Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
-954405-582930муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 301
Красноармейского района г. Волгограда
Педагогический опыт работы на тему:
Оригами как средство развития мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста.
-760095120015
Автор опыта:
Бунина Людмила Васильевна
воспитатель
первой
квалификационной категории
Волгоград 2013
I. Информационно-справочные сведения об опыте.Тема опыта: Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Автор опыта: Бунина Людмила Васильевна, воспитатель, первой квалификационной категории.
Место функционирования: г. Волгоград, ул. 50 лет Октября, 18, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 301 Красноармейского района г.Волгограда , тел. 63 - 15 – 13.
Степень новизны: проблемно-изобретательский.
Длительность функционирования опыта: 4 года.
II. Технологические сведения об опыте
1.Актуальность опыта.
2. Постановка цели.
3. Педагогические задачи, решаемые в опыте.
4. Педагогические средства, используемые в опыте.5. Технология описания опыта
6 Результативность опыта.
III.Результативность опыта
Условия функционирования опыта.
Теоретико-практические основы опыта.
Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Список литературы.
II. Технологические сведения об опыте.
Актуальность опыта
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. "Оригами" в переводе с японского - "ори" - бумага, "ками" - складывать. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: "Рука - это инструмент всех инструментов", подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: "Рука - это своего рода внешний мозг". Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцаковой, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги, отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время доказано, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Анализ литературы доказывает, что техника оригами всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики. Однако, роль оригами в развитии мелкой моторики рук мало исследована, что и побудило к выбору темы опыта работы «Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".
2. Цель опыта: – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников в процессе овладения элементарными приемами техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги, опираясь на следующие принципы:
Принцип занимательности – именно развлекательная, творческая функция занятий создает атмосферу радости, комфортности, способствует созданию защитных механизмов, у ребенка возникают положительные эмоции при создании поделок оригами.
Принцип новизны - использование поделок стимулирует ребенка не только использовать на практике полученные знания, но и побуждает к приобретению новых знаний и умений.
Принцип комплексности – решение задачи развития мелкой моторики в комплексе с развитием психических процессов и личностных качеств.
Принцип постепенной усложненности, когда ребенок поэтапно совершенствует свои ручные умения.
2.Задачи опыта:
Обучающие
Обучать различным приемам работы с бумагой. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Формировать умения следовать устным инструкциям. Создавать композиции, выполненные в технике оригами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать у детей способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, пространственное воображение, творческие способности
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
4.Педагогические средства, используемые в опыте.
Формы и методы работы.
В процессе творческой деятельности используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные; проекты, игры, праздники, конкурсы.
Применяются различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный: устное изложение, беседа, рассказ;
•наглядный: показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение; показ (выполнение) воспитателем; • практический: выполнение работ по образцу, работа по пооперционным картам, схемам;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
5.Технология описания опыта.
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития мелкой моторики у дошкольников. С раннего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т.д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений". Это желание порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительно долгое время. Я как воспитатель сформулировала вопрос: почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал мало затратный и доступный. Программа «Детство» предполагает, на мой взгляд, недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования. Значительно большее внимание уделяется аппликации. Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребёнка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой) чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно. Я решила использовать при первоначальном складывании бумаги другой приём, где ребёнок овладевает первоначальным навыком, складывания пополам не прямоугольника, а квадрата по диагонали. Эта операция получается у детей более успешно. Работая в средней группе, я отметила, что многие дети, посещающие группу, имеют проблемы в развитии речи. Это побудило меня начать работу по развитию мелкой мускулатуры рук, посредством оригами.
В процессе работы над опытом составила следующий алгоритм деятельности.
Изучить литературу по развитию мелкой моторики старших дошкольников посредством оригами.
Провести диагностику умений детей.
Составить перспективный план.
Организовать сотрудничество с родителями.
Прежде чем приступать к занятиям оригами с детьми, сама освоила:
-азбуку оригами: термины, знаки, линии, принятые в схемах;
-способы получения квадратов;
- технику изготовления фигурок.
Перед проведением каждого занятия готовила необходимый материал:
- складывала фигурку, для того, чтобы представить детям образец и без затруднений последовательно продемонстрировать складывание фигурки;
- подбирала бумагу нужного цвета и заготавливала из нее квадраты соответствующих размеров;
-готовила карандаши, фломастеры для дорисовки деталей;
-подбирала небольшие кусочки бумаги, клей для выполнения аппликации на фигурках.
Придерживалась классических правил обучения технике оригами:1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.3. Бумагу для оригами необходимо подбирать тонкую, упругую, хорошо сгибающуюся, цветной.4. Показ изготовления лучше производить на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.5. При показе избегать лишних поворотов и переворотов изделия.6. Обучение складыванию каждой оригами организовывать поэтапно: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.7. Линии сгибов изделия тщательно проглаживать.
8. Углы и стороны в процессе складывания точно совмещать. 9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Система подобранных мною занятий предусматривает следующие моменты:
сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовывать содержательное общение детей;
взаимосвязь занятий по оригами с другими видами деятельности - игровой (театрализованной, сюжетно-ролевой); а также с рисованием, математикой, речевым развитием, музыкой;
использование перед каждым занятием пальчиковой гимнастики;
реализацию определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка, обеспечение ему постоянного внимания; отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью, признание его права на выбор, подтверждение достижений ребенка. Его уникальности, закрепление веры в успех.
развитие сотрудничества с родителями.
Использовала приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу. Определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”: “забыть” как складывается бумажная игрушка; “ошибаться” при составлении силуэта из набора геометрических фигур; “сомневаться”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с воспитанниками.
Занятия с детьми начинала в октябре после проведения диагностики (Приложение №1). Занятия проводились два раза в месяц по подгруппам в соответствии с перспективным планом (Приложение №2). Использовала различные виды организации занятий (Приложение № 3). Применяла проектную деятельность (Приложение №4).
6. Результативность опыта.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая планомерная работа по использованию техники оригами способствует всестороннему интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников. Помогает развивать мелкую моторику у дошкольников. Оказывает положительное воздействие на развитие речевого аппарата, обогащению словаря. Развивает у детей способности работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует пространственное воображение и глазомер. Воспитывает эстетический вкус. Формирует культуру труда, учить аккуратности, умению доводить начатое дело до конца, что подтверждает итоговая диагностика (Приложение №5).
Анализ подготовленности детей подготовительной группы к школе представил высокие результаты (Приложение №6).
Данный опыт показал, что достичь высокой результативности возможно только при организации конструктивного взаимодействия с семьей. Совместно с семьей создавались коллективные панно, открытки для малышей, оформление к праздникам, что способствовало улучшению интерьера группы и детского сада. (Приложение №7).
III.Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.Условия функционирования опыта.
Данный опыт функционирует в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 301
Красноармейского района г. Волгограда.
Автором опыта проведен мастер-класс для педагогов МОУ на тему: «Обучение дошкольников технике оригами». Оформлена мультимедийная презентация.
Опыт представлялся на различных уровнях.
На областном семинаре для педагогов дошкольных образовательных учреждений Светлоярского муниципального района Волгоградской области "Современные аспекты здоровьесберегающей деятельности в контексте ФГТ". Выступление на тему «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, посредством использования различных дидактических средств (оригами)» - 2013г.
На II Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современные педагогические технологии» центра образования и воспитания г. Чебоксары. Приказ №25 от 30.06.2013г. Статья на тему: «Оригами – как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» опубликована в сборнике по итогам конференции.
Теоретико-практические основы опыта.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М. Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т. Терехова, М.Ю. Кистяковская, М.М. Кольцова, С. О. Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются первоклассники, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Следовательно, уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать мелкую моторику рук.
Ведущая идея опыта заключается в комплексном развитии мелкой моторики рук дошкольников средствами техники оригами в различных видах детской деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной).
Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Опыт может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений различного вида, независимо от реализуемой программы. А также педагогами дополнительного образования по художественно – творческой деятельности.
Список литература:
Афонькин С. Ю., Афонькина., Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами в вашем доме. М, «Легкая промышленность», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. оригами на праздничном столе. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. С-Пб, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма оригами. С-Пб, «Химия», 1996
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в другом кармане. Санкт - Петербург, «Химия», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. Санкт - Петербург: «Кристалл», М: «Оникс», 2005
Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Жихарева О.М. Оригами для дошкольников С-Пб, «Кристалл», 2012
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт -Петербург, «Дельта», 1996
Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
.Рябкова И.А. Художественн0-творческая деятельность. Оригами.
В-д. «Учитель».2012г.
Соколова С.В. Игрушки - оригамушки. Санкт - Петербург, «Химия», 1997
Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», Санкт - Петербург: «Валери СПД», 2003
Перечень приложений:
Приложение № 1 Диагностика готовности детей к занятиям оригами
Приложение № 2 Перспективный план работы в старшей группе.
Перспективный план работы в подготовительной к
школе группы.
Приложение № 3 Конспекты занятий по оригами:
"Путешествие в страну Оригами"
"Гусеница"
"Колобок"
"Весеннее настроение"
"Путешествие на кораблике"
"Тюльпан"
"Бабочка"
"Ёлочка"
"Яблочко"
Приложение № 4 Проектная деятельность по оригами.
Педагогический проект "Планета ОригамиЯ"
Приложение № 5 Итоговая диагностика
Приложение № 6 Мониторинг готовности детей подготовительной группы
к обучению в школе.
Приложение № 7 Сотрудничество с родителями.
Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"
Консультация "Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей"
Мастер-класс "Наши пальчики играют"
Досуг-практикум "В стране оригами"
Родительское собрание " Оригами в нашей жизни"
Праздник "Путешествие в страну цветов"