Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе В.Я.Коровиной. (68 часов)


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года,- Рабочих программ по литературе для общеобразовательных школ предметной линии учебников под ред. В.Я.Коровиной ( Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебникров подред. В.Я.коровиной. 5- 9 классы. М. Просвещение. 2011г.) - Учебного плана филиала МБОУ СОШ с.Степановка «»ОШ с. Турумбет» ( приказ № от 30.08.2015)
-УМК: литература: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе./ В.Я.коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.М.: Просвещение, 2013.
Данная программа будет реализована в соответствии с Учебным планом филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» на 2015 -2016 учебный год из расчета 2 часов в неделю, 34 недели ,68 часов в год.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Содержание тем учебного курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда
«Садко».
Карело-финский эпос «Калевала». «Песнь о Роланде»
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Из русской литературы XIX века
А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Изображение маленького человека в поэме. Образ Петра Великого.
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». «Молитва». «Ангел». Проблема гармонии человека и природы.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом».
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
Из русской литературы ХХ века
И.А. Бунин Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся). «Лапти». Для чтения и обсуждения
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова
Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и дрА.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Час мужества. Интервью с участником ВОВ Ю.Г.Разумовским.
А.Ахматова. «Мужество». Е.М.Винокуров. «Москвичи»
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека
Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).
М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века
Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Земля как будто стала шире…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта
Из зарубежной литературы
Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса
Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.
Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса»III. Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 7 класса учащиеся должны научиться:• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; • понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведенийIV. Учебно-тематический план
№ Название раздела Кол-во часов Развитие речи Контр. работы Внекл чтение
1 Введение 1 2 Устное народное творчество 6 3 Из древнерусской литературы 2 4 Из литературы 18 века 2 5 Из русской литературы 19 века 28 2 2 3
6 Из русской литературы 20 века 21 1 1 3
7 Из литературы народов России 1 8 Из зарубежной литературы 5 1
9 Обобщение 1 V. Календарно-тематическое планирование

п/пНазвание темы Кол.часовДата по плану Дата факт. Введение 1 Введение. Книга в жизни человека 1 Устное народное творчество 6 2
Предания 1 3 Пословицы и поговорки 1 4 Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович». 1 5 Былина «Садко». 1 6 «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. 1 7 Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса. 1 Из древнерусской литературы 2 8 «Повесть временных лет».
Из похвалы князю Ярославу и книгам.
«Поучение» Владимира Мономаха. 1 9 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 1 Из русской литературы XVIII века 2 10
М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» 11 Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку» Из русской литературы XIX века 27 12 А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». 1 13 А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник 1 14 А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. 1 15 А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека», его положения в обществе. 1 16 Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» 1 17 М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 1 18 Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. 1 19 М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. «Когда волнуется желтеющая нива...». Мастерство поэта в создании художественных образов. «Молитва», «Ангел». 1 20 Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 1 21 Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. 1 22 Смысл противопоставления Остала и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. 1 23 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 1 24 И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк». 1 25 И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». 1 26 Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. 1 27 Урок внеклассного чтения. А. Некрасов.
« Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 1 28 А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». 1 29 М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 1 30
Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению 1 31 Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина 1 32 Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. 1 33 Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. 1 34 А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. 1 35 Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. 1 36 Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». 1 37 Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. 1 38 Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина» 1 39 Р.Р. Сочинение-анализ стихотворения 1 Из русской литературы XX века 21 40 И. А. Бунин Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. 1 41 Развитие речи. И. А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» 1 42 М. Горький. Слово о писателе. «Детство»(главы).Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». 1 43 Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». 1 44 Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. 1 45 Урок внеклассного чтения. М. Горький. Рассказ «Челкаш» 1 46 Л.Н. Андреев. Слово о писателе .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. 1 47 В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. 1 48 В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. 1 49 А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. 1 50 Контрольная работа по творчеству писателей 20 в1 51 Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Обучение анализу стихотворения. 1 52 А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Философские проблемы в лирике Твардовского. 1 53 На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского и др. 1 54 Урок внеклассного чтения. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики. 1 55 Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. 1 56 Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». 1 57 Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. 1 58 Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы) 1 59 М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. 1 60 Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов). 1 61 Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. 1 Из литературы народов России 1 62 Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…» 1 Из зарубежной литературы 5 63 Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. 1 64 Дж.Г. Байрон. Слово о поэте «Душа моя мрачна..» 1 65 Японские хокку. Особенности жанра. 1 66 О. Генри. Рассказ «Дары волхвов». 1 67 Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери «Каникулы». 1 68 Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса» 1 VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Аникина С.М., Золотарев И.В.. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
Архипова Н.П., Байдакова Т.Б. и др. Уроки литературы с применением информационных технологий. М. «Глобус». 2010.
Егорова Н.В.. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006
Коровина В.Я. Литература :7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений .вВ2 ч.- М.: Просвещение, 2013.
Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе 7 класс.- М.: Просвещение», 2006
Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Тесты. Литература. 5- 8. М. «Дрофа». 1998.
Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. - М.: Просвещение, 2008
Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.- М.: Просвещение, 2000
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
Тимофеев Л.Н., Тураев С.В.. Краткий словарь литературных терминов. – М.: Просвещение, 2001.
Серегина Л.М. Литература. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель». 2006.
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5- 8классы. М. «Дрофа». 1997.
CD. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7- 8 классы.
http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации
Коровиной В.Я