База или профиль?. Психология выбора.
«База» или «профиль»? Психология выбора.
Математика всегда была и будет сложным школьным предметом, который успешно усваивается, к сожалению, не всеми учащимся. Это данность, которую необходимо брать в расчет. Издавна мир творческих людей делился на «физиков» и «лириков». Учитель математики, работающий в школе в наши дни, поставлен перед задачей научить алгебре и геометрии «во что бы то ни стало» и тех, к кому эта «царица наук» благосклонна, и тех, кто далек от мира формул и чертежей. Каждому ученику придется сдавать ОГЭ и ЕГЭ – а это показатель профессионализма педагога и качества обучения ученика.
Разумеется, ученик не всегда сам в состоянии объективно оценить свои способности по математике, да и мнение родителей, уверенных в исключительных способностях своего чада, порой является приоритетным для ребенка. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача выявления, возможно, скрытых математических способностей ученика, либо оказание ему психологической поддержки, которая не даст упасть ему духом и превратиться в отстающего, а то и неуспешного по этому предмету.
Но к 11 классу, как правило, такие задачи, как определение наличия математических способностей или отсутствие таковых, уже решены. И перед педагогом стоит задача подготовки ученика к успешной сдаче ЕГЭ. Конечно, педагог прежде всего выделят ребят, наделенных способностью к математике. Под математическими способностями следует понимать специальные особые способности, которые необходимы для успешного выполнения математической деятельности. Однако не следует забывать, что каждый ученик обладает в определенной мере математическими способностями. Оценить и развить эти способности — задача педагогов.
Начиная с 2015 года экзамен по математике в 11 классе разделили на «базовый» и «профильный». В этом есть определенная логика: учащиеся одного класса имеют разный уровень подготовки, зависящий и от их способностей к предмету, и от того, будет ли их дальнейшее обучение связано с математикой, и от того, на каком уровне они будут изучать математику в вузе, техникуме, лицее.
Обычно, что называется для подстраховки, ученик выбирает оба профиля, но и он сам, и учитель прекрасно понимают, на какой результат может рассчитывать учащийся. Но давление со стороны учителя («тебе не осилить профиль!») может негативно сказаться на мотивации ученика, и поэтому опытный педагог не допускает подобного прессинга.
Разумнее осуществлять дифференцированный подход к учащимся, что поможет им самим определить «планку математической высоты», которую они смогут взять. Различные виды работ на уроке, дома позволят ученику самостоятельно определиться с выбором направления, и субъективная оценка своих возможностей плавно перейдет в объективную.
Немаловажную роль в выборе «базы» или «профиля» играют беседы с родителями. Здесь уместны и советы психолога, и рекомендации социального педагога, которые, возможно, смогут изменить взгляд родителя на будущность их ребенка. Это поможет избежать многочисленных ситуаций, в которых разногласия между поколениями, их представлениями о жизни болезненно отражаются на самом процессе подготовки к экзаменам.
Чтобы ожидания не слишком отличались от полученного результата и не «выбили» ребенка из колеи, не ввергли его в депрессию, не лишили воли к преодолению дальнейших препятствий, нужно осуществлять индивидуальный подход к ученику, уметь выявить в его личности значимые черты и способности (отнюдь, может быть, и не связанные с математикой), дабы даже при низком результате экзамена у ученика всегда оставалась мотивация к дальнейшему обучению, освоению профессии, даже если придется сменить вектор деятельности.
Специфика подготовки учащихся к «профилю» и «базе», безусловно, различается. Опытный педагог имеет в своем арсенале не один десяток методик – от решения online-тестов до «погружения». Но только в тандеме с учеником, понимающим перспективы дальнейшего профессионального обучения, учитель может найти оптимальную схему обучения.
В любом случае – математика – это тот предмет, который учит логично мыслить, структурировать материал, да и в конце концов, как сказал М. Ломоносов, «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».