Рабочая программа 5-9 классы по биологии (авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов)


Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Примерной программы по биологии 5-9 классы, программы основного общего образования по биологии 5-9 классы (автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов), Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•        социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение
учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:
•        приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•        ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
•        развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
•        овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
•        формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку (на ступень); общую характеристику учебного предмета (на ступень); результаты изучения предмета (на ступень); описание места учебного предмета в учебном плане (на ступень); содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; примерное тематическое планирование с указанием количества часов на прохождение разделов и тем учебного предмета, календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса и планируемые результаты изучения предмета . В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
Общая характеристика учебного предмета
Учебное содержание курса биологии включает:
Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);
Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1ч в неделю (6 класс);
Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
•        ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•        ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
•        понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
•        уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
•        понимание необходимости здорового образа жизни;
•        осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
•        сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
•        правильному использованию биологической терминологии и символики;
•        развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
•        развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
  Характеристика результатов формирования УУД
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:1)      знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2)      реализация установок здорового образа жизни;
3)      сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1)      овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2)      умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3)      способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4)      умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.      В познавательной (интеллектуальной) сфере:
•        выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);•        приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;•        классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
•        объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
•        различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
•        сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
•        выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•        овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.      В ценностно-ориентационной сфере:
•        знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
•        анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3.      В сфере трудовой деятельности:
•        знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
•        соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.      В сфере физической деятельности:
•        освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5.      В эстетической сфере:
•        выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 5,6 классаов сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под. ред.В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 1 час в неделю в каждом классе, в год – 35 часов, из них – 2 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий.
Содержание учебного курса
Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс (35 ч, 1ч в неделю)
Введение (6 ч)
Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
 
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
—о многообразии живой природы;
—царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
—основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
—признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;—экологические факторы;
—основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
—правила работы с микроскопом;
—правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
—отличать живые организмы от неживых;
—пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
—характеризовать среды обитания организмов;
—характеризовать экологические факторы;
—проводить фенологические наблюдения;
—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять план текста;
—владеть таким видом изложения текста, как повествование;
—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
—получать биологическую информацию из различных источников;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта.
 
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
 
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение клетки;
—химический состав клетки;
—основные процессы жизнедеятельности клетки;
—характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;—работать с лупой и микроскопом;
—готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
—распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
—анализировать объекты под микроскопом;
—сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
—работать с текстом и иллюстрациями учебника.
 
Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.
Изучение строение плесневого гриба мукора.
Изучение строение дрожжей.
 
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
—разнообразие и распространение бактерий и грибов;
—роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику бактерий и грибов;
—отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
—отличать съедобные грибы от ядовитых;
—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.
 Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.
Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.
Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Усложнение растений в процессе эволюции.
 
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
 
Лабораторные и практические работы
Изучение строение зелёных водорослей.
Изучение строение мха (на местных видах).
Изучение строение спороносящего хвоща и  спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений
 
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные методы изучения растений;
—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;—особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
—роль растений в биосфере и жизни человека;
—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику растительного царства;
—объяснять роль растений в биосфере;
—давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,  анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
—Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—знание правил поведения в природе;
—понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
—воспитание в учащихся любви к природе;
—признание права каждого на собственное мнение;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение.
Резервное время - 2 ч.
 
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс (35 ч, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обита-ния;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное раз-множение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, цар-ство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выра-щивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их вы-ращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Расти-тельные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природ-ных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и спо-собности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их по-следствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружа-ющей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
  Тематическое планирование 5 класс
№ Наименование раздела                                          Количество часов
Количество часов Лабораторных работ Практических работ Экскурсий
1 Введение.         6 0 1 1
2 Клеточное строение организмов.        10 5 0 0
3  Царство Бактерии. 3 0 0 0
4 Царство Грибы.          5 2 0 0
5 Царство Растения.          9 4 0 0
6 Резерв. 2  -  - -
  Итого за год.          35 11 1 1
  Тематическое планирование 6 класс
№ Наименование раздела                                          Количество часов
Количество часов Лабораторных работ Практических работ Экскурсий
1 Строение и многообразие покрытосеменных растений.        14 0 13 0
2 Жизнь растений.        10 0 3 0
3  Классификация растений. 6 0 0 0
4 Природные сообщества.          3 0 0 1
6 Резерв. 2 - - -
  Итого за год.          35 0 16 1
№ п/п Дата проведения урока (планируемая) Тема урока Тип урока Содержание. Виды деятельности Домашнее задание
Введение (6ч).
1.
2.
Биология — наука о живой природе.
Методы исследования в биологии. Практическая работа «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». Урок формирования знаний
Урок зак-репления и совершен-ствования знаний Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей..
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Источники биологической информации, её получение, анализ и представление его результатов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Техника безопасности в кабинете биологии.
Демонстрация приборы и оборудование. Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни, объясняют роль биологии в практической деятельности людей. 
Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии и соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами. Календарно-тематическое планирование 5 класс
3. Разнообразие живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки живого от неживого Комбинированный (смешанный) урок Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножениеВыделяют существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей  отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. 4. Среды обитания живых организмов Урок закрепления и совершенствования знаний Водная среда. Наземно-воздушная среда.
Почва как среда обитания. Организм как среда обитания Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы Урок применения знаний на практике
(исследовательские проекты) Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника 6. Обобщающий урок. Экскурсия.
«Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».
 
 
 
  Комбинированный (смешанный) урок (урок применения знаний и обобщения и систематизации знаний) Экскурсия.
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
  Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
7. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними».
Урок применения знаний на практике Методы изучения клетки.Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.
Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп»,«тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом 8. Строение клетки. Урок закрепления и совершенствования знаний
(познавательный проект) Строение клетки:клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро,вакуолиВыделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности  клетки.Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки 9. Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».
Урок применения знаний на практике Лабораторные и практические работы
Строение клеток кожицы чешуи лука Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их 10. Пластиды Лабораторная работа №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника». Урок применения знаний на практике Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты
Лабораторные и практические работы
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки 11. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Урок формирования знаний
(исследовательские проекты) Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.
Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.
Обнаружение органических веществ в клетках растений Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием 12. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа №4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». Урок формирования умений и навыков Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение).
Лабораторные и практические работы
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом 13. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Урок формирования умений и навыков Рост и развитие клеток.
Демонстрация
Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты 14. Деление клетки Урок формирования знаний Генетический аппарат, ядро, хромосомы.
Демонстрация
Схемы и видеоматериалы о делении клетки Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки 15. Понятие «ткань». Лабораторная работа № 5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». Урок формирования знаний
(познавательный проект) Ткань.
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах 16. Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов». Комбинированный (смешанный) урок Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом  Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)
17. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность Урок формирование знаний и умений Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Питани е бактерий.Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. 18. Роль бактерий в природе и жизни человека Урок закрепления и совершенствования знаний и умений Роль бактерий в природе и жизни человека. Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека 19. Вирусы – неклеточные формы. Урок формирование знаний и умений Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
  Определяют понятие «вирус». Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека Урок формирования знаний
(познавательный проект) Грибы, особенности строения и жизнедеятельности.Питание грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека 21. Шляпочные грибы Лабораторная работа № 6 «Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов».
Урок применения знаний на практике Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами 22. Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №7 «Особенности строения мукора и дрожжей». Урок применения знаний на практике Плесневые грибы и дрожжи.
Лабораторные и практические работы
Особенности строения мукора и дрожжей Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением 23. Грибы-паразиты Урок закрепления и совершенствования знаний и умений Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека 24. Обобщающий урок по темам «Царство Бактерии», «Царство Грибы». Комбинированный (смешанный) урок Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
25. Ботаника — наука о растениях. Многообразие растительного мира. Урок формирование знаний и умений Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».
Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием 26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №8 « Изучение строения зелёных водорослей». Урок формирование знаний и умений Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения зелёных водорослей. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом 27. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей Урок закрепления и совершенствования знаний и умений Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей 28. Лишайники Урок формирование знаний и умений Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе 29. Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа № 9 «Изучение строение мха (на местных видах)».
Лабораторная работа № 10 «Изучение строение спороносящего хвоща и  спороносящего папоротника».
Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике Риниофиты.Появление тканей. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя). Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека 30. Семенные растения. Голосеменные растения. Лабораторная работа № 11 « Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».
Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности.  Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.
Лабораторные и практические работы
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. 31. Покрытосеменные растения Урок формирование знаний и умений Урок применения знаний на практике Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Строение цветкового растения. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространённые растеня, опасные для человека. Описывают
представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. 32. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира Урок формирование знаний и умений Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Основные этапы развития растительного мира Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира 33. Обобщающий урок по теме «Царство Растения». Комбинированный (смешанный) урок Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения.Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую Резервное время — 2 ч
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п Дата проведения урока (планируемая) Тема урока Содержание. Виды деятельности Домашнее задание
Раздел. 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
1. Строение семян двудольных растений. Лабораторная работа № !«Изучение строения семян двудольных растений» Строение семян.
Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа 2. Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа № 2
«Изучение строения семян однодольных растений» Особенности строения семян однодольных растений
Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян 3. Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа № 3 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы» Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем 4. Строение корней. Лабораторная работа № 4
«Корневой чехлик и корневые волоски» Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.
Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня 5. Условия произрастания и видоизменения корней Приспособления корней к условиям существования.
Видоизменения корней Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней
6. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа №5 «Строение почек. Расположение почек на стебле»
Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.
Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега 7. Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 6 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.
Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев 8. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа №7 «Строение кожицы листа». Лабораторная работа №8 «Клеточное строение листа е листа» Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.
Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты 9. Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа № 9
«Внутреннее строение ветки дерева»
Строение стебля. Многообразие стеблей. Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты 10. Видои Лабораторная работа № 10 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)зменение побегов» Строение и функции видоизмененных побегов.
Определяют понятия«видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты 11. Цветок и его строение. Лабораторная работа № 11 «Изучение строения цветка» Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.
Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты 12. Соцветия. Лабораторная работа № 12 «Ознакомление с различными видами соцветий» Виды соцветий. Значение соцветий.

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой
13. Плоды и их классификация. Лабораторная работа № 13 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» Строение плодов. Классификация плодов.
Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы 14. Распространение плодов и семян Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
15. Минеральное питание растений
Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе 16. Фотосинтез Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека 17. Дыхание растений Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза 18. Испарение воды растениями. Листопад Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа № 14 «Передвижение веществ по побегу растения» Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.
Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.
Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений 20. Прорастание семян Лабораторная работа №15 «Определение всхожести семян растений и их посев» Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.
Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ 21. Способы размножения растений Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира 22. Размножение споровых растений Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений 23. Размножение семенных растений Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. 24. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа № 16 «Вегетативное размножение комнатных растений»
Способы вегетативного размножения.
Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
25. Систематика растений Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений 26. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками 27. Семейства Пасленовые и Бобовые Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам 28. Семейство СложноцветныеПризнаки, характерные для растений семейства Сложноцветные Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам
29. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам
30. Важнейшие сельскохозяйственные растения Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников
Раздел 4. Природные сообщества (3ч)
31. Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе
32. Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия « Природное сообщество и человек» Смена растительных сообществ. Типы растительности.
Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет) 33. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование
Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето
Резервное время - 2 ч
 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
5 класс
Основная учебная литература для учащихся:
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /
В. В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 20123.- 141, (3) с.
2. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.
Пасечника.
Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2013 г. Издательство Дрофа
3.Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.:
учеб.Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141, (3) с.
Дополнительная литература для учащихся:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
.Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение
Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»
Трайтак Д.И. «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники.» 6 кл. Пособие для учащихся. Издательство Мнемозина
Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Основная литература для учителя:
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.- 141, (3) с.
2.Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику В. В.
Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2013 г. Издательство Дрофа
3.Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.
4. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.
5. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.:
учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141, (3) с.
Дополнительная литература для учителя:
1. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
2. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.
3. Пономарёва И.Н., О, А. Корнилова, В. С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс. Методическое пособие для учителя. – М.; Вентана – Граф,2005;.
4.Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.
5.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/6. http://www.lift.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
7.http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
8. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
6 класс
Основная учебная литература для учащихся:
1.Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2016г.
2.Электронное приложение к учебнику
3.Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2016 г.
Основная литература для учителя:
6.А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011
7. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008
8. Интернет – ресурсы
9.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кумченко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.:Вентана-Граф. 2001
10.Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
Материально-техническое обеспечение
5 класс
Печатные пособия
Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники
Вещества растений. Клеточное строение
Общее знакомство с цветковыми растениями
Растение - живой организм
Растения и окружающая среда
Портреты ученых биологов
Строение, размножение и разнообразие растений
Схема строения клеток живых организмов
Уровни организации живой природы
Растения. Грибы. Лишайники
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Биология. Неклеточные формы жизни. Бактерии. Электронное учебное издание Биология. Строение и жизнедеятельность организма растения. Электронное учебное издание.
Биология. Строение высших и низших растений. Электронное учебное издание.
Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов
Фрагментарный видеофильм об охране природы в России
Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
Технические средства обучения (средства икт)
Мультимедийный компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Мультимедиа проектор
Интерактивная доска.
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
Натуральные объекты
1. Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
Коллекция «Голосеменные растения
Гербарий «Основные группы растений»
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
Набор микропрепаратов по ботанике
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовыйИскопаемые растения и животные
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
Тропические влажные леса
Влажные субтропики
Сухие субтропики
Пустыни и полупустыни
Водные растения
6 класс
Натуральные объекты
•наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани, плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа; набор микропрепаратов по разделу «Животные»; набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»; Набор микропрепаратов по разделу «Общая биология»;
•живые комнатные растения;
•влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»;
•гербарий «Основные отделы растений»;
•гербарий «Морфология растений»;
•гербарий «Классификация покрытосеменных»;
•гербарий лишайников местных видов;
•коллекция «Шишки голосеменных»;
•коллекция «Плоды и семена»;
•плодовые тела гриба- трутовика;
•колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;•отпечатки ископаемых растений;
•спилы деревьев;
•представители отрядов насекомых (коллекция);
•раковины моллюсков;
•развитие насекомых (коллекция раздаточная);
•виды защитных окрасок у животных;
•форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная);
•влажный препарат «Нереида»;
•внутреннее строение дождевого червя (влажные препараты);
•внутреннее строение лягушки (влажные препараты);
•внутреннее строение крысы (влажные препараты);
•внутреннее строение птицы (влажные препараты);
•внутреннее строение рыбы (влажные препараты);
•скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, летучей мыши, кошки, кролика;
Приборы и лабораторное оборудование
•лупы, световые микроскопы;
•иглы препаровальные;
•пинцеты;
•стекла предметные и покровные;
•фильтровальная бумага;
•пипетки;
•пробирки;
•зажим пробирочный;
•мензурки, лабораторные стаканы, колбы;
•спиртовки лабораторные
Средства на печатной основе
•демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы», «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники», «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны», «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения», «Основные этапы развития растительного мира» и другие;
•динамические пособия: деление и рост клеток; систематические категории; «Биосинтез белка», «Митоз», «Мейоз», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Наследование групп крови», «Наследование резус фактора»;•таблицы по зоологии;
•таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека;
•таблицы по общей биологии
Муляжи
•плодовые тела шляпочных грибов;
•плоды культурных растений;
•модели цветков разных семейств;
•мозг позвоночных;
•скелет человека;
•модель глаза, уха, мозга, черепа, зуба, сердца человека
Экранно-звуковые средства обучения
•презентации по темам курсов
•компакт – диски
•электронные приложения к учебникам
Технические средства обучения
•компьютер
•мультимедийный проектор

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 3»
СОГЛАСОВАНО УТВЕЖДАЮ
методическим объединением Директор ____________(Зигаренко О.А.)
учителей-предметников «____» ___________ 2016 г.
протокол от «___» ________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология
(наименование предмета, курса)
Основная школа
(ступень образования)
1 год
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы
основного общего образования по биологии
Семенова Олеся Николаевна, учитель химии и биологии, I квал. категория
Ф.И.О. учителей (я), составивших (-его) рабочую программу
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Приложение.
Критерии оценивания результатов
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Примерные темы проектов

Красная книга. Растения Тульской области.
Удивительные водоросли.
Растения-гиганты и растения-карлики.
Коллекция семян сельскохозяйственных растений.
Грибы. Их роль в природе и жизни человека.
Разнообразие листьев растений.
Как размножаются растения.