Рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа 2100


Литературное чтение
Пояснительная записка.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов национальной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи курса:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Учебного плана МАОУ СОШ № 59.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» (Для четырехлетней начальной школы) Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Данная программа выбрана для обучения, потому что она соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, т.е. носит гуманистический характер образования, воспитывает гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; объединяет федеральное культурное и образовательное пространства, защищает и развивает систему образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;адаптирована к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; опирается на развивающую парадигму.
Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствует ФГОС НОО; обеспечивает воспитание функционально грамотной личности; реализует преемственность и непрерывность в образовании; разработана как целостная система; является системой развивающего образования, основанной на личностно-ориентированных принципах; может быть доступна для освоения обучающимися разного уровня развития, основана на принципе «мини-макса»3.Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно действующему в ОУ учебному плану, рабочая программа предусматривает организацию учебного процесса в объёме 4 часа в неделю( 3ч + 1ч формируемая участниками образовательного процесса) , 136 часов в год.
1 четверть – 35 ч;
2 четверть – 28 ч;
3 четверть – 41 ч;
4 четверть—32 ч.
В том числе контрольное чтение – 3.
Образовательный процесс проходит в форме уроков эвристической беседы, игры-путешествия, урок-диалог, внеклассного чтения, рефлексии.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у обучающихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а также системы уроков чтения в форме эвристической беседы.
Реализация содержания программы происходит через компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Компетентностный подход определяет 3 блока в содержании: 1 – дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения; 2 – дидактические единицы, содержащие сведения по теории использования языковых средств; 3 –дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных, развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в мире.
Деятельностная направленность требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Всё содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других её видов ( чтения, говорения и письма). Происходит формирование навыков беглого чтения ,восприятия и постижения смысла прочитанного, происходит эмоциональный отклик на произведение с учётом его художественной формы.
Формирование речевых умений ребенка достигается использованием следующих методических приёмов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи, деление текста на части в процессе работы над композицией произведения ( выделение описаний, диалогов); составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач выборочный пересказ, перечитывание фрагментов текстов).
В курсе предусмотрена система контроля знаний: самоконтроль, взаимоконтроль, проверка техники чтения.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета «Литературноечтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки
как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанныхпроизведе-
ний, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литератур-
ных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника
(диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию
развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературноечтение» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке спомощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология
продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, вусловных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: под-
робнопересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровнепредложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра-
вилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит техноло-
гия продуктивного чтения и организация работы в парах и малых
группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чте-
ние» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под-
ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда
данных;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения
по плану;
– размышлять о характере и поступках героя;
– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица,
загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную
(авторскую) сказку;
– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и дру-
гие сказочные приметы;
– относить сказочных героев к одной из групп (положительные,отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
6.Содержание учебного предмета.

п/п Наименование
раздела Кол – вочасов Содержание
учебного материала Требования к уровню
подготовки обучающихсяКоличество
проверочных и
контрольных работ
Первое полугодие – 63 часа
1. Введение. 3 ч Водный урок. Б. Заходер « Моя вообразилия»,
«Сказочка».
Внеклассное чтение. Книги,
прочитанные летом. Обучающийся покажет:
- своё отношение к школе;
- умение отбирать из личного опыта
нужную информацию;
- умение оформлять свою мысль вустной форме;
умение задавать уточняющие вопросы. 2. Там, на
неведомых дорожках20 ч М. Цветаева « В субботу»,
Русские народные сказки.
« Законы» волшебной сказки.
Как сказки складываются. «Народная» сказка
П. Ершова « Конек –
горбунок». А.С. Пушкин
« Сказка о рыбаке и рыбке».
В. Одоевский « Мороз
Иванович». П. Бажов
« Серебряное копытце». Литовская сказка « Мальчик
Золотой хохолок и девочка золотая коса». Скороговорки.
Внеклассное чтение « Мир волшебных сказок». Обучающийся
- овладеет нормами литературного произношения читаемого текста;
- будет знать названия , основное содержание изучаемых произведений, их авторов;
-научится отвечать на вопросы по тексту;
- различать народные и литературные сказки;
-овладеет умением прогнозировать содержание по названию;
-научатся определять главную мысль текста;
- делить текст на смысловые части;
- научится находить отрывок в тексте, используя иллюстрацию;
- оформляет свою мысль в устной речи;
- осознанно читает вслух и « про себя»;
- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- определяет тему и главную мысль текста;
- учится высказывать своё мнение, предположение, пробует предлагать способ его проверки.
Контрольное чтение (входное) -- 1.
3.
Сказочные человечки. 24 ч В стране Вообразилии.
Т. Янссон « Шляпа волшебника»(отрывки).
Дж. Толкин «Хоббит»(отрывки).
А. Милн «Винни- Пух»(отрывки)
А.Н.Толстой « Приключения Буратино»(отрывки).
Дж.Родари «Приключения Буратино»(отрывки).
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»(отрывки). Внеклассное чтение
« Любимые герои – сказочные человечки». Развитие речи. Обучающиеся
- овладеет умением ориентироваться в тексте;
- научится составлять цитатный план;
- овладеет навыками давать характеристику персонажам, описывать их чувства и настроение;
- пересказывать текст по составленному плану, по цитатному плану;
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- находит необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- оформляет свою мысль в устной речи.
4. Сказочные богатыри. 16 ч А. С Пушкин «Руслан и Людмила»(отрывки).
Былина как фольклорный жанр. Сказка про Илью Муромца. Киргизская сказка « Дыйканбай и дэв».
Дагестанская сказка
« Богатырь Назнай».
Обучающийся научится:
- понимать образный язык былин, богатырских сказок;
- отличать былину от произведений других жанров;
- сравнивать богатырские сказки и былины;
- находить в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
- проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором текста;
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям.
Контрольное чтение – 1.
Второе полугодие – 73ч. 1. Сказка мудростью богата. 22ч Введение в раздел.
Л.Эрадзе « Что мне всего дороже?»
Татарская сказка « Мудрый старик».
Киргизская сказка
« Мудрая девушка».
Русская сказка « Мудрая дева».
Долганская сказка « Как появились разные народы».
Корейская сказка « Честный мальчик».
Японская сказка « Настоятель и служка» (1и 2 сказки).
Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка « Три калача и она баранка».
И. Франко « Сказка о глупости».
Русские народные пословицы и поговорки.
Русские народные загадки.
Литературные загадки.
Зачем поют колыбельные песни?
Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?
Обучающийся научится:
- давать сравнительный анализ сказок, составлять картинный план;
- составлять план для пересказа;
- анализировать поступки и характер героев;
- определять главную мысль произведения;
-делить текс на смысловые части;
- давать сравнительный анализ малым литературным жанрам;
- различать малые жанры фольклора;
- работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- обосновывать высказанное суждение;
- осознанно читать вслух и «про себя»;
- проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором. 2. Сказка – ложь, да вней намек… 23ч Введение в раздел. Ю.Мориц « Слониха, слонёнок и слон».
Русская сказка «Лиса и рак». Братья Гримм « Ёж и заяц»).Русская народная сказка « Напуганные медведь и волки».
Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы».
Сказка афроамериканцев « Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя луну ловить».
Любимые герои сказок.
Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена».
Латышская сказка»Как петух лису обманул».
А. Курляндский « Ну, погоди!»
Г. Сапгир « Песня».
Л. Квитко « Смелые воробьи».
Л Квитко «Весёлый жук».
Ю. Мориц « Резиновый ёжик».
Авторские считалки.
Б. Заходер « Считалия».
Сочиняем считалку.
Обощение по разделу.
Колыбельные русских поэтов.
Внеклассное чтение. Литературные стихи – сказки. Обучающийся
- овладеет нормами литературного произношения читаемого текста;
- будет знать названия , основное содержание изучаемых произведений, их авторов;
- делить текст на смысловые части;
- оформляет свою мысль в устной речи;
- осознанно читает вслух и « про себя»;
- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;
- умеет задавать уточняющие вопросы;
- определяет тему и главную мысль текста;
- учится высказывать своё мнение, предположение, пробует предлагать способ его проверки;
- проявлять интерес к чтению, ведению диалога с автором;
- составлять текс по картинкам;
- анализировать поступки и характер героев;
-давать сравнительный анализ сказок.
3. Самое обыкновенное чудо. 28ч Введение в раздел.
В. Горбовский « Розовый слон».
А. де Сент – Экзюпери « Маленький принц».
Д. Родари « Солнце и туча», « Как Алиса в море побывала».
В. Орлов « Я рисую море».
В. Берестов « Честное гусеничное».
В. Хмельницкий «Дождь в лесу», « Соловей и бабочка»,
« Гора», « Снег и скрипка».
Г. Цыферов « Про чудака лягушонка», «Град».
Б. Сергуненков « Куда лето прячется», « Одуванчик», « Кот белый – кот чёрный», « поэт и заходящее солнце».
Внеклассное чтение. Сказки – миниатюры.
Сказки – игры Дж. Родари.
Стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О Григорьева. М. Бородицкой, Ю. Мориц.
Обобщение по разделу.
Уроки- отчеты.
Обучающиеся
- овладеет умением ориентироваться в тексте;
- научится составлять цитатный план;
- овладеет навыками давать характеристику персонажам, описывать их чувства и настроение;
- пересказывать текст по составленному плану, по цитатному плану;
- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
- находит необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- оформляет свою мысль в устной речи.
Контрольное чтение – 1.
Итого за год – 136 часов. 7.Тематическое планирование.
№ п/п Тема Кол –во часов Самостоятельные, контрольные и проверочные работы. Основные виды деятельности учащихся
Первое полугодие - 63 часа 1. Введение. 3 ч 2. Там, на неведомых дорожках. 20 ч Входное контрольное чтение – 1 час Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух
тексты
в исполнении учителя, уча-
щихся.
Характеризовать
особенно-
сти прослушанного художе-
ственного произведения (опре-делять жанр – рассказ, сти-
хотворение, сказка народная,
авторская; загадка, послови-
ца, скороговорка); передавать последовательность сюжета;
описывать героев.
Воспринимать
учебное зада-
ние, выбирать последователь-
ность действий, оценивать ход
и результат выполнения.
Чтение
Читать
вслух целыми слова-
ми осознанно, правильно,
выразительно, используя
интонацию, соответствующийтемп и тон речи.
Декламировать
стихотворе-
ния, небольшие отрывки
прозы
Читать про себя
, осознавать
текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст:
предполагать содержание позаглавию, иллюстрации,
фамилии автора, группе клю-
чевых слов, определять тему;
выбирать наиболее точную
формулировку главной мысли
из ряда данных; находить втексте доказательство мыслей
и чувств автора.
Участвовать
в ведении учите-
лем диалога с автором по ходу
чтения или слушания текста.
Объяснять
выбор автором
заглавия произведения; выби-
рать наиболее подходящеезаглавие из данных; самостоя-
тельно озаглавливать текст.
Составлять план:
делить
текст на части, озаглавливать
части.
3. Сказочные человечки. 24 ч 4. Сказочные богатыри. 16 ч Контрольное чтение – 1 час Второе полугодие - 73 часа
1. Сказка мудростью богата.
22 ч Пересказывать
текст подроб-
но и выборочно.
Характеризовать
книгу: ана-
лизировать обложку, титуль-
ный лист, оглавление, иллю-
страции.
Выбирать
книгу в библиотеке
на основе анализа этих эле-
метовКультура речевого общения
Участвовать
в диалоге в соот-
ветствии с правилами речевогообщения.
Формулировать
вопроситель-
ные предложения.
Конструировать
монологиче-
ское высказывание: состав-
лять рассказ о герое прочитан-
ного произведения по плану.
Творческая деятельность
Инсценировать
художествен-
ное произведение (его фраг-менты): читать по ролям, уча-ствовать в драматизации.
Иллюстрировать
художе-
ственное произведение.
Сочинять
сказку, загадку,
считалку
2. Сказка ложь, да в ней намек…
23 ч
3. Самое обыкновенное чудо.
28 ч Контрольное чтение – 1 час Итого за год – 136 часов.
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине «Литературное чтение»
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту:
Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Список литературы для учителя:
Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения во 2 классе: методические рекомендации для учителя/ Е.В. Бунеева, М. А. Яковлева, О.В. Чиндилова. – М. :Баласс, 2008
Список литературы для учащихся:
Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс: учебник: в 2 частях/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.- М. Баласс: 2012
Бунеев Р.Н. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.- М.:Баласс,2013
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
1.Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (  Литературное чтение: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы) ( www.vneuroka.ru).
Презентации уроков «Начальная школа» ( http://nachalka.info/about/193 ).
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) ( www.festival.1september.ru).
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» ((www.km.ru/education ).
Справочно-информационный Интернет-портал (http://www.gramota.ru).
Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100…» (http://www/school2100.ru ).
Технические средства обучения:
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Персональный компьютер.
Учебно-практическое оборудование:
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
Шкаф для хранения таблиц.
Специализированная мебель:
1.Компьютерный стол.