Методическая разработка занятия на тему: Рисуем осеннее дерево. Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет

Раменский муниципальный район
Раменский Центр развития творчества детей и юношества
РЦРТДиЮ

Направленность: художественная
Творческое объединение «Чудесный мир красок»
Программа: Нетрадиционное рисование
для детей 4-5 лет
(второй год обучения)

Методическая разработка занятия

Тема: "Рисуем осеннее дерево"


Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД РЦРТДиЮ г.Раменское
Черноморова Елена Ивановна

2015 г.

Методическая разработка занятия
Тема "Рисуем осеннее дерево"



Цель: приобретение детьми дошкольного возраста опыта творческой деятельности через создание художественного образа осеннего дерева
Задачи:
Обучающие:
научить детей рисовать осеннее дерево, через освоение нетрадиционной техники рисования – кляксографию (рисование с помощью пластиковой трубочки),
продолжить формирование навыков рисования листвы приемом вертикального мазка; используя при рисовании листьев, классические цвета осенних листьев - красный, оранжевый и жёлтый.
Развивающие:
развить художественное воображение, расширить представления детей об осеннем празднике цвета, развить мелкую моторику,
способствовать развитию дыхательного аппарата детей.
Воспитательная:
вызывать эмоциональный отклик на красоту окружающего мира, пробудить и укрепить эстетическое отношение к природе.


Методы организации и осуществления обучающей деятельности:
Выбор методов и средств, их сочетание в образовательном процессе учитывают возрастные особенности воспитанников: словесный, наглядный, практический.
Описание нетрадиционной техники рисования «Кляксография с трубочкой» - ребенок набирает на кисточку краску, краска должна быть очень жидкой по консистенции и хорошо набранной на кисточку, делает небольшое пятно (капельку) или какой-либо рисунок. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Оборудование занятия: магнитофон МРЗ, аудио записи с музыкой автор слова и музыка С. Насауленко песня «Осень наступила», аудиозапись Origen – «Andromeda» (музыкальный фон – музыка без слов), магнитная доска для демонстрации учебно-методических наглядных пособий, выполненных педагогом, слайд-шоу «Красота Осени», детские рисунки «Осень в гости к нам пришла», рабочее место: стол и стул для каждого ребёнка. Желательно, в качестве украшения помещения принести и разложить на столах и на полу сухие осенние листья.
Художественный материал: гуашь 9 цветов – «ГАММА», кисти (большая средняя и тонкая), бумага для акварели А4, баночки для воды, трубочки из под сока, влажные салфетки для рук.
Техника безопасности на занятии.
Требования безопасности перед началом занятия
Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
Приготовить необходимые материалы и инструменты.
Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
При слабом зрении надеть очки.
Одеть рабочую одежду - нарукавники, фартук.
Требования безопасности во время занятия
Выполнять все действия только по указанию педагога.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
Осторожно пользоваться красками и необходимыми на занятие материалами.
Не покидать рабочее место без разрешения педагога.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.
При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия,
педагогу с детьми организованно, без паники покинуть помещение эвакуационными путями в безопасное место.
При получении травмы немедленно сообщить о случившемся педагогу.
Требования безопасности по окончании занятия
После окончания работы произведите уборку своего места.
Вымойте лицо и руки с мылом или протрите влажной салфеткой.
Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите педагогу.


Дидактическая структура занятия.
1 этап. Начало занятия.
Одноминутное «введение», где происходит установление личного контакта педагога с воспитанниками, их взаимное принятие и мотивация на совместную работу; организация рабочих мест.
Педагог в театрализованном наряде «Осени» обращается к детям:
Здравствуйте, ребята, знаете, кто я? Отгадайте загадку. «Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья. »
Дети: Осень!
Педагог: Да, я Осень. Прихожу я после тёплого Лета и раскрашиваю всю природу своими красками (демонстрируется слайд-шоу).
Посмотрите на мою работу, каким цветом я раскрасила деревья.
Педагог: Скажите, какие цвета у Осени?
Дети: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный


Педагог: Какая красивая листва у деревьев, но вот подул сильный ветер, деревья закачались из стороны в сторону, и начался листопад. Прекрасным осенним ковром легли листья на землю, словно покрывая его разноцветным одеялом.
2 этап. Физкультминутка.
Ребята, а давайте с вами проиграем следующие слова. Я буду вам их говорить, а вы показывать действия.
Педагог (предлагает проиграть следующие слова):
«Дует, дует ветерок, деревце качается,
Вся листва осенняя тихо осыпается».
Дети дуют, раскачиваются корпусом туловища, сидя на стульчиках, имитируя движение деревьев от ветра. На последней фразе плавным движением рук и кистей изображают падающие листья.
3 этап. Выполнение практической работы.
При выполнении практической работы педагог должен следить за осанкой детей, соблюдением техники безопасности и аккуратностью работой с краской.
Посмотрите, как дети из Раменского центра творчества нарисовали Осень.
Педагог обращает внимание детей на рисунки и наглядные пособия на доске.
Педагог: А сейчас и мы с вами будем рисовать осеннее дерево. Но прежде хочу сказать, что у вас всё обязательно получится, ведь я рядом с вами.
Педагог: Само дерево мы нарисуем кисточкой, а вот ветки и веточки изобразим необычным способом - при помощи трубочки из-под сока.
Во время практической работы играет мелодия - фрагмент аудиозаписи Origen – «Andromeda» (музыкальный фон – музыка без слов) и непрерывно идет слайд-шоу «Краски осени» на ноутбуке/экране.
Педагог: Ребята подумайте, с чего мы начнём рисовать дерево?
Дети: Со ствола.
Педагог: Правильно. Вначале обозначим землю, на чём будет расти дерево. Затем нарисуем кистью высокий ствол (поэтапно демонстрируется рисование осеннего дерева).
Каким цветом будем рисовать дерево?
Дети: Коричневым.
Педагог: Ствол можно изображать прямым, а можно чуть наклонным в одну или в другую сторону, это он от ветра наклонился. Наберем немного больше, чем необходимо, воды и коричневой краски на кисть и проведем прямую или изогнутую линию. Начинаем снизу, нажимая на кисть, и ведем вверх тонкой линией. Получился ствол дерева.
Педагог показывает на планшете все этапы рисования ствола красками, при этом еще раз, обращает внимание на то, что внизу ствол толще, чем вверху.
Дети приступают к рисованию, педагог помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, а тем, кому необходимо, наглядным примером.

Педагог: Ствол нарисовали, нарисуем ветки. На стволе дерева образовались капельки, эти капельки будем раздувать при помощи трубочки из-под сока в желаемом направлении. Вот так. (Педагог демонстрирует технику кляксографии. От каждого раздувания краски через трубочку, «подрастают» ветки у дерева).


Педагог: Ребята, получилось дерево?
Дети: Да.
Педагог: Чтобы получилось осеннее дерево, какие краски мы будем использовать для рисования листьев? (Желтую, красную, оранжевую.) Такая разноцветная листва осенью бывает, например у клёна.
Педагог: Набираю жёлтую краску. Рисую листья на ветках дерева быстро, прикладывая и отрывая кисть от бумаги. Вот так. (Вертикальные мазки или способом «примакивания»)

Педагог: Нарисовали листья желтым цветом, затем хорошо промываем кисть водой и набираем краску красного цвета. То же самое с оранжевой краской.
Педагог: Что ещё можно нарисовать под деревом? (Травку и опавшие листья с дерева).

Педагог: Ребята, вот картина и готова.

4 этап. Заключительная часть. Подведение итогов.
В конце занятия подводятся итоги. Все работы детей желательно разместить на доске. Вместе с ребятами педагог проводит краткий анализ рисунков, указывая на достоинства в каждой работе: оригинальность, выразительность художественного образа, декоративность, аккуратность, самостоятельность.
При наличии времени, можно задать вопрос детям:
«А какое дерево больше качается от ветра, на какое дерево ветер дует сильнее?»
Педагог просит вспомнить о том, что если сильнее дули в трубочку, то веточки росли быстрее и были длиннее, и рисунок получался более интересным.
Завершается занятие подвижной игрой под песню «Осень наступила» (слова и музыка С. Насауленко). Звучит музыка, дети повторяют движения педагога, раскрывая содержание песенки. Как показывает опыт, эта игра дает возможность закончить занятие на хорошем эмоциональном уровне, детям сменить вид деятельности на подвижный, а рисункам «подсохнуть».
Итоговые слова:
Сегодня мы с вами славно потрудились. Мне очень нравится эта осенняя роща, и я – Осень, хочу поблагодарить вас за сегодняшнее занятие и подарить каждому маленький подарок (детям раздаётся яблочный сок с трубочкой).

Рисунок 8