроки, Волгоград, учитель,2003
Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий. 10-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением, М., «Глобус», 2008
Инструкция по выполнению практической работы
Проверить реакционную пробирку на герметичность
Термическая денатурация:
1 мл р-ра куриного белка поместить в реакционную пробирку
и нагреть.
Химическая денатурация:
В три пробирки налить по 1мл молока и добавить:
- в первую несколько капель р-ра серной кислоты
- во вторую несколько капель р-ра щелочи
- в третью несколько капель р-ра фенола
4. Биуретовая реакция: В пробирку налить 1 мл р-ра куриного белка добавить 1 мл р-ра щелочи и несколько капель р-ра сульфата меди (+2)
Ксантопротеиновая реакция:
Кусочек творога поместить в проверенную на герметичность пробирку, добавить 1 мл р-ра азотной кислоты, перемешать и нагреть на спиртовке.
Качественная реакция на обнаружение серы в составе белка:
1 мл р-ра куриного белка поместить в проверенную на герметичность пробирку, добавить 1 мл щелочи, нагреть до кипения, охладить и добавить 3-4 капли ацетата свинца.
Убрать рабочее место.