Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 2 класс
Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»
Сл. Барило-Крепинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Барило-Крепинская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Барило-Крепинская СОШ»)
«Согласовано»
Руководитель РМО Овечко Т. В.
_________________ подпись
Протокол № ____
от « » августа 2014 г. Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению педагогическим
советом
Протокол № _____
от «___» _________20___ г.
«Утверждено»
Приказ №______
от «___» _________20___ г.
Директор Астапенко С. А.
_________________ подпись
Рабочая программа
по литературному чтению
Уровень общего образования (класс): начальное общее 2 класс
Количество часов: 136 часов
Учитель: Овечко Т. В.
Программа разработана на основе: программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2011г)Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной программы начального общего образования
авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» (Образовательная система «Школа2100». Сборник программ. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна.—М.: Баласс, 2011)
требованиями ООП НОО МБОУ «Барило-Крепинская СОШ»
Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Барило-Крепинская СОШ»
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
● овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
● развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
● обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
● освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
● приобретение и систематизация знаний о литературе, книгах, писателях;
● овладение способами правильного чтения, приемами понимания и анализа текстов;
● освоение компетенций – коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной и компетенции личностного саморазвития.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет с геометрической прогрессией, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностная направленность Обязательного минимума требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать «про себя», что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).
Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, – ознакомление детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.
Использование как традиционных, так и инновационных методов обучения способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные факты, понимать смысл текста, замысел автора. Применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, между читателем и его сверстниками-читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником, привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма – любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества – осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Литературное чтение» изучается во 2 классе по четыре часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Барило-Крепинская СОШ» расписанию на 2014-2015 уч. год общий объём учебного времени составляет 136 ч.
Содержание учебного предмета
Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения «про себя» – осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.
На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.
Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов); составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.
Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения. Это проявилось в определении тематики чтения, в выделении специального раздела «Виды речевой деятельности», содержание которого направлено на коммуникативное, литературоведческое, общее интеллектуальное и художественное развитие.
Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала.
Во 2 классе, читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло… Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
Во 2 классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказке; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2 классе – это игра-путешествие.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, основное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть для некоторых детей, покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
3. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. задания (творческие), опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
● оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
● эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
● понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
● высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
● определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
● проговаривать последовательность действий на уроке;
● учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
● учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
● ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
● слушать и понимать речь других;
● выразительно читать и пересказывать текст;
● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
● воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
● осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
● понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
● делить текст на части, озаглавливать части;
● выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
● подробно и выборочно пересказывать текст;
● составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
● размышлять о характере и поступках героя;
● относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;● находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
● относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
● соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Таблица предметных требованийпо литературному чтению (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»
овладение функциональной грамотностью;
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение приобщение к литературе как к искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях
2 класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану размышлять о характере и поступках героя;
высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор); относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
Комплексная работа по итогам обучения
Стандартизированная контрольная работа.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 2-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Контроль за усвоением ЗУН
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе литературного чтения осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих проверочные работы по всем, изучаемым разделам. Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта жёстко не ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:
- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;
- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Критерии оценки.
Качественная оценка Отметка — баллы
успешности (б. у.) 5-балльная отметка
Не достигнут даже
необходимый уровень Пустой кружок —
обязательное задание, которое так и не удалось сделать 2(неудовлетворительно). Возможность
исправить!
Необходимый уровень 1 б. у. — частичное освоение 3 (удовлетворительно). Возможность
исправить!
2 б. у. — полное освоение 4 (хорошо). Право изменить!
Программный уровень 3 б. у. — частичное освоение 4 (близко к отлично).
Право изменить!
4 б. у. — полное освоение 5 (отлично)
Максимальный уровень 5 б. у. — приближение к
максимальному уровню 5 (превосходно)
6 б. у. — выход на
максимальный уровень 5 (превосходно)
Тематическое планирование и виды деятельности обучающихся№ Тема Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся
1 Раздел I. «Там, на неведомых дорожках...»
23 Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход
и результат выполнения.
Чтение
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно,
выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Творческая деятельность
Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Иллюстрировать художественное произведение.
Сочинять сказку, загадку, считалку.
2 Раздел II. «Сказочные человечки»
27 3 Раздел III. «Сказочные богатыри»
13 4 Раздел IV. «Сказка мудростью богата»
20 5 Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
21 6 Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» 31 Календарно – тематическое планирование
№ п/п тема и тип урока Планируемые образовательные результаты Характеристика
основных видов деятельности учащихся дата
Предметные результаты Метапредметные УУД и личностные результаты план факт
Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…»
1 Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. Б.Заходер «Моя Вообразилия» Знать способы ориентирования в учебнике.
Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация Личностные:
– положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи,
чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
– находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– умеет организовать свое рабочее место и работу;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Чтение
Читать вслух целыми словам осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Культура речевого общения
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Творческая деятельность
Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
1.09 2 Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом 2.09 3 Проверка читательских умений и навыков 3.09 4 Мир сказок нашего детства Б.Заходер «Сказочка»
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть; – различать элементы книги;
– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
– приводить примеры из произведений фольклора;
– различать сказки народные и литературные 5.09 5 «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» (русская народная сказка)
8.09 6 «Законы» волшебной сказки»
«Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» (русская народная сказка)
9.09 7 Как сказки сказываются.
«Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» (русская народная сказка) 10.09 8 «Народная» сказка П. П. Ершова
«Конёк-Горбунок»
Знать
жанр «литературная сказка» названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения и по выбору);
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
– составлять небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский текст;
– приводить примеры из произведений фольклора;
– различать сказки народные и литературные 12.09 9 Сказочный мир Петра Ершова «Конёк-Горбунок»
15.09 10 Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек – Горбунок»
16.09 11 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
17.09
12 Герои «Сказки о рыбаке и рыбке»
19.09 13 Авторская сказка А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
22.09 14 Авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»
Личностные:
– старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
– находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– умеет организовать свое рабочее место и работу;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
– осознанно читает вслух и «про себя»
23.09
15 «Какова работа, такова и награда»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
24.09
16 От сказки народной к сказке авторской
В. Одоевский «Мороз Иванович»
26.09 17 Как сказы сказываются.
П. Бажов «Серебряное копытце» Знать
жанр «литературная сказка» названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения и по выбору);
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;
– составлять небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский текст;
– приводить примеры из произведений фольклора;
– различать сказки народные и литературные 29.09
18 Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)
30.09 19 Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
1.10
20 Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») 3.10
21 «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») Личностные:
– положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста;
– старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме.
Познавательные:
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки;
– умеет организовывать свое рабочее место и работу.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;
– способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» 6.10 22 Русские народные скороговорки
7.10 23 Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1 8.10
24 Мир волшебных сказок. Внеклассное чтение.
10.10
Раздел 2. «Сказочные человечки»
25 «Морская прогулка» (голландская народная песенка)
Знать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план с опорой на авторский текст;
- составлять план: делить текст на части,
озаглавливание произведения;
- воспринимать учебное задание, Личностные:
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая
может пригодиться для решения проблемы;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Читать вслух целыми словам осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
13.10
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. 26 Знакомство с Муми-семейством. Т. Янссон «Шляпа Волшебника» 1-я часть
14.10
27 Тайны шляпы волшебника. Т. Янссон «Шляпа Волшебника» 2-я часть
15.10
28 Сказочная повесть. Т. Янссон «Шляпа Волшебника» 3-4-я части
17.10
29 Герои сказок Т. Янссон «Шляпа Волшебника»
( выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.
20.10
30 Опасное путешествие Бильбо.
Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит» Глава «Пауки и мухи» ч.1 -2
Знать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план с опорой на авторский текст;
- составлять план: делить текст на части,
озаглавливание произведения;
- воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Личностные:
– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
– обосновывает высказанное суждение;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» 21.10 31 Путешествие продолжается. Глава «Пауки и мухи» ч.3-4
22.10 32 Отважный сказочный герой Бильбо Беггинс. Глава «Пауки и мухи» ч. 5-6
24.10 33 Отважный сказочный герой Бильбо Беггинс. Глава «Пауки и мухи» ч. 7-8
27.10 34 Авторская сказочная повесть Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит» 28.10 35 Проверка читательских умений и навыков 29.10 36 Смешная история. А. Милн «Винни-Пух» глава 3
Знать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план с опорой на авторский текст;
- составлять план: делить текст на части,
озаглавливание произведения;
- воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Личностные:
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные:
– обосновывает высказанное суждение;
– осознанно читает вслух и «про себя» 31.10 37 Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух»
10.11 38 Главный герой сказки А. Милна «Винни-Пух»
11.11
39 Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха из мультфильма»
12.11 40 Уроки Мальвины.
А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
14.11
41 Друзья и враги Буратино. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
17.11
42 А. Н. Толстой «Приключения
Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке
18.11
43 Повесть – сказка А. Н. Толстой «Приключения
Буратино».
19.11 44 Сказочный герой Чиполлино и его семья.
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
Знать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план с опорой на авторский текст;
- составлять план: делить текст на части,
озаглавливание произведения;
- воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Личностные:
– старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе;
– осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;
– осознанно читает вслух и
«про себя» 21.11 45 Чиполлино приходит на помощь. Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
24.11 46 Чиполлино – настоящий герой. Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
25.11 47 Фантазии А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Ч.1-2
26.11 48 Кто же такой Карлсон? А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Ч.3
28.11 49 Карлсон – воплощение детской мечты. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Ч.4
1.12 50 Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 2 2.12 51 Сочинение – рассказ о сказочном человечке 3.12 52 Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки
5.12 Раздел 3. «Сказочные богатыри»
53 Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывки)
Знать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения
– читать осознанно текст художественного произведении
- воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Личностные:
– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
– находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
– осознанно читает вслух и «про себя» Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Читать вслух целыми словам осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. 8.12 54 Былина – фольклорный жанр 9.12 55 Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
10.12 56 Илья Муромец – богатырь земли Русской
12.12
57 Былина «Илья Муромец и Святогор» (отрывки) 15.12 58 Сравнение богатырской сказки и былины
16.12 59 Чем силен человек? Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»
17.12
60 Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»
19.12 61 Кому счастье помогает? Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»
Знать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения
– читать осознанно текст художественного произведении
- воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Личностные:
– старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– старается договариваться, уступать, находить общее
решение при работе в паре и группе;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» 22.12 62 Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»
23.12 63 Обобщающий урок по разделу. Проверка навыков техники чтения
24.12 64 Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н.Матвеевой «Пираты». Проверочная работа № 3. 26.12 65 Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой
29.12 Раздел 4. «Сказка мудростью богата»
66 Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»
Знать
- названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений.
Уметь:
– пересказывать
текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части;
– составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
– различать жанры художественных произведений
Личностные:
– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– использует готовые знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, опреде-
ляет их значения разными способами.
Регулятивные:
– учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки.
Коммуникативные:
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Читать вслух целыми словам осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.
30.12 67 Как мудрость в жизни помогает. Татарская сказка «Мудрый старик» 12.01 68 Чему учит бытовая сказка. Татарская сказка «Мудрый старик»
13.01 69 Киргизская сказка «Мудрая девушка»
14.01 70 Герои киргизской сказки «Мудрая девушка»
16.01 71 Русская сказка «Мудрая дева»
19.01 72 Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева»
20.01 73 К чему приводит жадность.
«Как появились разные
народы»
Знать
- названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений.
Уметь:
– пересказывать
текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части;
– составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
– различать жанры художественных произведений Личностные:
– проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста;
– обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Познавательные:
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» 21.01 74 Где правда, там и счастье.
Корейская сказка «Честный мальчик»
23.01 75 Что высмеивают сказки?
Японская сказка «Настоятель и служка» ч.1
26.01 76 Сатирическая японская сказка «Настоятель и служка» ч.2
27.01 77 Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка»
28.01
78 Иван Франко «Сказка
о глупости»
30.01 79 «Сказка - ложь, да в ней намек..» Иван Франко «Сказка о глупости»
2.02 80 Пословицы и поговорки об уме и глупости
Знать
- названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений.
Уметь:
– пересказывать
текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части;
– составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
– различать жанры художественных произведений Личностные:
– проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста;
– обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Познавательные:
– сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
– находит необходимую информацию в дополнительной литературе;
– определяет тему и главную
мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– старается находить общее решение при работе в группе;
– осознанно читает вслух и «про себя» 3.02
81 Русские народные загадки
4.02 82 Как придумать загадку? Литературные загадки
6.02 83 Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 4. 9.02 84 Народные колыбельные песни. Авторские колыбельные песни
10.02 85 Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?» 11.02 Раздел 5. «Сказка – ложь, да в ней намек..»86 Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…»
Знать
названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль литературных произведений; знать их авторов;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
Личностные:
– обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Читать вслух целыми словам осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.
13.02 87 Русская сказка «Лиса и рак» 16.02 88 Сказка братьев Гримм «Еж и заяц»
17.02 89 Кто сильнее? Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» 18.02 90 Как ум и хитрость силу побеждают? «Напуганные медведь и волки»
20.02
91 Чего стоит ум? Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы» 24.02 92 Чем силен Симба? Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы» 25.02 93 Какие бывают развлечения? Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»
Знать
названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль литературных произведений; знать их авторов;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
Личностные:
– старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– осознанно читает вслух и «про себя»
27.02 94 «Сказки дядюшки Римуса» (отрывки) 2.03 95 Братец Кролик – главный герой сказки.
3.03 96 Любимые герои сказок
4.03 97 Какие вопросы задают сказки?
Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена».
6.03 98 Латышская сказка «Как петух лису обманул»
10.03 99 Современные сказки о животных. Александр Курляндский «Ну, погоди!»
Знать
названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль литературных произведений; знать их авторов;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
Личностные:
– проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
– использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет
их значения разными способами.
Регулятивные:
– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» 11.03 100 Как создаются мультфильмы. Сказка-сценарий
А. Курляндского «Ну, погоди!» 13.03 101 Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи».
16.03
102 Л. Квитко «Веселый жук»
Ю. Мориц «Резиновый ежик» 17.03 103 Проверка читательских умений и навыков 18.03 104 Авторские считалки
Борис Заходер «Считалия». Литературные игры
20.03
105 Сочиняем считалку
30.03 106 Обобщающий урок по разделу
31.03 107 Проверочная работа № 5
1.04 108 Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки 3.04 Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо»
109 Г. Горбовский «Розовый слон»
Знать
названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части;
– читать стихотворные произведения наизусть
– различать жанры художественных произведений
Личностные:
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Читать вслух целыми словам осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.
6.04 110 Чего не могут взрослые?
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть)
7.04 111 Знакомство с Маленьким принцем. Часть 2.
8.04 112 Лекарство от одиночества. Части 3-4
10.04 113 Секрет Лиса. Части 5-6
13.04 114 Секрет счастья.
Джанни Родари «Солнце и туча» Знать
названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части;
– читать стихотворные произведения наизусть
– различать жанры художественных произведений
Личностные:
– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– находит необходимую информацию в учебнике;
– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте
незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные:
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» 14.04 115 Джанни Родари «Как Алиса в море побывала» В. Орлов «Я рисую море»
15.04 116 Чудеса вокруг нас.
Валентин Берестов «Честное гусеничное»
17.04 117 Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»
20.04 118 В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»
21.04 119 Г. Цыферов «Град», «Про чудака лягушонка» Знать
названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части;
– читать стихотворные произведения наизусть
– различать жанры художественных произведений
Личностные:
– обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– находит необходимую информацию в дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе;
– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– осознанно читает вслух и «про себя» 22.04 120 Комплексная проверочная работа 24.04 121 Б. Сергуненков «Куда лето прячется», «Одуванчик»
27.04 122 Б. Сергуненков «Кот белый – кот черный»
28.04 123 Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры 29.04 124 Джанни Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»
Знать
названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части;
– читать стихотворные произведения наизусть
– различать жанры художественных произведений
Личностные:
– старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.
Коммуникативные:
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» 5.05 125 Творческий урок-конкурс
6.05 126 Веселые стихи Ю. Владимирова и Г. Остера8.05 127 Веселые стихи. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется»
Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!» 12.05 128 Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»
Личностные:
– проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста.
Познавательные:
– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Регулятивные:
– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
– учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки;
– сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе;
– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.
Коммуникативные:
– оформляет свою мысль в устной речи;
– обосновывает высказанное суждение;
– старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;
– умеет задавать уточняющие вопросы;
– осознанно читает вслух и «про себя» 13.05
Знать
названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части;
– читать стихотворные произведения наизусть
– различать жанры художественных произведений
129 Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 6. 15.05
130 Проверка читательских умений 18.05 131
132 Урок по итогам самостоятельного домашнего чтения
19.05
20.05
133
Урок-отчет «По дорогам сказок»
22.05
134 Внеклассное чтение.
25.05
135
136 Уроки коррекции знаний
26.05
27.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК
1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : 2012-2013.
2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012-2013.
3. Бунеева, Е. В. Уроки литературного чтения во 2 классе : метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2012-2013.
2. Дополнительная литература:
1. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 2 класс («Маленькая дверь в большой мир») / Н. А. Шестакова, Т. В. Кулюкина. – М. : Баласс, 2012.
2. Соболева, О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст : метод. пособие для учителя начальных классов / О. В. Соболева. – М. : Баллас, 2012.
3 . Интернет-ресурсы:
1 Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru
4. Материально-техническое обеспечение предмета
Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в стандарте начального образования по литературному чтению
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Принтер (МФУ) Xerox Phaser 3100MFP/S
Ноутбуки для учащихся
Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями
Мультимедийное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия» литературное чтение 1-4
Ученические столы в комплекте со стульями
Шкафы для средств обучения
Компьютерный стол
Учительский стол
Доска учебная