Опыт работы по теме Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста
Детский рисунок, процесс рисования – это частица
духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В.Л. Сухомлинский
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. В работе по изобразительной деятельности я старалась создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, побуждать его к созданию новых композиций. Для меня важно воспитать в каждом ребенке эстетический вкус, желание заниматься художественной деятельностью. В силу индивидуальных особенностей, развитие художественных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на специально – организованной деятельности я даю возможность каждом у ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы входящие в программу по дополнительному образованию, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. При обучении детей рисованию обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.
Я, считаю, что основная задача обучения для развития художественных способностей – помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами. Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей.
В своей работе я использую нетрадиционные приемы рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти отусловных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических и иных работников организации. Мною разработана система работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей среднего возраста , с учётом возрастных особенностей детей, в которой отражено взаимодействие всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.
Условно опыт я поделила на три направления работы:
1-е направление «Педагог-ребенок»-непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников.
2-е направление «Родитель - ребенок - педагог» -Компетентность родителей в вопросе развития творчества нетрадиционными методами рисования. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
3-е направление «Педагог-педагог»- поскольку дети первой младшей группы после годового пребывания переходят во 2-младшую группу, затем в среднюю группу необходимо создать условия для дальнейшего развития данного вида деятельности.(нетрадиционного рисования)
Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:
Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
Индивидуализации дошкольного образования;
Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
Партнерства с семьей;
Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;
Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.
Цель: Развитие творческих способностей детей среднего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «тычок жесткой полусухой кистью», «печать» «рисование на манке или песке»);
● научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойства материалами;
● развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
● развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
● развивать познавательных и творческие способности детей;
● воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;
● поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
●смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования;
●формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время занятий;
●использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учётом особенностей детей раннего возраста.
Условия реализации творческого развития методом нетрадиционных техник рисования:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию образования;
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности; - взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе.
Вся моя работа - от выбора темы до оценки результативности - состояла из трёх этапов.
Первый этап - проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения, теоретических и практических аспектов нетрадиционного рисования:
Второй этап – разработка и планирование деятельности.
Третий этап – непосредственная деятельность в реализации опыта, достижения и рекомендации, возможность реализации опыта в других группах раннего возраста.
Свою деятельность в период проведения опыта по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей младшего дошкольного возраста я разбила на три направления работы. Таким образом, мой опыт состоит из трех взаимодополняющих друг друга направления работы.
Работа в направлении
«Педагог - ребенок»
Цель: Развитие творческих способностей детей среднего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительно техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «печать»);
● научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами;
● развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
● развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
● развивать познавательные и творческие способности детей;
● воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;
● поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время НОД;
● использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учётом особенностей детей раннего возраста.
Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному рисованию.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале).
Речевое развитие:помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь
Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)
Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию
Наглядные методы и приемы.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: - показ жестом; - показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями. С детьми своей группы наиболее часто я использую приѐм изображения вместе с ребенком, ведя его руку. При повторных упражнениях поза креплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянные показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В конце занятия я обязательно показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.
Словесные методы и приемы обучения
К ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. В своей работе беседу я использую в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения, словесные указания применяю редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия.
Игровые приемы обучения
Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в своей группе я начинаю с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги. При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Принципы построения работы по нетрадиционному рисованию:
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Развивающие технологии, используемые в процессе опыта.
личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации)
коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
Новизна обстановки;
Необычное начало работы;
Красивые и разнообразные материалы;
Интересные для детей неповторяющиеся задания;
Возможность выбора;
Рисования с помощью бросового материала
Формы работы
Непосредственно образовательная деятельность. Разработано перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по Художественному творчеству. Рисование нетрадиционными способами. (Приложение 1.)
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности. Разработано планирование совместной деятельности воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности с детьми средней группы по художественному творчеству, рисование нетрадиционными способами.
Рассматривание картин и книжных иллюстраций;
Чтение и обсуждение художественных произведений;
Дидактическая игра (Приложение 2.)
Оформление выставок.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию
Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.
Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
Фронтальная. Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.
В работе я использую такие нетрадиционные приемы рисование с детьми младшего дошкольного возраста как:
«Рисование пальчиками»
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы
«Рисование ладошкой"
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
"Оттиск печатками из пробки или ластика "
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
"Тычок жёсткой полусухой кистью".
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
"Рисование ватными палочками"
Средства выразительности: пятно, фактурность окраски, цвет.
Материалы: половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски)
Способ получения изображения: Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например змеи. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта змейки, чтобы получались точки. Для каждого нового цвета используйте новую палочку. Из точек составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы.
"Рисование на манке или песке"
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: подносы с различным цветом дна, манка.
Способ получения изображения: Нужно равномерно рассыпать на подносе манку и продемонстрировать ребенку, как можно рисовать на ней пальцем, изображая волнистые линии, прямые, либо геометрические фигуры. Возьмите палец ребенка и проведите им по крупе. В результате получится контрастная линия. Предоставьте возможность малышу самостоятельно ознакомиться с техникой рисования манкой на подносе. Пусть он нарисует несколько хаотических линий. Затем можно попробовать вместе изобразить определенный предмет. К примеру, волны, забор, дождик, солнце.
Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие. Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность, принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие способности и позаботиться об эмоциональном благополучии. Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использую игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. В процессе обучения обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. На своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру. Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Удивительную радость детям доставляют коллективные работы, к концу третьего года жизни они уже способны видеть общий результат, отмечая свой вклад в работу. Большое разнообразие вношу и в организацию непосредственно образовательной деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов, и даже рисовать на бумаге, прикреплённой к стене группы.
Нетрадиционные техники позволяют маленьким художникам, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, расширяют творческие возможности детей. Современные исследователи доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активно нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание детей дошкольного возраста рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности снижается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения за детьми показывают: характер сюжета рисунков, выполненных, например, с помощью оттиска или печати, у таких детей становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это, с одной стороны, а с другой изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок, становится всё более уверенным в своих силах. Малыш запоминает многие слова, в том числе, как называются предметы и действия, фигуры и цвета, материалы и их признаки.
Ребенок стремится подражать жестам, мимике и речи взрослого (интонация, темп речи, повышение и понижение голоса). Дальнейшее творчество приносит ему всё больше радости, даже от обычной работы с кистью и красками. Вот тогда можно ещё раз обратиться к традиционной технике рисования.
Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в средней группе.
Месяц Тема Вид деятельности Программное содержание Оборудование и материалы
Сентябрь 1. «Летний луг» Совместная деятельность Учить использовать нетрадиционные приемы при создании рисунка. Учить по- разному использовать технику рисования мелками Бумага ф.А4, поролон, восковые мелки, акварель.
2. «Укрась вазу для цветов» Совместная деятельность Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы.
Развивать чувство композиции. Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках
3. «Бабочки, которых я видел летом». Индивидуальная работа
Монотипия, обведение ладошки и кулака. Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление
Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.
4. «Ветка рябины» НОД Рисование пальчиками. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием прима кивания (для листьев). Развивать чувство композиции.
Лист формата А4, краски гуашь красного и зелёного цвета, влажная салфетка на каждого ребёнка, кисти.
Октябрь 1. «Осенний пейзаж» Совместная деятельность Тычкование. Учить использовать в рисовании жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных. Развивать чувство композиции.
Ватные палочки, краски, жесткие кисти.
2. «Астры или георгины в вазе» (с натуры) Совместная деятельность Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков) натюрморт. Букет осенних цветов, листы бумаги цветные, пастельные мелки.
3. «Осенние деревья» НОД Продолжать наблюдать за изменениями в природе, научить детей рисовать осеннее деревья с помощью трубочки из под сока, вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т. д.) Акварельные краски, непроливайки, кисточки, трубочки из под сока, альбомные листы, салфетки.
Ноябрь 1. «Я люблю колючее, я люблю пушистое» НОД Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. Упражнять в умении детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. Тонированная бумага зелёного и голубого цвета, жесткая кисть, гуашь , скомканная бумага, поролоновые тампоны, эскизы, фотографии, иллюстрации с изображением разных животных.
2. «Первый снег» Совместная деятельность Рисование пальчиками. Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки.
3. «Заиндевелое дерево» Совместная деятельность Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционных техник. Развивать чувство композиции и цвета Восковые мелки, акварель, листы бумаги (20x20 см).
Декабрь 1. «Животные, которых я сам придумал» Совместная деятельность
Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционных техник. Развивать чувство композиции и цвета.
Упражнять в умении пользоваться техникой тычкования, украшать силуэт елочки, используя ватные палочки. Восковые мелки, акварель, ватные палочки, поролоновые тампоны, гуашь.
2. «Елочка нарядная» Совместная деятельность Упражнять в умении пользоваться техникой тычкования, украшать силуэт елочки, используя ватные палочки. Краски, ватные палочки, жесткие кисти, печатки различных форм. Краски, ватные палочки, жесткие кисти, печатки различных форм.
3. «По замыслу»
НОД Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Все имеющиеся в наличии.
Январь 1.« Я в подводном мире». Совместная деятельность
Тычкование, ладошка, пальчики. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. Голубой или белый лист формата A4, гуашь, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации.
2.
«Снежинки за окном» НОД Продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования: свеча + акварель, набрызг. Совершенствовать умению тонировать бумагу. Белые листы формат А 4, свеча, акварель, гуашь белая, кисти №6, жесткие кисти, палочки, клей, стаканы с водой, салфетки, клеенки, вырезанные из бумаги оконные рамы.
Февраль 1. «Пингвины на льдинах» НОД Продолжать учить детей с нетрадиционной техникой рисования пластилтнографией. Упражнять в размыкании пластилина по поверхности. Развивать мелкую моторику пальцев в рук, творческую активность, воображение. Пластилин, стеки, салфетки, простые,
2. « Цветная поляна» Индивидуальная работа Оттиск мятой бумагой. Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования оттиск мятой бумагой. Воспитывать уверенность в себе, терпение, усидчивость ,трудолюбие Картон голубого цвета, гуашь (зелёная, жёлтая, красная, бумага обычная, пластиковые тарелочки.3. «Веселый снеговик» Совместная деятельность
Оттиск печатками, мятой бумагой.
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину предмета. Закрепить умение с помощью печатания передавать образ снеговика, передавать цвет. Развивать чувство композиции.
Лист формата A4, гуашь, кисти, печатки, салфетки.
Март 1.«Открытка для мамы» НОД Печать по трафарету, рисование пальчиками. Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному. Лист формата A4, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки.
2.
«Подснежники» Совместная деятельность
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.
Акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.
3. «Фрукты на блюде» (с натуры) Совместная деятельность
Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки. Упражнять в аккуратном закрашивании акварельными мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели. Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, акварельные мелки пастель, кисти, эскизы.
Апрель 1. «Звёздное небо» Совместная деятельность
Набрызг, печать поролоном по трафарету.
Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Бумага формата A4, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.
2. «Чудесный букет» НОД Закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения); развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника Основа под граттаж, зубочистки, жесткая кисть, картины с изображением цветов.
Май 1.«Мое любимое дерево». Кляксография Совместная деятельность
Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик разных деревьев наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, зубные щетки, гуашь.
2. «Березовая роща». Рисование мятной бумагой НОД Учить комкать бумагу. Знакомить детей с разнообразием техник нетрадиционного рисования Альбомные листы с изображением березовой рощи (крона без листьев). Картинки с изображением липы, клёна, осины, берёзы, «Берёзовая роща», таблица «Весна», бумага, гуашь, салфетки.Работа в направлении
Родитель Педагог Ребенок
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
●Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
● Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста.
● Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
● Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
● Смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования; Для реализации поставленных целей и задач, мной разработан годовой план работы с родителями
Применяемые формы работы с родителями
1. Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
2.Педагогические беседы с родителями;
3. Тематические консультации;
4.Организация ―уголков для родителей‖;
5.Мастер-классы.
6. Оформление выставок.
7.Работа с родительским активом группы.
В своем опыте я придерживалась следующих приѐмов взаимодействия с родителями
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Направления работы с родителями по реализации опыта
Консультативно-рекомендательная работа.
Это наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения, это стенды о правах и обязанностях, краткие выдержки из нормативно - правовых документов - Конвенция ООН о правах ребенка, закон "Об образовании", Устав детского сада, памятки о построении взаимоотношений в ДОУ, стенды с достижениями педагогического коллектива и воспитанников, которые отражают степень активности детского сада.Просветительная работа.
В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно - эстетического воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организую тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества.
Практические занятия с родителями.
Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей - родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. Проведению собрания предшествует большая предварительная работа: проводится анкетирование, тестирование, экспресс – опросы. На групповых собраниях я стараюсь не только давать теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Традицией группы стало организация выставок совместных работ родителей и детей. Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников. Огромную помощь в работе оказывает родительский комитет.
Совместная работа родителей и детей;
Эффективной формой общения детей и родителей являются традиционные и нетрадиционные праздники в детском саду, но поскольку воспитанники моей группы ещё маленькие, такие формы работы я начала проводить в конце учебного года.
Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления
№
п/п Срок проведения Работа с родителями
1. Сентябрь Консультация: «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях»
2. Октябрь Консультация: « Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»
3. Ноябрь Выставки рисунков: «Ах, вернисаж»
4. Декабрь Выставка рисунков: «Волшебные ладошки»
5. Январь Родительское собрание: «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»
6. Февраль Консультация: «Развития творческого мышления о воображения у детей через творческие игры и упражнения»
7. Март Выставка рисунков: «Животные, которые я сам придумал».
8. Апрель Беседа с родителями с элементами практикума «Рисуя- играем»
9. Май Выставка рисунков: «Времена года»
Работа в направлении
«Педагог-Педагог»
Педагог, который в дальнейшем будет воспитывать детей, начиная со второй половины учебного года, регулярно приглашается в группу. Он становиться непосредственным участником создания творческих рисунков детей. Это позволяет не только продолжить работу в направлении развития творческих способностей средствами нетрадиционного рисования, но и облегчить адаптацию в группе. Мной разработаны рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционного рисования при работе с детьми среднего возраста по проведению занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
- Консультация: «Нетрадиционные техники рисования» (сентябрь)
- Консультация: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» (ноябрь)
- Семинар практикум: «Роль нетрадиционных художественных техник в развитии художественных способностей у детей дошкольного возраста» (декабрь)
- Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» (февраль)
- Консультация « Чудо нетрадиционной техники рисования» (март)
- Открытый просмотр НОД «Берёзовая роща» - рисование мятой бумагой (май)
Мониторинг развития детей по изобразительной деятельности
Диагностика на начало реализации проекта (сентябрь 2015 г.) проводилась через диагностические занятия.
Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам:
- ребенок заинтересован рисованием;
- проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества;
- передает характерные особенности (цвет, форму, величину) предметов, явлений природы;
- использует традиционные техники рисования кистью, карандашом;
- сочетает различные техники изобразительной деятельности при воплощении индивидуального замысла;
- самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе;
- создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного содержания;
использует варианты композиции и цветовой гаммы при создании рисунков;
- различает виды декоративно-прикладного искусства;
Во время диагностики были показаны следующие результаты:
Высокий уровень - 6 детей (23%)
Средний уровень -14 детей (54%)
Низкий уровень - 6 детей (23%)
В конце учебного года (май 2016г.) диагностика показала следующие результаты:
Высокий уровень -23 (88%)
Средний уровень -3 (11%)
Низкий уровень -0