Литературная гостиная на тему: «ТЕМА ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ XIX ВЕКА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яна Булякская основная общеобразовательная школа»
Тукаевского района Республики Татарстан
Литературная гостиная на тему:
«ТЕМА ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДАВ ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ XIX ВЕКА»
Автор: Сабирова Гузалия Азгатовна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории МБОУ
«Яна Булякская ООШ»Тукаевского
муниципального района РТ
Адрес школы: РТ, Тукаевский район,
д. Яна Буляк , ул. Г.Тукая, д.№2б,
телефон: 79-57-33
Яна Буляк
2013 год
Тема: «Тема подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года в творчестве писателей и поэтов XIXвека»
Цель: расширение и углубление знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года, о бородинском сражении; ознакомление учащихся с наиболее интересными произведениями, посвященных бородинской битве; развитие навыков выразительного чтения.
Оформление: презентация
«Сей день пребудет вечным памятником мужества
и отличной храбрости российских воинов, где вся
пехота, кавалерия и артиллерия дралась отчаянно.
Желание каждого было умереть на месте и не усту-
пать неприятелю. Французская армия под предво-
дительством самого Наполеона, будучи в превос-
ходнейших силах, не превозмогла твердость духа
российского солдата, жертвовавшего с бодростью
жизни за свое Отечество».
М.И.Кутузов
Учитель: Все дальше вглубь истории уходит грозный 1812 год. Прошло уже 200 лет « со времен Бородина ». Теперь это далекая страница истории. С тех пор в мире многое произошло, многое изменилось. Но героический подвиг, совершенный нашими предками в Отечественной войне 1812 года во имя защиты нашей Родины от иностранных завоевателей, и теперь вызывает у людей восхищение и благородное чувство национальной гордости.
Историческому дню 26 августа (7 сентября) 1812 г. посвящена обширная литература. О Бородине писали историки и писатели, стратеги и тактики. Во Франции Бородинское сражение именуется как « битва под Москвой ». Но в российской военной истории, пожалуй, нет другого события, которое с такой силой привлекало бы к себе внимание людей многих поколений, заставляло бы восторгаться и преклоняться перед мужеством и героизмом русских людей, защищавших свою Родину.
Ведущий 1. В 1812 году огромная французская армия под командованием императора Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».
Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа. Но вначале русская армия вынуждена была отступать под напором врага. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Бородино дорого обошлось Наполеону. После 12-часо-вого непрерывного боя оно закончилось на том же месте, где и началось.
Ведущий 2. Бородинское сражение генеральное сражение войны 1812 года. Но оно не дало ярко выраженного успеха французам. Наполеон стремился в этом сражении уничтожить русскую армию, открыть путь к Москве, заставить капитулировать Россию и продиктовать ей условия мирного договора. Ни одной из этих целей он не достиг.
Тема подвига русского народа волновала и волнует наших писателей и поэтов. История Отечественной войны не раз изучалась нами: и на уроках истории России, и при изучении творчества В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, мы говорили о ней, читая басни И.А. Крылова .
Ведущий 3. За короткую жизнь М.Ю.Лермонтов создал много гениальных произведений. Но нет среди них более известного, чем стихотворение «Бородино», в котором он воспел величие духа, мужество, подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия. Бородинскому сражению – важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 года – и посвятил своё стихотворение Лермонтов, назвав его кратко и выразительно «Бородино». Он посвятил его двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения.
С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от родных, и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников Бородинского сражения. Сам отец Юрий Петрович был в 1812 году в ополче-нии и, наверное, рассказывал сыну о великой военной битве. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинской битве.
Ведущий 4. В этом стихотворении старый русский солдат рассказывает молодому солдату о Бородинском бое. Он описывает ночь перед боем, картину боя, рассказывает о настроении русских солдат перед битвой, о той великой любви русского народа к родине, которая всегда помогала ему отстоять свою независимость, дать отпор врагу.
Больше ста семидесяти пяти лет прошли с тех пор, как написано это стихотворение, но и теперь мы его читаем с чувством гордости за свой народ. В дни, когда гитлеровские захватчики угрожали Москве - нашей великой столице, во многих фронтовых газетах, в боевых листках, в песнях не раз повторялись строки из «Бородина»:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ведущий 1. Впервые к теме Отечественной войны юноша Лермонтов обратился в 1830 году в стихотворении «Поле Бородина». К теме Бородинского сражения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обращался дважды - в 1830 - м году было написано стихотворение «Поле Бородина», в 1837-м – стихотворение «Бородино». Необходимость вторичного обращения к этой теме - написание нового стихотворения: «Бородино» - вызвана эволюцией Лермонтова, которая и определила принципиально новую трактовку великой битвы под Москвой.
(Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Поле Бородина»)
Стихотворение «Поле Бородина» начинается рассказом о ночи перед Бо-родинским сражением. Рассказ звучит несколько необычно. В речи рассказ-чика есть приподнятые, торжественные обращения, выражения:
ШепталиМолитву родины своейБрат, слушай песню непогоды:Она дика, как песнь свободы.
В стихотворении «Поле Бородина» темная холодная ветреная ночь. «Шуме-ла буря до рассвета», – рассказывает солдат. Он рядовой участник боя, он точит штык и шепчет молитвы. Командир назван вождем. И хотя его пред-ставить трудно, чувствуется, что это мужественный, отважный человек. К солдатам он обращается с горячим призывом защищать Москву. Слова вождя без изменения перенесены в стихотворение «Бородино». Они давно уже стали крылатыми:
Ребята! Не Москва ль за нами?Умремте ж под Москвой,Как наши братья умирали!
В стихотворении «Поле Бородина» рассказчик и его товарищи решают до последней капли крови защищать родину. Солдат готов мстить за гибель товарищей:
Душа от мщения тряслася,И пуля смерти понесласяИз моего ружья.
Отчаянно сражались русские солдаты: шесть раз поле переходило из рук в руки. Многие из них погибли, и рассказчик со скорбью говорит об этом:
Мои товарищи, вы пали!Но этим не могли помочь.
Ведущий 2. Но погибли солдаты не зря. Об этом М.Ю.Лермонтов повествует в стихотворении «Два великана». Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова «Два великана», написанное в 1831 году, где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 года.
(Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Два великана»)
Ведущий 3. Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню. «Старый русский великан» поджидает к себе «другого из далеких чуждых стран». «Русский витязь» - «старый русский великан» - спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно «тряхнуть головою», чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: «в шапке золота литого», что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. «Великан» - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость «пришельца» - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе «русского великана», проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества. Обратившись к патриотической теме, Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран».
Ведущий 4. Отечественная война1812 года вызвала в баснописце И.А.Крылове большой патриотический подъем, он откликнулся на нее знаменитыми баснями «Кот и повар», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и Кот».
Подходил 1812 год. Наполеон шел со своей армией на восток. О войне уже говорили все, но Александр I медлил, не принимал никаких решений и пытался договориться с Наполеоном. Положение было тревожное .
Крылов не мог молчать: он очень хорошо понимал, что нельзя терять времени, надо готовиться к бою, и об этом смело, решительно сказал в своей басне «Кот и Повар». Жадный кот Васька - Наполеон- «слушает , да ест» курчонка и съедает его всего, в то время как повар - Александр I – много-словно уговаривает его.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить,-
говорит Крылов в нравоучении к своей басне.
Смысл этой басни очень хорошо был понятен тогда всем.
(Инсценировать басню И.А.Крылова «Кот и Повар»)
Ведущий 1. В июне 1812 года Наполеон со своим войском переправился через Неман. Вся Россия поднялась на защиту родины.
Вместе со всеми переживал тревогу за судьбу своего отечества и Крылов. Ни о чем другом он уже не мог думать и писать. Отечество в опасности! Пристально с самого начала следил Крылов за ходом войны.
Отгремел Бородинский бой. Русская армия отступала к Москве. Решено было временно оставить Москву, чтобы сохранить армию от потерь, пополнить ее и перейти к разгрому врага. Кутузов знал, что в этом – спасение России. С армией уходили московские жители. Крылов понимал, что оставление Кутузовым Москву не ошибка, а правильный ход мудрого полководца и что население Москвы совершает величайший подвиг, покидая ее. Кто оставался в Москве? Французы и те мелкие и низкие люди, такие, как Ворона в басне «Ворона и Курица», которую тогда написал Крылов.
(Инсценировать басню И.А.Крылова «Ворона и Курица»)
Ведущий 2.
«Я здесь останусь смело,-
говорит Ворона Курице, которая спрашивает ее, почему она не собирается в дорогу,-
Вот ваши сестры – как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А, может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь
Но поживиться Вороне не удалось ничем, она обманулась в своих расчетах и попала в суп голодным французам.
Ведущий 3. Москва горела; ветер разносил искры, зажигал дом за домом. Александр I обвинял Кутузова, что без боя отдал Москву. Но старый полководец знал, что делает,- он вел свою армию по Рязанской дороге и оттуда резко свернул на Тарутино. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров о мире Кутузов дал его войскам сражение при Тарутине. А Крылов написал по этому поводу свою знаменитую басню «Волк на псарне», которая начиналась так:
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню
(Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Волк на псарне»)
Ведущий 3. Вся Россия узнала в этом Волке Наполеона, и повсюду повторяли его лицемерную, льстивую речь:
«Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!»
Но больше всего восторгов вызвал ответ старого Ловчего-
«Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
Переписав басню, Крылов отправил ее Кутузову в действующую армию.
«Однажды после сражения под Красным, - рассказывает один из участников войны, объехав с трофеями всю армию, полководец наш сел на открытом воздухе, посреди приближенных к нему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописную басню И. А. Крылова и прочел ее вслух. При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных им с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. Все присутствующие восхищены были этим зрелищем, и радостные восклицания раздавались повсюду».
Ведущий 4. Французы оставили Москву – началось отступление наполеоновской армии. Кутузов шел по следам врага, гнал его, почти не вступая, чтобы сохранить русскую армию. И снова на Кутузова посыпались обвинения в медлительности, в бездействии, и опять Крылов выступил на защиту Кутузова басней «Обоз». Старый «добрый конь» - Кутузов- медленно и верно сводит Обоз под гору, медленно, но верно ведет войну, а «лошадь молодая», пустившись вскачь по камням и рытвинам, «с возом – бух в канаву». Так было бы, говорит Крылов, если б за дело принялись противники Кутузова, которые, сидя где-то наверху, ругали «доброго коня».
(Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Обоз»)
Ведущий 4. Не раз эти ничего не понимающие люди брались не за свое дело, как, например, хвастливый и глупый адмирал Чичагов, который должен был преградить путь Наполеону, убегавшему через реку Березину, и вместо этого чуть сам не попал в плен к французам.
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад,-
говорит Крылов в этой последней своей басне, «Щука и Кот», посвященной войне.
Ведущий 1. «Кот и Повар», «Раздел», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и Кот» - под пером Крылова эти басни превращались в живую историю, говорили современники Крылова. И если бы он, кроме этих басен, ничего больше не написал, то и тогда имя его – смелого, мудрого, честного человека и писателя – стояло бы в первом ряду русской литературы.
Крылов стал подлинным выразителем взглядов народа на войну с Наполеоном, на тактику Кутузова. Вскоре эти басни стали предметом особого внимания читателей, особой страницей в истории русской литературы.
Ведущий 2. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» дает широкую картину жизни России с 1805 по 1820 год. Этот исторический период насыщен драматическими событиями, происходившими во время Отечественной войны 1812 года. Кульминацией романа, а также решающим моментом в жизни всей страны и многих героев произведения, является Бородинская битва, крупнейшее сражение между русской и французской армиями, состоявшееся 26 августа 1812 года. Эпизод Бородинского сражения занимает двадцать глав третьего тома. Битва описана автором очень подробно: Толстой переносит читателей то в лагерь русских, то в ставку Наполеона, то на батарею Раевского, где находился Пьер Безухов, то в полк князя Андрея Болконского. Это позволяет полно и правдиво отобразить все события, произошедшие при Бородино. Писатель показал сражение глазами Пьера, человека невоенного, который воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, лучше чувствует настроение солдат и офицеров. Даже вид самого Бородинского поля, «покрытого войсками и дымами выстрелов», вызывает у него восхищение, ему хочется «быть там, где были эти... блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Ведущий 3. Пьер очутился в самом центре сражения, на знаменитой курганной батарее Раевского, куда был направлен главный удар тяжелой французской конницы, пехоты и артиллерии, и где погибли десятки тысяч людей. Он видит простые лица солдат, слышит их немудреные шутки, и замечает, как «на лицах этих людей вспыхивали молнии разгорающегося огня». Все действия окружающих Пьеру непонятны, даже его столкновение с французским офицером было странным: оба никак не могли понять, кто кого взял в плен. Пьер видит обыденный ужас смерти и растущее желание солдат и офицеров выстоять. Наблюдая за ранеными и мертвыми, бегством французов с батареи, он думает: «...Теперь они ужаснутся того, что они сделали!». Но битва продолжалась. Главные события происходили в середине поля, когда после канонады «сшиблись пехотинцы». Несколько часов подряд то пешие, то конные сражались друг с другом, «стреляя, сталкиваясь, не зная, что делать». Адъютанты доносили противоречивые сведения, так как ситуация менялась постоянно. Наполеон отдавал распоряжения, но они большей частью не исполнялись, а из-за неразберихи и хаоса все делалось наоборот. Наполеон был в отчаянии, он чувствовал, что «войска те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, короткая и энергичная... даже враг был тот же...» Кутузов же, напротив, не суетился, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает, что «нельзя одному человеку... руководить сотнями тысяч человек, борющимися со смертью», и не мешает людям мелочной опекой. Ведущий 4. Стоя в резерве, полк князя Андрея нес тяжелые потери, людей выбивали залетающие сюда ядра, но солдаты стояли, не отступая и не стараясь спастись. Завершая описание Бородинской битвы, Лев Николаевич сравнивает французское нашествие с разъяренным зверем и замечает, что «оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине раны», ибо «удар был смертелен». Несомненно, повествование о Бородине - центральная, вершинная часть всего романа-эпопеи. На Бородинском поле Пьер Безухов понял весь смысл и все значение этой войны как священной, освободительной войны, которую русский народ вел за свою землю, за родину.
Военная история России содержит немало славных страниц. Пожалуй, одним из самых известных сражений, которых приходилось давать русской армии, является Бородинская битва. Оно произошло в далеком от нас 1812 году, у никому тогда неизвестного села Бородина. Исход его решил судьбу Москвы. Остановить врага не удалось
Выступление учителя: В 1941 году Бородино вновь увидело героев «в других шинелях, но с вечно русским сердцем». Здесь, воины 5-й армии генерала Говорова сражаясь на знаменитом Бородинском поле, преумножили подвиг героев 1812 года, на 6 дней задержали продвижение фашистов к Москве, а в боях за Дорохово и Звенигород окончательно остановили противника.
О, если б предки увидать моглиСквозь вечные могильные потемки,Как ревностно их честь обереглиДостойные бессмертия потомки. Эти строки из поэмы Сергея Васильева "Москва за нами", опубликованной в 1942 году во фронтовой газете 5-й армии "Уничтожим врага", очень точно передают значение событий, происходивших на Бородинском поле в 1941 году, соединяя их незримой нитью с далеким 1812 годом. Бородинское сражение ознаменовало новый этап в жизни Бородинского поля как символа, олицетворяющего российскую гордость и святыню.
В 1941 году, уже в начальные дни Великой Отечественной войны, появились первые публикации в советской прессе, обращенные к славным боевым традициям нашего Отечества - победам Александра Невского, Суворова, Кутузова. Традиции Отечественной войны 1812 года нашли свое воплощение в битве за Москву осенью 1941 года. А Бородинское поле, являясь как бы олицетворением этих традиций, вновь оказалось в полосе военных действий. И если Бородинское сражение стало кульминационным моментом в войне 1812 года и принципиальное значение, на весь последующий ход войны, то бои на Бородинском поле в октябре 1941 года стали частью битвы за Москву. И защитники Бородинского поля в 1941 году оказались достойными потомками героев 1812 года.
Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение в художественной литературе. Благодаря этим произведениям никогда не сотрутся в нашей памяти героический подвиг защитников Москвы. Вечная им слава и память!
Литература:
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Маскарад.- М.:Дрофа: Вече, 2002г. (Библиотека отечественной классической литературы)
Лермонтов М.Ю. Стихотворения и проза / Сост., предисл., коммент. В.И.Коровина. – М.: Просвещение,1987.
Лермонтов М.Ю. «В тот чудный мир тревог и битв» Сост. и послесл. А. Марченко. Художник Л.Непомнящий. М., «Молодая гвардия»,1976. (Школьная библиотека.)
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Издательство «Детская литература», Москва, 1970.
М. Ю. Лермонтов. Избранные произведения / Вступ. Статья и коммент. А.Пескова / Худож. Ф.Константинов.- М.: Худож. Лит., 1985.
Крылов И.А. Басни / Рис. К басням А. Лаптева. – М.: Дет. лит., 1978 г.
Крылов И.А. Басни / Рис. К басням А. Лаптева. – М.: Дет., лит.,1986 г.
Крылов И.А. Басни . Свердловск, Средне-Уральское кн. изд.-во, 1979 г.
Крылов И.А. Басни / Сос., авт. Предисл. и коммент. А.В.Десницкий. – М.: Просвещение, 1985.
Шер Н.С. Рассказы о русских писателях / Оформ. Н.Мунц; Подбор иллюстративного материала Л. Плотникова.- М.: Дет. лит., 1982.
Заголовок 115