Рабочая программа по праву для 11 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрено на заседании
МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № ___ от ____________________
Руководитель МО _____________________
Т.А.Шепеленко
Согласовано
Замдиректора по УВР
___________________ Г.А.Шапорова
Утверждаю
Директор МКОУ Рамонской СОШ № 2
_________________ Г.Н.Зубова
Приказ №____ от ______________________
Рабочая программа
по учебному предмету
ПРАВО
11 класс
Разработчик: Строкова Юлия Васильевна
учитель истории и обществознания
МКОУ Рамонской СОШ № 2,
первая квалификационная категория.
2016- 2017 учебный год.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по праву составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2012 г.) на основе примерной программы среднего (полного) общего образованияпо праву (профильный уровень), примерного Базисного учебного плана, образовательной программы МКОУ Рамонской СОШ №2.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
- Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 классы: учебник / А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина. – М., Дрофа, 2015 г.
Курс «Право» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Предмет «Право» изучается на ступени основного общего образования в 11 классе в общем объеме 68 часов, по 2 часа в неделю.
Состав УМК
Никитин.А. Ф. Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 классы. – М. : Дрофа, 2015.
Никитин А. Ф. Право. Профильный уровень. 10 – 11кл. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2015.
Методические разработки по праву: 10-11 классы, под.ред. А.Ф.Никитина, М.:/ Просвещение, 2013 г.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Сборник нормативных документов. Право. М., Дрофа, 2008 г.
Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2008.
Цели курса:
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (15-16 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
-Сроки реализации Рабочей программы -2016-2017уч.г.
-Структура Рабочей программы:
1) пояснительная записка;
2) результаты освоения учебного предмета
3) содержание учебного предмета
4) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
-Особенности содержания и методического аппарата УМК:
Линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Никитина А. Ф. Право. Базовый и углубленный. 10-11 классы
Учебник содержит материал о ключевых вопросах истории и теории права и государства. В нём рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права конституционное, гражданское, семейное, трудовое,уголовное и др. Отдельная глава посвящена правовой культуре и правосознанию. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, темы для проектов и рефератов, рубрики «Это интересно», «Информация к размышлению», «Исследуем документы и материалы», «Обсуждаем, спорим». В конце книги даны словарь юридических терминов и перечень интернет-ресурсов. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, включён в Федеральный перечень.
-Структура и специфика курса:
Для права, как школьного предмета характерны:
Направленность на теоретическое обобщение учебного материала.
Интегрированный характер, особая, по сравнению с другими школьными дисциплинами, направленность на межпредметные связи
Дискуссионный характер материалов
Практико-ориентированный характер материалов
Необходимость привлечения материалов современной жизни (спорной и дискуссионной)
Целевые установки для класса:
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
2. характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
3. объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
4.различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
5.приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
6.осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников): различать в социальной информации факты и мнения;
7.самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т. п.);8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Результаты освоения учебного предмета.
-Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты изучения обществознания учащимися 11 включают:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
-Контрольно-измерительные материалы:
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Понятийный диктант
Работа по карточкам
Решение ситуативных задач
Индивидуальная беседа
Проверка практического задания
Проверка творческого задания
Тестирование
Контрольно-измерительные материалы.
Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания/С. А. Зинина, Т. А. Корнева, Т. А. Шарова.- М.: Планета, 2013-116 с.
3. Содержание учебного предмета.
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1-15
Т е м а 1. Гражданское право (11ч.)
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предпринимательство. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Наследование. Страхование. Классификация видов наследования. Понятие «завещание». Время и место открытия наследства. Институт страхования. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
15
16-25
Т е м а 2. Налоговое право (10 ч.)
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит. Виды налогов. Прямые и косвенные. Федеральные, региональные и местные. Система налогов. Налогообложение юридических лиц. Законы, определяющие порядок взимания налогов с юридических лиц. Акцизы. Налоговые льготы для предприятий. Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
10
26-35
Т е м а 3. Семейное право (10 ч.)
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
10
36-45
Т е м а 4. Трудовое право (10 ч.)
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора. Рабочее время и время отдыха. Понятие рабочего времени. Продолжительность рабочего времени. Сокращенное рабочее время. Понятие «время отдыха». Праздничные дни по трудовому законодательству. Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила нутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
10
46-49
Т е м а 5. Административное право (4 ч.)
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
4
50-60
Т е м а 6. Уголовное право (11 ч.)
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Виды преступлений. Преступления против личности, в сфере экономики, против мира. Наёмничество. Преступления в сфере компьютерной информации. Уклонение от уплаты налогов. Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Классификация. Амнистия. Помилование. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Возрастные особенности. Особенности положения несовершеннолетних в уголовном праве. Наказания, назначаемые несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия.
11
61-63
Т е м а 7. Основы судопроизводства (3 ч.)
Гражданское процессуальное право. Предмет регулирования. Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского судопроизводства. Особенности уголовного судопроизводства. Источники и стадии уголовного процесса. Участники уголовного судопроизводства. Принципы уголовного судопроизводства.
3
64-66
Т е м а 8. Правовая культура и правосознание (3 ч.)
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
3
67-68
Итоговое повторение (2 часа)
2
Итого
68
4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
.
№
урока
Содержание темы
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата проведения
Примечание
1
Право. Отрасли права
Составить словарик темы
01.09
2
Понятие гражданского права
Понятийный диктант, проблема
07.09
3
Источники гражданского права
Составить схему
08.09
4
Обязательное право
Заполнение таблицы по заданным параметрам, фронтальный опрос. Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
14.09
5
Гражданское процессуальное право
Выступление с сообщениями по данной теме.
15.09
6
Наследование
Решение практических ситуаций
19.09
7
Страхование
Беседа с проблемным вопросом. Моделирование ситуаций, их анализ
20.09
8
Право собственности
Заполнение таблицы по заданным параметрам, фронтальный опрос, моделирование ситуаций и их анализ
28.09
9
Виды собственности
Заполнение таблицы по заданным параметрам, фронтальный опрос, моделирование ситуаций и их анализ
29.09
10
Гражданская правоспособность и дееспособность
Комбинированный,
Решение познавательных задач.
05.10
11
Гражданские права несовершеннолетних
Решение практических ситуаций
06.10
12
Юридические лица
Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
12.10
13
Виды предприятий
Работа с документами. вопросы и задания. Лабораторная работа.
13.10
14
Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение ущерба
Знание понятий – фронтальная проверка.
19.10
15
Практическая работа № 1 по теме «Гражданское право»
Заполнение таблицы по заданным параметрам, фронтальный опрос.
20.10
16
Налоговое право. Налоговые органы
Учебный тест.
26.10
17
Аудит
Понятийный диктант
27.10
18
Налоги. Виды налогов
Заполнение таблицы по заданным параметрам, решение практических задач, анализ ситуаций.
09.11
19
Система налогообложения
Решение практических задач, моделирование и анализ ситуаций.
10.11
20
Налогообложение юридических лиц
Заполнение таблицы по заданным параметрам, решение практических задач, анализ ситуаций
Фронтальный опрос
16.11
21
Государство и юридические лица: налоги, налоговые отношения, налоговые льготы
Знание понятий – тестовый опрос
17.11
22
Налоги с физических лиц
Решение практических задач, анализ ситуаций
Фронтальный опрос
23.11
23
Декларация о доходах
Решение практических задач, анализ ситуаций
24.11
24
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
Решение практических ситуаций
30.11
25
Практическая работа № 2 по теме «Налоговое право»
Промежуточный тест
01.12
26
Понятие семейного права
Составление таблицы.
07.12
27
Источники семейного права
Фронтальный опрос
08.12
28
Семья. Семейные отношения
Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
14.12
29
Брак, условия его заключения
Лабораторная работа. Работа с источником, документы после параграфа.
Опрос.
15.12
30
Права и обязанности супругов
Решение практических задач, анализ ситуаций
Фронтальный опрос
21.12
31
Развод. Причины расторжения брака
Решение практических задач, анализ ситуаций
20.12
32
Права и обязанности родителей
Знание понятий – тестовый опрос
28.12
33
Права и обязанности детей
Решение практических задач, анализ ситуаций. Фронтальный опрос.
29.01
34
Усыновление, опека (попечительство)
Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
18.01
35
Практическая работа № 3 по теме «Семейное право»
Составить словарик темы
19.01
36
Понятие трудового права
Понятийный диктант, проблема
25.01
37
Источники трудового права
Составить схему
26.01
38
Трудовой договор
Заполнение таблицы по заданным параметрам, фронтальный опрос. Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
01.02
39
Коллективный договор
Выступление с сообщениями по данной теме.
02.02
40
Рабочее время
Решение практических ситуаций
08.02
41
Время отдыха. Отпуск
Беседа с проблемным вопросом. Моделирование ситуаций, их анализ
09.02
42
Оплата труда
Заполнение таблицы по заданным параметрам, фронтальный опрос, моделирование ситуаций и их анализ
15.02
43
Охрана труда
Заполнение таблицы по заданным параметрам, фронтальный опрос, моделирование ситуаций и их анализ
16.02
44
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву
Комбинированный,
Решение познавательных задач.
22.02
45
Практическая работа № 4 по теме «Трудовое право»
Решение практических ситуаций
23.02
46
Понятие и источники административного права
Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
01.03
47
Административные правонарушения
Работа с документами. вопросы и задания. Лабораторная работа.
02.03
48
Административные наказания
Знание понятий – фронтальная проверка.
09.03
49
Практическая работа № 5 по теме «Административное право»
Заполнение таблицы по заданным параметрам, фронтальный опрос.
15.03
50
Понятие уголовного права
Учебный тест.
16.03
51
Источники уголовного права
Понятийный диктант
22.03
52
Преступление
Заполнение таблицы по заданным параметрам, решение практических задач, анализ ситуаций.
23.03
53
Группы преступление
Решение практических задач, моделирование и анализ ситуаций.
05.04
54
«Новые» преступления
Заполнение таблицы по заданным параметрам, решение практических задач, анализ ситуаций
Фронтальный опрос
06.04
55
Терроризм
Знание понятий – тестовый опрос
12.04
56
Уголовная ответственность
Решение практических задач, анализ ситуаций
Фронтальный опрос
13.04
57
Виды уголовной ответственности
Решение практических задач, анализ ситуаций
19.04
58
Обстоятельства, смягчающие наказание
Решение практических ситуаций
20.04
59
Обстоятельства, отягчающие наказание
Промежуточный тест
26.04
60
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Составление таблицы.
27.04
61
Наказания несовершеннолетних
Фронтальный опрос
03.05
62
Особенности уголовного судопроизводства
Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
04.05
63
Практическая работа № 6 по теме «Уголовное право»
Лабораторная работа. Работа с источником, документы после параграфа.
Опрос.
10.05
64
Содержание правовой культуры
Решение практических задач, анализ ситуаций
Фронтальный опрос
11.05
65
Совершенствование правовой культуры
Решение практических задач, анализ ситуаций
17.05
66
Практическая работа № 7 по теме «Правовая культура»
Знание понятий – тестовый опрос
18.05
67
Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы права»
Решение практических задач, анализ ситуаций. Фронтальный опрос.
24.05
68
Итоговое повторение по теме «Основы права»
Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
25.03
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415