Планирование по физике для 7 класса «Самостоятельные исследования на уроках физики» (64ч, 2ч/нед)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №17»
Программа факультативного курса для учащихся 7-х классов по физике
«Самостоятельные исследования на уроках физики»
(64ч, 2ч/нед)
Программа разработана
Учителем физики
высшей категории
МАОУ «СОШ № 17»
Голунько Т.A
г. Улан-Удэ
Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на учащихся 7 – 9го классов средней общеобразовательной школы в группах по 8 – 10 человек по 2 часа в неделю. Я разработала её для 7-х классов.
Основное направление – комплексный подход к получению в процессе углубленного и дополнительного материала по темам, изученных на уроках физики, а также освоение практических навыков проведения экспериментов, с методами исследований, характерных для тех или иных изучаемых разделов.
Цель: воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий к созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов. Обучение вести по спирали: от простого к сложному.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
дать представление о цикле научного познания, месте эксперимента в нем, роли фундаментальных опытов в истории развития физической науки, история развития физики, научить планировать эксперимент; отбирать приборы для выполнения эксперимента; применять математические методы к решению теоретических задач;
работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой); готовить сообщения и доклады, представлять эксперимент как натуральный, так и модельный, использовать средства новых информационных технологий.
Развивать способность нравственного и эстетического воспитания, оказать помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, приборами; практические работы продуктивного и творческого характера; анализ домашнего эксперимента, занимательных опытов; проведение семинаров учащихся, для которых ребята самостоятельно ищут информацию, подбирают видеофильмы, компьютерные программы. Помимо исследовательского метода целесообразно использовать частично-поисковый, в отдельных случаях информационно-иллюстративный.
После изучения курса учащиеся должны знать имена ученых, поставивших фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические данные, основные научные достижения. Понимать роль фундаментальных опытов в развитии физики; цель, схему, результат и значение конкретных изученных фундаментальных опытов.
Уметь выполнения определенные программой исследования с использованием физических приборов, демонстрировать опыты, готовить сообщения и доклады, выступать с сообщениями, участвовать в дискуссии, оформлять сообщения и доклады, уметь выходить в Интернет по данной области.
Особенности:
по традиционной системе обучения чаще всего школьники выполняют лабораторные и практические работы по инструкциям, что совершенствует репродуктивные частично – поисковые умения.
Одна из задач, стоящих перед школой в современных условиях, - обеспечить учащихся наряду со знаниями фактического материала по предмету, системой умений – логических и практических, важных для каждой развитой личности. Учитель через систему индивидуальных или групповых экспериментальных заданий может создать условия для овладения обобщенными знаниями и умениями экспериментальной работы и развития творческих способностей, учащихся с учетом их индивидуальности.
Программа предусматривает поиск и подготовку будущих «генераторов идей» в процессе выполнения творческих заданий теории решения комбинированных задач.
Достижение очень высоких результатов возможно не только отличниками, но и целеустремленными детьми, участие в учебно-научно исследовательской деятельности. Самостоятельные исследования учащихся способствует не только осознанному овладению знаниями, но и овладению научным подходом к изучаемому материалу.
Учебно-тематический план
I год обучения (2ч/нед)
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный
2
4
6
2.
Строение вещества. Проявление его свойств в природе и технике
5
4
9
3.
Механика. Кинематика равномерного движения. Основы динамики
6
8
14
4.
Гидро – и - аэростатика
6
10
16
5.
Закон сохранения механической энергии
2
5
7
6.
Физика вокруг нас. Занимательная физика
2
6
8
7.
Заключительное мероприятие и подготовка к нему
2
2
4
Содержание курса
I Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный [6ч]
Измерение физических величин. Определение цены деления и показаний приборов. Основные и производные физические величины и их измерения. Система Си. Единицы и эталоны величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений.
Меры предосторожности при проведении эксперимента. ( Техника безопасности.) Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений.
Практические работы
Устройство приборов, их градуирование. Определение цены приборов.
Снятие показаний. Составление характеристик измерительных приборов ( пределы измерений, приборная погрешность измерений)
Умение преобразования единиц измерений.
Определение объема тел правильной и неправильной формы.
Творческая работа
Роль эксперимента для науки (на примерах)
II Строение веществ. Проявление его свойств в природе и технике. [9ч]
Возникновение атомарной гипотезы строения вещества. Биографии ученых. Диффузия и её скорость. Смачивание и капиллярность в природе и технике.
Творческие работы
Поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей».
Работы М. В. Ломоносова в области МКТ.
Опыты Броуна
Практические работы
Рисунки и простейшие динамические модели, иллюстрирующие строение вещества.
Измерение размеров, объемов мелких предметов: шарика, листа страницы учебника, диаметра проволоки, объема капли жидкости.
Исследование явления диффузии.
Определение плотности воды, бруска, тела человека.
Решение задач на расчет массы или объёма вещества
III Кинематика равномерного движения. Основы динамики. [14ч]
Механическое движение, его относительность. Система отсчета. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Материальная точка. Траектория движения. Путь и перемещение.
Исследования Галилея. Инерциальные системы отсчета. Перемещение и скорость движения одного и того же тела в разных системах отсчета. Законы Ньютона. Силы в природе. Свободное падение.
Творческие работы
Изучение истории развития механики. ( Аристотель, Г. Галилей, И. Ньютон)
Суд над инерцией.
Ускорение свободного падения на различных планетах Солнечной системы.
Практические работы
Опыты, иллюстрирующие: явление инерции; второй закон Ньютона; третий закон Ньютона ( реактивное движение).
Изучение зависимости силы упругости от удлинения.
Установление зависимости силы трения скольжения от площади поверхности и силы давления.
IV Гидро – и – аэростатика [16ч]
Давление. Сила давления. Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами. Манометры. Закон Паскаля. Гидралигевские механизмы. Сообщающиеся сосуды, их применение. Атмосферное давление. Барометр. Насосы. Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание.
Творческие работы
Закон Паскаля в технике.
Применение сообщающихся сосудов в природе и технике.
История открытия атмосферного давления.
Биография и работы Архимеда.
Практические работы
Экспериментальная проверка зависимости давления твёрдого тела на опору от действия силы и площади опоры. Решение задач.
Измерение давления собственного тела на пол ( на 1 ноге, на 2-х ногах).
Измерение давления лыжника на снег.
Изучение формы мыльного пузыря
Опыты по наблюдению передачи давления жидкостями и газами.
Исследование архимедовой силы.
Измерение плотности вещества методом гидростатического взвешивания.
Медицинские приборы на основе атмосферного давления.
Занимательные опыты, доказывающие существование атмосферного давления.
Плавание тел.
Устройство и применение ареометра.
V Закон сохранения механической энергии [7ч]
Работа. Мощность энергии. Простые механизмы. «Золотое правило» механики. КПД механизмов. Закон сохранения энергии.
Творческие работы
Использование энергии рек, ветра, приливов и отливов.
Простые механизмы в быту и технике.
Летательные аппараты
Практические работы
Вычислите мощность, которую вы развиваете, поднимаясь на 5 этаж.
Изготовить рычажные весы и гири к ним. Определение массы тел на этих весах.
Расчет КПД простых механизмов.
Определение центра масс плоской фигуры.
Исследование устойчивости равновесия тел.
Расчет высоты подъёма стрелы, пущено вертикально вверх и экспериментальная проверка расчета.
VI Физика вокруг нас и в технике.
Расширение физико-технического кругозора обучающихся в процессе изучения материалов книг «Занимательная физика» Я. И Перельмана. Физика в литературных произведениях, пословицах, поговорках, загадках.
Практические работы
«Физические забавы» по материалам газеты «Физика»
Изготовление приборов из подручных средств.
Изучение экспонатов, ранее изготовленных другими обучающимися.
Ареометр, его устройство и назначение.
Творческие работы
Физика на уроках физкультуры.
Физика в игрушках
Физика в бытовых приборах.
Аттестация учащихся
Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся на основе выступлений, посвященных жизни и деятельности физиков, результатов самостоятельного выполнения экспериментальных заданий. При написании отчетов выполненных экспериментов учащиеся должны выделить главные признаки наблюдаемых явлений, кратко и логически последовательно излагать свои мысли.
Очевидно, полезно ввести накопительную систему оценок и их достижений. В соответствии с требованиями можно предложить следующую схему аттестации:
Уровни и критерии
Баллы
Умение формировать цель демонстрации, подобрать приборы, выделить демонстрируемое явление, объяснить результат
Умение формировать цель исследования, его гипотезу, планировать эксперимент, оценить полученные результаты, делать выводы
Умение использовать подручные средства, проявлять творчество.
Умение объяснить принцип действия поршневых насосов, автомобильных тормозов и т.д
Привлечение различных источников информации, умение выделить главное
Изложение в печатной форме
Умение четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами, делать компьютерную презентацию
Задавать вопросы и умение отвечать на них
Умение решать качественные, графические, вычислительные задачи с применением изученных законов
Литература для учащихся
Б. И Спасского. Хрестоматия по физике. – Москва «Просвещение» 1982г.
Д. В Усова, З. А Вологодский. Дидактический материал по физике 7-8 классе. – Москва «Просвещение» 1993г.
Н. А Родина, Е. М Гутник, И. Г. Кириллова. Самостоятельная работа для учащихся по физике в 7-8 классах. – Москва «Просвещение» 1993г.
Б. Ф. Билимович. Законы механики в технике. – Москва «Просвещение» 1985г.
М. Я. Куприн. Физика в сельском хозяйстве. – Москва «Просвещения» 1985г.
Перельман. Занимательная физика.
Распечатки правил пользования приборами по техбезопасности.
И. Г. Кириллова. Книга для чтения по физике.
О.Ф Кабардин. Факультативный курс физики – 8.
Литература для учителя
С. Кордюкова. Единицы, нужные всем
Е. Н Соколова. Простой физический опыт
И. Г Антипин. Экспериментальные задачи по физике.
В.А Буров. Практикум по физике.
В. Н Ланге. Экспериментальные физические задачи на смекалку.
С. В Кульневич, Т. П Лакоценина. Не совсем обычный урок.
А.М. Волков. В поисках правды.
В. Ф Шилов. Домашние экспериментальные задания.
Л.А Горев. Занимательные опыты.
Журналы «Физика в школе»
15