Урок по теме: Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством (6 класс)
Учитель: Устинова Ольга Александровна
Тема урока: Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
6 класс
Цели: 1. Завершить работу над планом повести, определить реальные и фантастические элементы в повести.
2.Развивать внимательность, логическое мышление, умение доказывать свою точку зрения, навыки работы с текстом.
3. Воспитывать эстетическое отношение к литературе, любовь к предмету.
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран, видеофильм «Ночь перед Рождеством»
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд № 1-2)
Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.
- Ребята, сегодня мы заканчиваем изучать повесть Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».
Посмотрите на эпиграф к уроку и сформулируйте тему урока.
Трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя
И.Ф.Анненский
2.Актуализация прежних знаний. Проверка домашнего задания.
Цель: проверить знания и понимание текста повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
Словарная работа. (Слайд № 3)
Подобрать русские синонимы к украинским словам. (Запись в тетрадь.)
Цитатный плвн: 9.Прощай, Оксана! 10.Вакула у пузатого Пацюка. 11. Вогт тебе и Солоха. 12.Кузнец летит на черте. 13.Вакула у запорожцев. 14.Вакула во дворце. 15.Сплетни диканьских баб.16. Куда пропал кузнец. 17.Возвращение кузнеца. 18. Эпилог.
Ответить на вопросы к иллюстрациям. ( Слайд № 4-12) (Приложение №2)
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с иллюстрациями художника Кость Лавро, детство которого прошло в одном из «гоголевских» хуторов близ Диканьки.
И попробуем ответить на вопросы.
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению повести.
- Ребята, мы с вами прошлись по страницам повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вы показали, что внимательно прочитали и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор.
Теперь мы с вами попробуем выделить реальное и фантастическое в повести.
- Что такое фантастика?
( Фантастика – изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни.)
- Что такое реальность?
(Реальность – действительно существующее, не воображаемое.)
1. Выразительное чтение описания ночи.
2. Беседа по вопросам.
- Какие фантастические черты несет пейзаж? (Слайд № 13)
(Пейзаж одушевлен: « Глянули звезды», «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру», «месяц заглядывал в окна», ведьма собирает звёзды в рукав, «черт спрятал в свой карман месяц»)
- Какие герои в повести являются фантастическими?
( Солоха, черт и Пацюк)
Записать фантастических героев в тетрадь.
- Какой нам рисуют ведьму в сказках?
( Старой, немощной, неопрятной, злой.)
- Какая Солоха?
(Солоха ничем, кажется, не отличается от обычной крестьянки, ведет себя как другие люди, она женщина «приятная во всех отношениях», но она ведьма летает на метле и собирает звёзды.)
- А черт? В сказках – это существо с рогами и хвостом.
- Как его изображает Гоголь?
(Он нелепый, смешной, разговаривает и похож на немца, но в тоже время он крадет месяц.)
- Можно ли Пацюка считать ещё одним представителем « нечистой силы» в этой повети?
(Да, ведь он знается с чертями и в его доме происходят чудеса.)
- Как изображает Гоголь фантастических героев? Обратимся к эпиграфу урока.
(Фантастика и реальность близки друг к другу, тесно связаны.)
- И вот это переплетение фантастики и реальности, комического и страшного только усиливает впечатления богатства жизни в произведениях Гоголя.
- Какие герои повести относятся к реальному миру?
(Вакула, Оксана, Чуб, Голова, дьяк, кум, ткач, кумова жена, дивчины и парубки).
Правильно ребята, это обычные верующие люди, которые не любят нечисть.
Записать реальных героев в тетрадь. (Слайд № 14)
Физминутка
4.Закрепление темы.
Цель: развивать мышления, воображения школьников, научить применять изученный теоретический материал.
Анализ эпизодов
Определить реальное и фантастическое в эпизоде
«Вакула во дворце» ( просмотр фрагмента видеофильма)
- Как изображен путь во дворец?
- Чьими глазами мы смотрим на дворец?
Как соотносится реальное и фантастическое в эпизоде?
1 ряд – «Разговор с запорожцами »
- Как приняли запорожцы Вакулу?
(Запорожцы хотели показать преимущество перед Вакулой – ведь они приехали к самой царице. Запорожцы разговаривают с Вакулой свысока.)
- Что в этом эпизоде реалистического, а что фантастического? (Разговор с запорожцами – реалистичное, черт помог Вакуле- фантастическое)
2 ряд – «Куда подевался кузнец?»
- Как изменилось отношение Оксаны к Вакуле, когда она поняла, что потеряла его? (Оксана смутилась, услышав сплетни диканьских баб. «Она почти вслух бранила себя и к утру влюбилась по уши в кузнеца»
- Как описывает автор сцену в церкви? (это описание реалистично. Автор подробно описывает праздничную одежду людей, обычаи, принятые в церкви.)
3 ряд – «Счастливое возвращение кузнеца»
- В чем виноват Вакула? ( «в грешном намерении погубить свою душу»)
- Как он хочет искупить свою вину? (Он хочет исповедаться. Бить по 50 поклонов в день весь год.)
- Почему Чуд соглашается выдать Оксану за Вакулу? ( Чубу понравились подарки, кузнец попросил у него прощения. )
-Как Оксана приняла то, что кузнец выполнил ее условие? (Она отказывается от черевиков. Осознает, как мучила его )
4.Итог урока. Домашнее задание.
- Каким чувством проникнуто все произведение? (Тесное сплетение реального и фантастического дают юмористический эффект. Юмор, который пронизывает все произведение, добродушен и незлобив. )
- Какие эпизоды вам показались наиболее интересными?
Домашнее задание:
Дополнить таблицу «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» примерами из текста (какие события в повести вам показались реалистичными, а какие фантастичными)
Оценки за урок.
Резерв
Самостоятельная работа учащихся (Приложение №3)
Тесты №1-14 (Слайд №15-21) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)
Проверка самостоятельной работы (Приложение №4)
(Самостоятельная проверка работы по тестированию (Слайд №21), подведение итога работы.)
Приложение №1
1.Словарная работа.
Подобрать русские синонимы к украинским словам.
Парубок –
Дивчина –
Жинка –
Козак –
Хата –
Малевать –
Волокитство -
Енерал –
Черевики –
Люлька –
Шинок –
Монисто –
Миряне –
Приложение №2
2.Ответить на вопросы к иллюстрациям.
1. Какой народный обычай описан в повести? (Колядовать и славить Христа)
2. - Что за дьявол! Смотри! смотри, Панас!..
- Что? – произнес кум и поднял свою голову также вверх.
- Как что? ! Продолжить вместо троеточия.
(« Месяца нет!»)
- Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! С кем общается Оксана? ( Сама с собой перед зеркалом.)
Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, дьяк, Чуб.)
Зачем Вакула пошел к Пузатому Пацюку? Какие чудеса увидел он? ( Пацюк знает всех чертей и сделает, что захочет. «вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот».)
Кого несут в мешке кум и ткач? (В мешке дьяк.)
1. Как можно укротить чёрта? (Совершить крестное знамение.) 2. Как Вакула отблагодарил чёрта? (Отвесил чёрту три удара хворостиной.)
Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? ( Екатерина Вторая и князь Потёмкин.)
9. - Погляди, какие я тебе принёс черевики! -. Что ответила Оксана? (« - Нет! нет! мне не нужно черевиков!»)
Приложение №3
Жанр произведения:
а) сказка;
б) рассказ;
в) повесть.
2. Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой:
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
3. в отрывке из произведения: « Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру» - использована:
а) аллегория;
б) олицетворение;
в) сравнение.
4. В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:
а) пошалить;
б) отомстить кузнецу;
в) поиздеваться над селянами.
5. Кузнец был человек:
а) нерелигиозный;
б) вольнолюбивый;
в) богобоязненный.
6. В предложении: «Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» - выделенные слова являются:
а) логическими определениями;
б) постоянными эпитетами;
в) эпитетами.
7. Рассказывая о Пацюке («ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей, выпивал за одним разом почти по целому ведру»), автор использовал:
а) аллегорию;
б) иронию;
в) гиперболу.
8. Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:
а) не любил это кушанье;
б) постился в канун Рождества;
в) испугался колдовства.
9. Вакула отправился в Петербург для того, чтобы:
а) никогда больше не видеть Оксану;
б) достать царские черевички;
в) посмотреть столицу.
10. В предложении: « Девушки между тем, дружно взявшись за руки, полетели, как вихорь, с санками по скрипучему снегу» - выделенные слова являются:
а) аллегорией;
б) гиперболой;
в) сравнением.
11. Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу, когда:
а) он привез ей черевички;
б) получила известие о его смерти;
в) отец расхвалил добродетели кузнеца.
12. Гоголь описывает своих героев с:
а) иронией;
б) юмором;
в) сарказмом.
13. В основе произведения лежит:
а) реальная жизнь;
б) фантастическая:
в) сочетание реальности и фантастики.
14. Тема произведения:
а) быт и нравы селян;
б) проказы селян в рождественскую ночь;
в) искренность поступков селян.
Приложение №4
4. Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
в
а
б
б
в
в
в
б
в
б
б
в
Используемая литература:
1.Русская словесность: миф и литература. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Тунияц: - Алматы: Атамура, 2002.
2. Русская словесность. Рабочая тетрадь: Для 6 класса общеобразовательной школы. Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Тунияц: - Алматы: Атамура, 2002.
3. Русская словесность: миф и литература. Методическое руководство: Для 6 класса общеобразовательной школы. Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Тунияц: - 3-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2011.
4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
Шрифт абзаца по умолчанию