Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области развитие речи Тема «Составление рассказа описания по картине «Игры зимой»


КОУ «Адаптивная школа – интернат»
Дошкольная группа кратковременного пребывания с общим недоразвитием речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области развитие речи
Тема «Составление рассказа описания по картине «Игры зимой»


Подготовила: воспитатель ГКП
Рогова Н. Д.
Омск 2016
Тема. Составление рассказа описания по картине «Игры зимой».
Цель: формирование монологической речи.
Программное содержание:
– учить детей составлять рассказы описания по картине с помощью опорных схем, плана и вопросов воспитателя;
– развивать умение образовывать прилагательные;
– активизировать словарный запас;
– развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, фонематическое восприятие;
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарищей до конца и указания воспитателя.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин, чтение книг по теме «Зимние забавы»; проведение речевых игр и упражнений, бесед.
Материалы и оборудование: игрушка-снеговик, письмо, картинки для каждого ребенка, опорные схемы, цветной картон, клей-карандаш.
Интеграция образовательных областей:
– коммуникация
– чтение художественной литературы
– познание
– труд  
– социализация
–художественно-эстетическое развитие
                                                  Ход занятия.
1. Воспитатель. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они тихонько посидят и посмотрят на нас. Мы будем сегодня с вами составлять рассказы, а о чём – вы узнаете, послушав стихотворение И.Сурикова «Вот моя деревня» - 3 четверостишия).2. Беседа. 
– О чём это стихотворение? (О зиме, о катании с горки).
– А вы любите зиму? За что? (Ответы детей).
3. (Игра «Какой, какая?»).
Зима (какая?)…белоснежная, холодная, морозная…
Снег (какой?)…белый, блестящий, скрипучий…
Лёд (какой?)… прозрачный, гладкий, скользкий…
Ветер (какой?)… холодный, колючий, сильный…
Дни (какие?)… зимние, ясные, морозные…
Настроение (какое?)… весёлое, радостное…
4. Игра «Сколько слогов?» (Зима, снег, снежинка, лед, холод, ветер). Воспитатель. Сколько гласных - столько и слогов. (Дети хлопают в ладоши на каждый слог).
5. Отгадайте загадки:
Белое покрывало
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло. (Снег)
* **
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыжи)
* * *
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Санки)
* * *
Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)
* * *
Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)
* * *
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Воспитатель. Услышав эту загадку, к нам пришел на занятие снеговик, и он принес с собой письмо. Давайте его прочитаем!
- Здравствуйте ребята! У меня для вас задание, посмотрите на картинки - отгадки и скажите, в какие игры играют дети зимой? (Перечисляют игры, забавы).
– Молодцы ребята, снеговик предлагает вам отдохнуть.
6.  Динамическая пауза. (Играет музыка)
Выпал беленький снежок, собираемся в кружок.
Мы ногами топ-топ!
Мы в ладоши хлоп-хлоп!
Будем весело плясать, будем ручки согревать.
Вот веселый снеговик
Поскакал как зайка прыг-прыг.
Ручки в стороны, вперед и на плечи – поворот.
Выпал беленький снежок, собираемся в кружок.
(Игра повторяется три раза с ускорением темпа).
Воспитатель. (Голосом снеговика) Ребята, вы большие молодцы! А теперь мне пора, сказал снеговик. (Дети прощаются со снеговиком).
7. Воспитатель. Ребята, а сейчас мы будем составлять рассказ о зимних играх. (Показ картины «Зимние забавы») Я вам предлагаю такой план: у вас на столе лежат маленькие подсказки, сначала расскажите, какой был день, потом, дайте имена своим героям и, что делали герои, во что играли.
Примерный рассказ ребёнка. Стоял ясный зимний день. Коля с Оксаной лепили снеговика. Савелий взял санки и скатился с горки. Было очень весело.
Воспитатель. Хороший рассказ у тебя получился. Кто ещё хочет рассказать?
(два-три ребёнка).
8. Пальчиковая гимнастика «Елочка», «Снежок»
Воспитатель. Лежала под елками, подушечка с иголками, лежала, лежала, да побежал. (Дети загибают пальчики, сжимают в кулак и показывают иголочки.9. Воспитатель. Ребята, а сейчас мы с вами составим схему одного предложения из вашего рассказа. (Стоял ясный зимний день.) У вас на столах лежат схемы, я у доски. Кто составит схему еще одного предложения? (Было очень весело.)
(один-два ребенка).
10. Воспитатель. Давайте и мы поработаем, и наклеим наши схемы на картонку. (Дети выполняют задание).
11. Рефлексия. О чём сегодня вы составили рассказы? В какие игры играли? Кто приходил к нам на занятие из героев? Что больше всего вам понравились? Если вам понравилось занятие наклейте на свои картонки веселого снеговика, а если не очень понравилось, то наклейте снежинку. (Дети выполняют задание).