Презентация по литературе на тему Нравственные проблемы в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита (11 класс)


АВТОР : учитель русского языка и литературы Емельянова Н.В. МОБУ «Красномайская СОШ»НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» НРАВСТВЕННОСТЬНравственность (нем. Sittlichkeit) — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи...” — безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный:     Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим. 1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА. Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье. Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться. ПОНТИЙ ПИЛАТОправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор? ИЕШУА ГА - НОЦРИТворит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего. МАСТЕРСоздавать собственный роман или подчиниться цензуре? МАРГАРИТАОстаться в доме нелюбимого мужа, где ее ждет обеспеченная безбедная жизнь, или разделить участь любимого Мастера? 2. ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА.Добро -  намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. Зло - намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий ДОБРО ИЛИ ЗЛО?Что в жизни первично и что вторично? ИЕШУА«… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Есть люди, зажатые в обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. ВОЛАНД И ЕГО СВИТАНаказывают тех, кто заслуживает наказания, тех чьи пороки, может, и незначительны, но многочисленны. Воланд и его помощники творят зло, но их цель – обнажать сущность явления, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. 3. ПРОБЛЕМА ИСТИННОГО ТВОРЧЕСТВА.Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного творчества.Для автора эта проблема была особо болезненна, и не случайно многие литературо-веды угадывают под маской Мастера самого Булгакова БЕРЛИОЗ И ИВАН БЕЗДОМНЫЙ.ЧЛЕНЫ МАССОЛИТА.Узость, глупость, ограниченность Берлиоза.Иван Бездомный во всем ему поддакивает.Члены МАССОЛИТа заботятся только лишь о набивании своего желудка. МАСТЕРХудожник не имеет права продаваться, иначе он лишиться своего дара. Это главный нравственный закон настоящего творца.  4. ПРОБЛЕМА ВЕРЫ В БОГА.    -…ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на Земле?     - Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень понятный вопрос.     - Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, необходимо иметь точный план на некоторый срок. Как же может управлять человек, если он не может знать, что будет с ним на завтрашний день?»  ВЕРА В БОГА    Булгаков иллюстрирует пример проявления крепко вбитой идеологии советского атеизма в головы граждан России сталинской эпохи – отрицание возможности существования Бога. 5. ЧТО ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ СВОБОДА?Свобо́да во́ли (греч. τὸ αὐτεξούσιον или τὸ ἐφ᾽ ἡμῖν; лат. liberum arbitrium) — это возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств. ИЕШУАМАСТЕРМАРГАРИТАПОНТИЙ ПИЛАТБЕРЛИОЗ 6. ЧЕСТНОСТЬ И ЛИЦЕМЕРИЕ.ДОЛГ. СОВЕСТЬ. ТРУСОСТЬ.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.«Трусость – самый страшный порок». А трусость – это боязнь ответственности, отсутствие совести, долга и чести. 7. ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ.Маргарита – просит, чтобы не подавали платок Фриде. Мастер прощает Понтия Пилата за его трусость. Иешуа прощает всех, а для Мастера просит покоя. 8. ПРОБЛЕМА ИСТИННОЙ ЛЮБВИ  Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”.     Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.