Презентация. Сатира М.Булгакова. Реальное и фантастическое в повести «Роковые яйца». 11класс 
Сатира М.Булгакова.Реальное и фантастическое в повести «Роковые яйца».
«Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдётся в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной».                   М.Булгаков  из «Жизни господина де Мольера»«Настоящий писатель – то  же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди».А.П. Чехов
Вспомним СатираПредмет сатиры Источник сатирыВиды сатирыСредства сатирыРусские и советские писатели, чьи произведения можно назвать сатирическими
Сатира.Вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является ЧЕЛОВЕК. ПРЕДМЕТОМ САТИРЫ служат ПОРОКИ. ИСТОЧНИК САТИРЫ – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.  ВИДЫ САТИРЫ. ИРОНИЯ – смешное скрывается под маской серьёзного. ЮМОР – серьёзное скрывается под маской смешного. САРКАЗМ – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.СРЕДСТВА САТИРЫ – 1)гиперболизм, гротескность; 2)несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; 3)контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает. 
История создания повести «Роковые яйца»С весны 1922 года М.Булгаков стал регулярно печататься в “Гудке”, “Красной газете”, “Смехаче” и других московских и ленинградских газетах и журналах.В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится довольно популярным. Его очерки и фельетоны регулярно публикуются в прессе. К октябрю 1924 года были уже закончены и «Записки на манжетах»,  «Дьяволиада», «Собачье сердце» и «Роковые яйца».
Повесть «Роковые яйца»Что является предметом сатиры в повести «Роковые яйца» ?От  чего пытался предостеречь Булгаков нас, ныне живущих?
Когда происходят события повести? Какие бытовые реалии и отголоски культурной жизни  эпохи находят своё отражение в произведении? Как рисует Булгаков современное ему общество? Мастерски владея словом, Булгаков создаёт зрительные образы, позволяющие ощутить дух времени. Стремясь всесторонне запечатлеть мир, в котором он живёт, писатель прибегает и к звуковым, и к цветовым средствам художественной выразительности. 
Персиков Владимир Ипатьевич   Ему было ровно 58 лет. Голова замечательная, толкачом, лысая, с пучкамижелтоватых волос, торчащими  по  бокам.  Лицо  гладко  выбритое, нижняя губавыпячена вперед. От этого персиковское лицо  вечно носило на  себе несколькокапризный отпечаток. На красном носу старомодные маленькие очки в серебрянойоправе,  глазки  блестящие, небольшие, росту  высокого,  сутуловат.  Говорилскрипучим, тонким, квакающим голосом и среди  других странностей имел такую:когда говорил что-либо веско  и  уверенно,  указательный  палец  правой рукипревращал в крючок и щурил глазки. А так как он говорил всегда уверенно, ибоэрудиция в его области у него была совершенно феноменальная, то крючок оченьчасто появлялся перед глазами собеседников профессора Персикова. А вне своейобласти,  т.е.  зоологии,  эмбриологии,  анатомии,  ботаники  и   географии,профессор Персиков почти никогда не говорил.     Газет профессор Персиков не читал, в театр не ходил, а жена  профессорасбежала  от него с  тенором оперы Зимина  в 1913 году,  оставив ему  запискутакого содержания:     "Невыносимую дрожь отвращения  возбуждают  во мне твои лягушки.  Я  всюжизнь буду несчастна из-за них".     Профессор больше  не женился и детей не  имел.  Был очень вспыльчив, ноотходчив, любил чай  с морошкой, жил на Пречистенке, в квартире из 5 комнат,одну из  которых  занимала  сухонькая  старушка, экономка Марья  Степановна,ходившая за профессором как нянька. (глава 1)
Персиков Владимир ИпатьевичДля создания образа Персикова Булгаков опирается на реальные факты: исследователи неоднократно отмечали, что Персиков - это аллюзия на конкретное историческое лицо.Как вы считаете, с какой целью автор прибегает к подобной аналогии?Так каким же предстаёт Владимир Ипатьевич  Персиков со страниц произведения? Является ли он положительным героем?Задумывался ли Персиков о последствиях, к которым может привести его открытие? 
Рокк Александр Семенович   …Дело в том, что некогда флейта  была специальностью Александра  Семеновича.  Вплоть  до 1917 года он служил  в   известном   концертном  ансамбле  маэстро  Петухова,  ежевечерно оглашавшем  стройными звуками фойе уютного кинематографа "Волшебные грезы" в городе Екатеринославле.  Но  великий  1917 год, переломивший  карьеру многих людей,  и Александра Семеновича повел по  новым путям. Он покинул "Волшебные грезы" и пыльный звездный  сатин в фойе и бросился в открытое море  войны  и революции, сменив флейту на губительный маузер. Его долго швыряло по волнам, неоднократно выплескивая то в Крыму, то в Москве, то  в Туркестане,  то даже во  Владивостоке.  Нужна  была   именно   революция,  чтобы  вполне  выявить Александра Семеновича. (глава 8)
Рокк Александр Семенович  Каков же Рокк, в чьи руки попали плоды научных изысканий профессора? Выделим доминантные черты его характера.Почему именно «возрождение куроводства» избрано в качестве «символа новой жизни»? Случайно или закономерно, что детищами Рокка стали змеи? 
Красный луч жизни -Символ социалистической революции в России, по Булгакову, олицетворение разбуженной народной энергии.Ленинский эксперимент.Энергия масс, обращённая во зло, которая может привести к грандиозной общественной катастрофе. 
 …В  красной  полосочке  кипела  жизнь.Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полосу и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли  стаей и боролись друг с другом за место в луче.  В нем шло бешеное, другого  слова  не подобрать, размножение. Ломая и  опрокидывая все законы, известные  Персикову как  свои пять пальцев,  они почковались на его глазах с молниеносной быстротой. Они разваливались на части в луче, и каждая из  частей  в  течение  2 секунд  становилась новым и свежим организмом. Эти организмы в несколько мгновений достигали роста и зрелости лишь затем, чтобы в свою очередь  тотчас же дать новое поколение. В  красной полосе, а потом и во всем  диске  стало тесно, и началась  неизбежная борьба.  Вновь рожденные яростно набрасывались  друг  на  друга и  рвали в  клочья  и  глотали. Средирожденных  лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два  раза  превышали  обыкновенных  амеб, а во-вторых,  отличались  какой-то особенной злостью и резвостью. Движения их были стремительны,  их ложноножки гораздо  длиннее нормальных,  и работали  они  ими,  без  преувеличения, как спруты щупальцами. (3 глава) 
 Вся  оранжерея жила как червивая  каша. Свиваясь и развиваясь в клубки,шипя  и разворачиваясь,  шаря  и  качая головами,  по полу  оранжереи ползлиогромные  змеи. Битая  скорлупа валялась на полу и хрустела  под  их телами.Вверху  бледно  горел  огромной  силы  электрический  шар,  и  от  него  всявнутренность  оранжереи освещалась  странным кинематографическим  светом. Наполу торчали три темных, словно фотографических, огромных ящика, два из них,сдвинутые   и   покосившиеся,   потухли,   а  в  третьем   горело  небольшоегусто-малиновое световое  пятно.  Змеи  всех  размеров  ползли по  проводам,поднимались по переплетам рам, вылезали  через  отверстия на крыше. На самомэлектрическом шаре  висела совершенно  черная,  пятнистая  змея  в несколькоаршин, и голова ее качалась у шара, как маятник. Какие-то погремушки звякалив шипении, из оранжереи тянуло странным гнилостным, словно прудовым запахом.И еще смутно разглядели агенты кучи белых яиц, валяющихся в пыльных углах, истранную гигантскую голенастую  птицу, лежащую неподвижно  у  камер, и  трупчеловека в сером у двери, рядом с винтовкой. (глава 9)Страшно загремели  кованые  двери  института,  выходящие  на  Герцена, и  все  стены затряслись.  Затем  лопнул  сплошной  зеркальный  слой в соседнем  кабинете. Зазвенело  и  высыпалось  стекло  в кабинете  профессора,  и серый  булыжник прыгнул в окно, развалив стеклянный стол.  Лягушки шарахнулись в террариях и подняли   вопль. …Искаженные  лица, разорванные  платья  запрыгали в коридорах, и  кто-то выстрелил. Замелькали палки. Персиков немного отступил назад, прикрыл дверь, ведущую в кабинет,  где в ужасе на полу на коленях стояла Марья  Степановна, распростер руки,  как распятый...  он не хотел  пустить толпу  и закричал  в раздражении……Ни  в чем  не повинную Марью Степановну убили  и растерзали в кабинете, камеру,  где  потух луч,  разнесли  в клочья,  в клочья  разнесли  террарии, перебив   и  истоптав  обезумевших  лягушек,  раздробили  стеклянные  столы, раздробили  рефлекторы, а  через час  институт  пылал,  возле  него валялись трупы,  оцепленные  шеренгою   вооруженных  электрическими  револьверами,  и пожарные автомобили, насасывая воду из  кранов, лили струи  во  все окна, из которых, гудя, длинно выбивалось пламя. (11 глава)
Что помогает остановить катастрофу?Автор использует параллелизм, воссоздавая образ людей, толпы и описывая поведение змей, появившихся от манипуляций Рокка с красным лучом? О чем Булгаков хочет предупредить?Как вы считаете, почему писатель изменил финал? Через призму фантастического сюжета в тексте Булгакова  высвечиваются  современные проблемы. Услышан ли голос писателя сегодня? В чём актуальность предупреждений? 
Репродукции картин М.Чюрлёниса из цикла «Сотворение мира»,  И.Босха «Сотворение мира»,  Сал.Дали «Лицо войны».
«Мир, созданный Творцом, разумен, и у каждого в нём есть своё место».
Подведём итогиCформулируйте проблемы, поднимаемые Булгаковым в повести «Роковые яйца»,  и выскажите своё к ним отношение.