Рабочая программа по Праву для 8-9 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7



Рассмотрено и рекомендовано:
Для утверждения на заседании
Методического совета
Протокол № ___ «___» _______ 2015г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Лицей № 7
_____________ / Д.А. Даньшин /
Приказ № _____«__» ________ 2015 г.









Рабочая Программа
правО
основное общее образование, 136 часа
Разработана на основе примерной программы учебного предмета «Право»










Составитель:
Учитель права
Гриненкова Т.Н.



















Пояснительная записка
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных и правовых знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому, впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и вне учебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Главной целью образования становится воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Основное и среднее образование выступают важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, правоприменительный, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данных ступенях навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступенях основного и среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, правовое, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Программа реализуется в МБОУ Лицей № 7, имеющего государственную аккредитацию и создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Программа по праву направлена на удовлетворение потребности:
учащихся - в развитии познавательных и творческих возможностей личности;
общества и государства - в развития личности, способной к продуктивной, творческой деятельности в сфере права, науки, культуры, общественных отношений.
Рабочая программа по праву разработана с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 1416 лет, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного и среднего общего образования, основные цели завершающего этапа школьного образования состоят:
-  в завершении формирования у обучающихся общей культуры и относительно целостной системы знаний, деятельностей и представлений о природе, обществе и человеке средствами культуры, науки, искусства, литературы;
- формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства;
- развитии индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и запросов обучающихся, необходимости эффективной подготовки выпускников к освоению программ профессионального образования;
- обеспечении условий обучения и воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся, формирования гражданской идентичности, социального становления личности, самореализации в социально и личностно значимой деятельности.
Цели правоведческой подготовки в средней и старшей школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
воспитанию гражданской позиции юношества, основанной на понимании роли права как важнейшего регулятора общественной жизни страны, на выработке субъективно-правовой самостоятельности, формированию правовой культуры;
развитию личности в период ранней юности, ее правового сознания, способности к предстоящему самоопределению, в том числе в сферах, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью;
освоению системы знаний о праве как системе, о базовых нормах различных отраслей права в Российской Федерации, о человеке как субъекте правоотношений;
овладению умениями получать правовую информацию из различных, в том числе неадаптированных источников; преобразовывать ее и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширению палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
обогащению опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни; в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса права обеспечивает преемственность по отношению к обществознанию в основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее России.
Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в третьем тысячелетии.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание обучения праву, представленное в настоящей Программе, рассчитано на:
- 136 учебных часа (68 часов 8 классе и 68 часов в 9 классе, в том числе резерв времени составляет 8 часов: 4 часа в 8 классе и 4 часа в 9 классе) по 2 часа в неделю. Преподавание ведётся по учебнику Володина С.И., Спасской В.В. и др./Основы правовых знаний: учебник для 8-9 классов. В 2-х кн. М: Издательский дом «Новый учебник», 2008, который соответствует федеральному перечню учебников, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19 декабря 2012 года.
Резервное время может быть использовано как для увеличения времени на изучение отдельных разделов (тем), проведение экскурсий, встреч с работниками полиции, прокуратуры и т.п.
Число учебных часов, отводимых на изучение права приведено в Тематическом планировании (Приложение 1).
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами выпускников средней и старшей школы при изучении курса права являются:
(ЛР1) формирование основ правовой, гражданской, социальной самоидентификации личности обучающегося;
(ЛР2) усвоение базовых правовых ценностей современного российского права, гуманистических и демократических ценностей, взаимопонимания между людьми разных слоев общества;
(ЛР3) воспитание уважения к правовому наследию России;
(ЛР4) формирование представления о праве, знание основных отраслей права, знание истории возникновения права;
(ЛР5) формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
(ЛР6) формирование умения строить жизненные планы с учетом конкретных оциально-правовых, политических и экономических условий;
(ЛР7) осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, предполагающими в том числе анализ и оценку ситуаций, действий с правовых позиций;
(ЛР8) мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности, включая области правоприменительной и правотворческой деятельности;
(ЛР9) ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира;
(ЛР10) развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
(ЛР11) формирование готовности к выбору профильного образования.
Вклад изучения курса права в формировании метапредметных результатов освоения основной образовательной программы состоит:
(МР1) в умении на основе полученных в курсе правовых знаний адекватно оценивать с правовых позиций собственное поведение, действия окружающих; осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;
(МР2) способности анализировать с опорой на полученные правовые знания конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы правомерного поведения, адекватные этим ситуациям;
(МР3) формирование умений действовать с учетом позиции другого, согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
(МР4) приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;
(МР5) создание условий для практического освоения морально-правовых и психологических принципов общения и сотрудничества;
(МР6) ключевых навыках решения проблем правового характера, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;
(МР7) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией, умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
(МР8) усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
(МР9) формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
(МР10) формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
(МР11) формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
(МР12) формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
(МР13) формирование стремления  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
(МР14) формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
(МР15) формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
(МР16) формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
(МР17) формирование умения видеть и комментировать связь правовых знаний и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении правовых знаний;
(МР18) формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
(МР19) формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или несколькими источниками;
(МР20) формирование умения давать определения понятиям;
(МР21) формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи;
(МР22) формирование умения обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию
(МР23) готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в лицее знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования гуманитарного профиля;
(МР24) ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками правовой информации).
Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимися содержанием учебного предмета:
(ПР1) осмысление опыта российского права как части международного права;
(ПР2) проводить поиск информации в источниках права;
(ПР3) раскрывать характерные, существенные черты правовой нормы, системы права, юридической ответственности, отраслей права;
(ПР4) в понимании права как целостной системы, как культурного явления в развитии цивилизационных процессов, его значения для становления демократического правового государства;
(ПР5) анализировать информацию различных источников права;
(ПР6) умении выявлять функциональные, иерархические и другие связи как внутри правовой системы, так и в связи с другими социальными процессами, происходящими в общественной жизни;
(ПР7) владении основными правовыми понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления правовых ситуаций, возникающих в социальной деятельности;
(ПР8) опыте использования получаемых знаний и умений для решения проблем, связанных с возникновением правовых ситуаций;
(ПР9) умении извлекать правовую информацию из различных неадаптированных источников, анализировать ее, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющие знания по проблеме в единый комплекс;
(ПР10) умении соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;
(ПР11) правовой самоидентификации личности обучающегося как гражданина России и будущего активного участника общественной жизни;
(ПР12) понимании гражданственности как полной субъектной самостоятельности, как права быть партнером государства и общества;
(ПР13) мотивации к самостоятельному изучению правовых дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
(ПР14) умении ориентироваться в социальных нормах: различать нравственные и правовые нормы, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
(ПР15) признании ценности Конституции РФ как основного закона страны, определяющего основы общественного и государственного строя страны, права и свободы человека и гражданина;
(ПР16) признании прав каждой отдельной личности на обладание этими правами, признание факта равноценности всех людей и неприкосновенности их достоинства и прав;
(ПР17) отношении к институту власти и права не с позиций зависимости и запрета, а с позиций партнерства и средства защиты и, как следствие, признание за собой ряда обязательств.

5. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

8 класс
Что такое право. Понятие права, морали, нормы, обычая, социальной нормы. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Источники права. Система законодательства РФ.
Правовая норма. Гипотеза, диспозиция и санкция. Элементы правовой нормы в различных законодательных актах.
Реквизиты нормативно-правовых актов: номер, дата, название. Поиск нужных н.п.а. в правовых системах.
Возникновение правовых отношений. Виды правоотношений. Классификация правоотношений. Элементный состав правоотношений. Субъекты правоотношений. Субъектоспособность субъектов права: правоспособность, дееспособность. дееспособность малолетних и несовершеннолетних. Субъектоспособность государственных органов и юридических лиц.
Правонарушения. Виды правонарушений. Критерии отличия проступка от преступления. Признаки и состав правонарушения.
Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
Государство. Понятие демократического правового государства. Признаки правового государства. Понятие и признаки социального государства.
Международные нормы и принципы в правовой системе России по защите прав и свобод человека.
Правовое государство и гражданское общество как часть демократического режима. Понятие гражданского общества.
Право и человек. Неотъемлемые права человека. Права человека в международных нормативно правовых актах, в законодательстве России.
Статус личности. Статус гражданина.
Права и обязанности несовершеннолетних граждан по российскому законодательству.
Право и государство. Конституция. Виды Конституций по формам принятия и по содержанию. Конституция как основной закон Российской Федерации. Основные принципы Конституции России. Основы Конституционного строя России. Международные нормы и принципы в правовой системе России.
Законотворчество в Российской Федерации. Порядок и сроки принятия законов.
Органы государственной власти России, принцип разделения властей. Права органов местного самоуправления.
Судебная система Российской Федерации. Понятие Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, районного суда, мировых судей.
Правоохранительные органы. Понятие правоохранительной деятельности. Виды правоохранительных органов.
Человек и государство. Гражданство. Принципы приобретения гражданства.
Избирательные права граждан. Избирательная ответственность граждан. основы избирательной системы России.
Права граждан на общественные объединения. Виды общественных объединений.
Конституционные обязанности человека и гражданина.
Понятие налогов. Права и обязанности налогоплательщиков. Виды налогов в России.
Воинская обязанность, как обязательство по защите отечества гражданами государства.
Конституционные обязанности человека и гражданина.
Гражданин и государство. Взаимоотношения граждан и органов государственного управления. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

9 класс

Семья. Родители. Дети. Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Общая характеристика гражданских правоотношений. Понятие гражданских правоотношений и их структура. Характеристика объектов гражданского правоотношения: нематериальные и материальные объекты. Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Способы осуществления гражданских прав. Защита гражданских прав.
Право собственности. Понятие права собственности. Основные правомочия собственника. Виды общей собственности. Основные формы собственности. Субъекты права собственности. Защита права собственности.
Договор. Сделки и их виды. Понятие сделки. Формы сделок. Договор. Виды гражданско-правовых договоров. Особые виды договоров. Соблюдение договоров. Юридическая ответственность за неисполнение обязательств по договору.
Отдельные виды гражданских правоотношений. Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Права потребителя.
Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор. Трудовые отношения и их характеристика. Права и обязанности работника. Порядок оформления на работу.
Особенности правового положения несовершеннолетних по современному трудовому законодательству. Условия труда несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам.
Международная защита прав человека. Комиссия ООН по правам человека, комитет по правам человека. Европейский суд по правам человека. Международное гуманитарное право. Право «Гааги», право «Женевы». Источники норм международного гуманитарного права. Принципы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права.
Раздел для любознательных. Отношения с банками. Понятие банковской системы. Центральный банк России. Коммерческие банки. Экологическое законодательство. Природоохранные и природо-ресурсные нормы. Экологические права и обязанности граждан. Земельные правоотношения.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПРАВА

8 класс
Выпускник научится:
- отличать правовую норму от иных социальных норм;
- объяснять из каких элементов складывается система права, виды нормативных правовых актов;
- раскрывать понятие источник права, нормативный правовой акт;
- называть и иллюстрировать примерами реквизиты нормативного правового акта, где публикуются;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти Российской Федерации;
- объяснять порядок проведения выборов в органы государственной власти;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
- применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
- применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

9 класс
Выпускник научится:
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- характеризовать виды гражданско-правовых договоров;
- раскрывать понятие сделка, договор, объяснять их отличие;
- разъяснять на примерах ответственность за неисполнение обязательств по догвору;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, жилищными правоотношениями;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав потребителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
- применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
























Приложение № 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ПРАВО 8-9 КЛАСС


№ п/п
Название темы (раздела)
Основные понятия
Планируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные)
Кол-во
часов
Вид контроля

1.
Что такое право?
Объяснять значение понятий права, морали, правовой нормы, обычая, социальной нормы, закона. Характеризовать элементы правовой нормы, виды источников права. Классифицировать правоотношения. Объяснять значение понятий правоотношения, юридической ответственности, дееспособности, правоспособности. Виды правонарушений.
ЛР1, ЛР4, ЛР10, ЛР11, МР4, МР5, МР9, МР13, МР15, МР17, МР20, ПР3, ПР4, ПР6, ПР7, ПР10,ПР13, ПР14
18
Тест

2.
Государство
Объяснять значение понятий демократического правового государства, социального государства, конституционного строя. Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, принципы правового государства, элементы гражданского общества.
ЛР1, ЛР3, ЛР7, МР7, МР20, МР22, ПР4, ПР7, ПР11, ПР12, ПР17
6
Устный опрос

3.
Право и человек
Называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ
ЛР1, ЛР3, ЛР9, МР1, МР3, МР11, МР15, ПР2, ПР8, ПР9,ПР11, ПР12, ПР15, ПР16, ПР17
4
Составле
ние таблицы

4.
Право и государство
Объяснять значение понятий Конституция, государственный аппарат, вопросы местного значения. Характеризовать основные черты конституции РФ, органы государственной власти РФ. Объяснять особенности международного права. Характеризовать субъекты права законодательной инициативы, стадии законодательного процесса. Объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления. Характеризовать структуру правоохранительных органов их функции.
ЛР1, ЛР3, ЛР4, ЛР9, МР6, МР7, МР15, МР20, МР23, МР24, ПР4, ПР7, ПР11, ПР12, ПР15, ПР17
10
Тест

5.
Человек и государство
Объяснять значение понятия гражданства, налогов, общественных объединений, военной службы. Характеризовать основания приобретения и прекращения гражданства РФ, виды общественных объединений, виды налогов.
ЛР1, ЛР2, ЛР4, ЛР10, МР1, МР2, МР10, МР21, ПР2, ПР5, ПР7, ПР11
10
Тест

6.
Гражданин и государство
Характеризовать взаимоотношения граждан и органов государственной власти. Объяснять значение понятий административного правонарушения, административной ответственности, административного наказания, уголовной ответственности. Объяснять особенности наказаний несовершеннолетних.
ЛР1, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9, ЛР11, МР1, МР2, МР6, МР7, МР9, МР12, МР15, МР17, МР18, МР20, МР21, МР23, МР24, ПР2, ПР5, ПР6, ПР7, ПР8, ПР10, ПР13
12
Тест

7.
Семья. Родители. Дети.
Объяснять значение понятие брака, брачного контракта. Характеризовать права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей.
ЛР2, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР8, ЛР10, лр11, МР1, МР2, МР3, МР5, МР6, МР8, МР9, МР11, МР12, МР13, МР14, МР17, МР23, МР24, ПР2, ПР4, ПР5, ПР6, ПР8, ПР9, ПР13, ПР16
7
Решение
задач

8.
Общая характеристи
ка гражданских правоотноше
ний
Объяснять значение понятия гражданских правоотношений и их структуру. Характеризовать виды гражданских правоотношений. Объяснять различие между юридическими и физическими лицами. Характеризовать способы осуществления и защиты гражданских прав.
ЛР2, ЛР4, ЛР8, ЛР10, ЛР11, МР2, МР4, МР6, МР7, МР8, МР9, МР12, МР13, МР14, МР17, МР20, МР23, МР24, ПР2, ПР4, ПР5, ПР6, ПР8, ПР9, ПР13, ПР16
9
Тест

9.
Право собственности
Объяснять значение понятия собственности. Характеризовать виды общей собственности, формы собственности. Объяснять порядок защиты права собственности. Характеризовать субъектов права собственности.
ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР8, ЛР10, ЛР11, МР1, МР2, МР3, МР5, МР6, МР8, МР9, МР11, МР12, МР13, МР14, МР17, МР23, МР24, ПР2, ПР4, ПР5, ПР6, ПР7, ПР8, ПР9, ПР10, ПР13, ПР16, ПР17
7
Тест

10.
Договор
Объяснять значение понятий сделки, договора. Характеризовать формы сделок, виды гражданско-правовых договоров. Объяснять существенные условия договора, порядок изменения и расторжения договора. Характеризовать способы обеспечения исполнения обязательств.
ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР8, ЛР10, ЛР11, МР1, МР2, МР6, МР7, МР8, МР11, МР12, МР14, МР15, МР20, МР23, МР24, ПР2, ПР4, ПР5, ПР6, ПР8, ПР9, ПР13, ПР16
10
Тест

11.
Отдельные виды гражданских отношений
Характеризовать основания приобретения прав на жилье, порядок использования жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров, права потребителя. Объяснять значение понятий потребитель, договор социального найма, договор найма жилого помещения.
ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР8, ЛР10, ЛР11, МР1, МР2, МР6, МР7, МР8, МР11, МР12, МР14, МР15, МР20, МР23, МР24, ПР2, ПР4, ПР5, ПР6, ПР8, ПР9, ПР13, ПР16
8
Решение задач

12.
Правовое регулирование трудовых отношений
Объяснять значение понятия трудовой договор. Разъяснять особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях. Характеризовать существенные и дополнительные условия трудового договора.
ЛР2, ЛР4, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР10, ЛР11, МР1, МР2, МР4, МР6, МР9, МР10, МР12, МР17, МР18, МР23, МР24, ПР2, ПР3, ПР5, ПР7, ПР8, ПР9, ПР13, ПР16
10
Тест

13.
Международная защита прав человека
Характеризовать международные организации по защите прав человека, принципы международного гуманитарного права.
ЛР1, ЛР4, ЛР9, МР5, МР6, МР12, МР13, ПР1, ПР2, ПР4, ПР7, ПР17
5
Устный опрос

14.
Раздел для любознательных
Объяснять значение понятия банковской системы, экологического права. Характеризовать банковские операции, экологические права и обязанности граждан, земельные правоотношения.
ЛР1, ЛР4, ЛР7, ЛР10, ЛР11, МР6, МР12, МР15, МР17, МР20, МР24, ПР2, ПР5, ПР6, ПР8, ПР13
10
Тест

15.
РЕЗЕРВ


10






















ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю. Человек и общество в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2006 г.
Володина А.М., Спасская В.В./Основы правовых знаний. Учебник для 8-9 классов. в 2 книгах. М: Издательский дом «Новый учебник». 2008;
Вакуленко В.А., Уколова Е.А., Королькова Е.С. Инновационные методы преподавания права в школе. – М., 2002;
Жилищный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.
Закон о защите право потребителей. Комментарии. М: 2002 г.
Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.
Ильин А.В. Из истории права 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002 г.
Крылов З.Г., Гаврилов Э.П./Основы права: Учебник. М.: Высшая школа, 2000;
Комаров С.А./Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2001;
Крылов З.Г., Гаврилов Э.П./Основы права: Учебник. М.: Высшая школа, 2000 г.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002 г.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М: 2007;
Комментарий к Трудовому кодексу. М: 2007;
Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М: 2007;
Комментарий к Семейному кодексу РФ. М: 2007;
Комментарий к Административному кодексу РФ. М: 2007;
Ловягин С.Н. и др. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: учебное пособие для 8-9классов. - М., 2001;
Никитина А.Ф./Право: учебник для 10 - 11 классов. М: Дрофа, 2010 г.
Никитин А.Ф. / Рабочая тетрадь «Основы права» 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007 г.
Никитин А.Ф./Правоведение. М: Просвещение, 2004;
Организация внеурочной работы по праву / Н.Н. Михайлова, А.Н. Иоффе, Е.С. Королькова и др. – М., 2002;
Основы потребительский знаний. Учебник для старших классов. – М., 2001;
Основы правовых знаний: Рабочая тетрадь: 8-9 классы: в 2 ч./ С.И. Володина, А.М. Полиевктова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010;
Правовое образование в школе. Региональный опыт. Вып. 1,2. – М., 2002;
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. – М., 2001;
Певцова Е.А. Право. 8 класс. – М., 2001;
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005 г.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005 г.
Предпринимательское право: учебное пособие. М: 2001 г.
Сборник образцов гражданско-правовых документов. – М., 2007;
Семья. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / П. Астахов. – М.: Эксмо, 2006 г.
Сборник наиболее употребляемых договоров с правовыми комментариями и судебно-арбитражной практикой / Под ред. канд. юридич. наук Ю.М. Чабана. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2003 г.
Серых В.М./Основы правоведения. М: 1996;
Суворова Н.Г./Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8-9 классы: пособие для учителя. М.: 2002;
Теоретические и методические основы преподавания права в школе. – М., 2002;
Таможенный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.
Чечерин А.Л., Клеменко С.В./Основы государства и права. М: Просвещение, 1996;
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: пособие для учащихся 8-9 классов. – М., 2002;
Фадеев В.И./Муниципальное право России. М: 1994.
Ресурсы сети Интернет «КонсультантПлюс».


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю. Человек и общество в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2006 г.
Володина А.М., Спасская В.В./Основы правовых знаний. Учебник для 8-9 классов. в 2 книгах. М: Издательский дом «Новый учебник». 2008;
Жилищный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.
Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.
Закон о защите право потребителей. Комментарии. М: 2002 г.
Ильин А.В. Из истории права 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002 г.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М: 2007;
Комментарий к Трудовому кодексу. М: 2007;
Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М: 2007;
Комментарий к Семейному кодексу РФ. М: 2007;
Комментарий к Административному кодексу РФ. М: 2007;
Крылов З.Г., Гаврилов Э.П./Основы права: Учебник. М.: Высшая школа, 2000 г.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002 г.
Никитин А.Ф./Правоведение. М: Просвещение, 2004;
Никитина А.Ф./Право: учебник для 10 - 11 классов. М: Дрофа, 2010 г.
Никитин А.Ф. / Рабочая тетрадь «Основы права» 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007 г
Основы правовых знаний: Рабочая тетрадь: 8-9 классы: в 2 ч./ С.И. Володина, А.М. Полиевктова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010;
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. – М., 2001;
Певцова Е.А. Право. 8 класс. – М., 2001;
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005 г.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005 г.
Предпринимательское право: учебное пособие. М: 2001 г.
Сборник образцов гражданско-правовых документов. – М., 2007;
Семья. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / П. Астахов. – М.: Эксмо, 2006;
Сборник наиболее употребляемых договоров с правовыми комментариями и судебно-арбитражной практикой / Под ред. канд. юридич. наук Ю.М. Чабана. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2003;
Серых В.М./Основы правоведения. М: 1996;
Таможенный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.
Чечерин А.Л., Клеменко С.В./Основы государства и права. М: Просвещение, 1996;
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: пособие для учащихся 8-9 классов. – М., 2002;
Фадеев В.И./Муниципальное право России. М: 1994.
Ресурсы сети Интернет «КонсультантПлюс».









13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141315




Заголовок 1 Заголовок 215