Статья. Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Статья. Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
* * *
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитее мелких мышц.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несамостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.
Проблема подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест, в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения.
Принимая во внимание такую ситуацию, одним из основных направлений в работе дошкольного учреждения является именно развитие мелкой моторики руки у воспитанников.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев, очень много – это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятия рукоделием. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста мною был выбран именно этот вид деятельности – изготовление фигурок из бумаги в технике оригами.