Игровой самомассаж для дошколят.
Игровой самомассаж
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.«Поиграем с ручками»1.Подготовительный этапДети растирают ладони до приятного тепла.2.Основная частьа) Большим и указательным пальцами одной руки массируем- растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.3. Заключительный этапДети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:Эй, ребята, все ко мне.Кто стоит там в стороне?А ну быстрей лови куражИ начинай игру-массаж.Разотру ладошки сильно,Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь со всеми,Никого не обойду.С ноготками поиграю,Друг о друга их потру.Потом руки «помечали»,Плечи мягко разомну.Затем руки я помою,Пальчик в пальчик я вложу,На замочек их закрою И тепло поберегу.Вытяну я пальчики,Пусть бегут, как зайчики.Раз-два, раз-два,Вот и кончилась игра.Вот и кончилась игра,Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.«Поиграем с ушками»1.Организационный момент.Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.2.Основная часть Упражнения с ушками.а) «Найдем и покажем ушки»Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).б) «Похлопаем ушками»Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.в) «Потянем ушки»Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.г) «Покрутим козелком»Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 с.д) «Погреем ушки»Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.3. Заключительный моментДети расслабляются и слушают тишину.Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:Подходи ко мне, дружок,И садись скорей в кружок.Ушки ты свои найдиИ скорей их покажи. Ловко с ними мы играем,Вот так хлопаем ушами.А сейчас все тянем вниз.Ушко, ты не отвались!А потом, а потомПокрутили козелком.Ушко, кажется, замерзло,Отогреть его так можно.Раз, два! Раз, два!Вот и кончилась игра.А раз кончилась игра,Наступила ти-ши-на!
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.«Поиграем с ножками»1.Подготовительный этапа) Удобно сесть и расслабиться.б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).2.Основная частьа) Сделать разминание стопы всеми пальцами.в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.г) Похлопать подошву ладонью.д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.3.Заключительный этапа) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.б) Посидеть спокойно, расслабившись.Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:Мы ходили, мы скакали,Наши ноженьки устали. Сядем все мы, отдохнемИ массаж подошв начнем.На каждую ножкукрема понемножку.Хоть они и не машина,Смазать их необходимо!Проведем по ножке нежно,Будет ноженька прилежной.Ласка всем, друзья, нужна.Это помни ты всегда!Разминка тоже обязательна,Выполняй ее старательно.Растирай, старайсяИ не отвлекайся.По подошве, как граблями,Проведем сейчас руками.И полезно, и приятноЭто всем давно понятно.Рук своих ты не жалейИ по ножкам бей сильней.Будут быстрыми они, Потом попробуй, догони!Гибкость тоже нам нужна,Без нее мы никуда.Раз – сгибай, два – выпрямляй.Ну, активнее давай!Вот работа, так работа,Палочку катать охота.Веселее ты катайДа за нею поспевай.В центре зону мы найдем,Хорошенько разотрем.Надо с нею нам дружить,Чтобы всем здоровым быть.Скажем все: «Спасибо!»Ноженькам своим.Будем их беречь мыИ всегда любить.
Обширное умывание
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.Проводится после сна.Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.«Умывайка»«Раз» – обмывает правой рукой левую кисть. «Два» – обмывает левой рукой правую кисть. «Три» – мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.«Четыре» – мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.«Пять» – мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.«Шесть» – мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди. «Семь» – мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку. «Восемь» – ополаскивает руки.«Девять» – отжимает их, слегка стряхивая.«Десять» – вытирает руки насухо.Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:Раз – обмоем кисть руки,Два – с другою повтори.Три – до локтя намочили,Четыре – с другою повторили.Пять – по шее провели,Шесть – смелее по груди.Семь – лицо свое обмоем,Восемь – с рук усталость смоем.Девять – воду отжимай,Десять – сухо вытирай.
Босоножье
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.«Поиграем с носиком»1.Организационный момента) «Найди и покажи носик»Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.2.Основная частьИгровые упражнения с носиком.б) «Помоги носику собраться на прогулку»Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.в) «Носик гуляет»Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.г) «Носик балуется»На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.д) «Носик нюхает приятный запах»Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.е) «Носик поет песенку»На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».ж) «Погреем носик»Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.3. Заключительный этапз) «Носик возвращается домой»Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:Подходи ко мне дружок,И садись скорей в кружок.Носик ты быстрей найди,Тете Лене покажи.Надо носик очищать,На прогулку собирать.Ротик ты свой закрывай,Только с носиком гуляй.Вот так носик баловник!Он шалить у нас привык.Тише, тише, не спеши,Ароматом подыши.Хорошо гулять в садуИ поет нос: «Ба-бо-бу».Надо носик нам прогреть,Его немного потереть.Нагулялся носик мой,Возвращается домой.
Заголовок 1Заголовок 315