Памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года в современном Петербурге (материал для подготовки к сочинению по литературе)
Памятники, посвященные войне 1812 годаСанкт-Петербург
Нарвские триумфальные ворота Всего за один месяц, к концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота по проекту Джакомо Кваренги в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Автором проекта гранитного памятника стал Василий Петрович Стасов. По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях. Венчающая Нарвские ворота конная группа исполнена Петром Карловичем Клодтом (шестёрка коней), Степаном Пименовым (статуя Победы) и Василием Демут-Малиновским (колесница). Группа представляет собой колесницу, которой управляет богиня победы Ника. В её руках пальмовая ветвь и лавровый венок - символы мира и славы. В нишах между колоннами Нарвских ворот помещены скульптуры древнерусских воинов, выполненные по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Одежда витязей исполнена по рисункам художника Ф. П. Солнцева, сделанных им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Скульптором И. Леппе были созданы крылатые олицетворяющие Славу женские фигуры.
Казанский собор
Казанский соборГробница Михаила Илларионовича Кутузова (похоронен в 1813 г.)Икона Казанской Божией матери
Герои войны 1812 года (скульптор - Б.И. Орловскмй, 1837год) М.И. Кутузов в исполнении Б.И. Орловского стремительный и одухотворенный. Полководец стоит в мундире, поверх которого – плащ. Правая рука сжимает обнаженную шпагу, а левая – жезл фельдмаршала. У ног – знамена поверженных наполеоновских войск. Материал – северный гранит, придает строгость очертаниям фигур . М.Б. Барклай-де-Толли – грустный и задумчивый Устремленный вдаль взгляд, опущенная левая рука, сжимающая маршальский жезл.
В годы блокады оба памятника оставили на местах. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.
Александровская колонна, или Александрийский столп 1834 годВенчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с чертами лица Императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую — воздевает к небу.Архитектор Огюст Монферран воздвиг колонну в стиле ампир в центре Дворцовой площади по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Высота Столпа вместе со статуей — 47,5 м (он выше всех аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии). Диаметр Столпа — 3,66 м. Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака. Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где и подвергся дальнейшей обработке. Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих. Установили её на постамент всего за 1 час 45 минут. Под цоколь колонны было забито 1250 сосновых свай. Александрийский Столп является чудом инженерного расчета — вот уже более 150 лет он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн.
Арка Главного штаба (1828 год) Арка была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. К. Росси, проектируя главную площадь столицы, связал два крыла Главного штаба триумфальной аркой Триумфальная колесница, влекомая шестеркой лошадей, словно парит на высоте 36 метров. Двое воинов , одетых в римские доспехи и вооружённых копьями, сдерживают лошадей. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок.
Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. 332 портрета русских генералов-участников войны 1812 годаПортреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике
200-летие со дня Победы 7 сентября 2012 года установлен памятник Багратиону (ул. Правды) на бывшем Семеновском плацу, где находились казармы полка, которым командовал генерал. Проект воплотили в жизнь скульпторы Ян Нейман, Мурат Аннануров и архитектор Геннадий Челбогашев. Бронзовая скульптура героя Отечественной войны 1812 года высотой 4 метра 35 сантиметров находится на постаменте из приозерского гранита.