Конспект урока литературы на тему Фантастическое и реальное в повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством
Открытый урок литературы в 5 классе
«Фантастическое и реальное в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Цель: раскрытие своеобразия повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Результаты урока:
Предметные:
сформировать у обучающихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”;
проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы и содержания;
закрепить навыки работы обучающихся с текстом;
формировать умение давать характеристику литературным героям;
познакомить с понятиями «юмор», «олицетворение», «реальное», «фантастичекое»;
Метапредметные:
развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения;
развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение;
развивать воображение обучающихся;
Личностные:
развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за коллективные результаты деятельности;
корректно защищать свое мнение;
воспитывать чуткость к слову, нравственные понятия «любовь», «верность», «самопожертвование».
формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям как к ценностям отечественной культуры;
способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре.
Методы: репродуктивный (аудиальное восприятие рассказа учителя, визуальное восприятие иллюстраций, чтение отрывков из повести); частично-поисковый (анализ информации, творческое устное задание); эвристический (ответы на вопросы).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Оборудование: презентация, книги с текстом повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», П.И.Чайковский «Декабрь. Святки», иллюстрации к повести.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте. Мы начинаем наш урок, на котором вы будете настоящими исследователями. И нам предстоит узнать много нового и интересного.
II. Подготовка к восприятию.
Мы с вами продолжим изучать прекрасное произведение Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Несмотря на то, что это произведение написано почти двести лет назад, оно и сегодня не перестает восхищать читателей.
III. Постановка цели урока. Формулировка темы.
Итак, мы начинаем.
Под музыку П.И.Чайковского «Декабрь. Святки» учитель зачитывает начало повести: «Последний день перед Рождеством……ведьма верхом на метле».
- В какой мир мы попадаем? (в мир сказки, чуда, в фантастический мир).
- Соответствует ли музыка, под которую я прочитала начало повести, передаваемым событиям? (Громкая. Веселая. Постепенно увеличивается темп). Действительно, мелодия заставила нас погрузиться в мир иллюзий, сказок.
- Может быть, кто-то знает, кто автор этого музыкального произведения?
- Это пьеса П.И.Чайковского «Декабрь. Святки» из его альбома «Времена года». Конец декабря – начало января - самое прекрасное, сказочное время года, когда происходят чудеса, когда не только дети, но и взрослые начинают верить в сказку. С чем это связано? Какие праздники?
В это время наступает любимый многими праздник - Новый год. А у христиан вслед за Новым годом наступает самый светлый, самый главный праздник – Рождество Христово. Ощущение чуда, тайны продолжается до середины января.
- И с самого начала повести мы попадаем в мир сказки, фантастики. Значит «Ночь перед Рождеством» - сказка? (Нет)
- Но вы сказали, что появляются сказочные герои, будут происходить сказочные события? Почему это не сказка? Может ли повесть сочетать в себе сказочные черты? Чего же больше в повести реального или фантастического?
- Сегодня на уроке мы должны будем разобраться, в чем же особенность повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Подумайте, какой будет тема урока?
В ходе урока, мы заполним таблицу и посмотрим, чего же больше в повести реального или сказочного.
IV. Изучение нового материала.
- Раз мы с вами будем разбирать черты фантастические и реальные, то сначала посмотрим, что обозначают эти термины.
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
Находить в повести черты фантастического и реального начнем с пейзажа, открывающего повесть. О звездах, месяце говорится как о явлениях природы или как – то по – другому?
- Пейзаж одушевлен, звезды и месяц – это герои, живущие своей жизнью. Гоголь говорит о них как о живых существах. Такой прием, точнее сказать троп, состоящий в передаче неживому предмету качеств и действий человека, называется олицетворением. Посмотрите, в словарике, который есть на каждой парте, этот термин есть. Но только один раз встречается олицетворение в произведении? Попробуйте найти олицетворение в пейзаже на стр. 149. не забывайте, что олицетворение – передача качеств человека неживому предмету.
- Можно ли сказать, что пейзаж у Гоголя фантастический?
Заполняем таблицу.
- Одну фантастическую черту мы разобрали, в чем же еще проявляется фантастика в повести? (В героях).
- Сейчас, работая в парах, попробуйте записать героев повести в 2 столбика: фантастические и реальные. Лист с таблицей на парте.
Фантастические герои Реальные герои
Солоха, черт, Пацюк Оксана, Вакула, Чуб, дьяк, Екатерина, Потемкин
- Следовательно, в повести встречаются и реальные и сказочные персонажи.
- Кого из названных героев можно назвать главными? (Черт, Солоха, Вакула, Оксана).
- Повесть прочитана до конца, попробуем дать характеристику ее главным героям. Выберем реальных героев и сказочных. Посмотрим одинаково или по – разному описывает их Гоголь. Работаем в группах. У меня написаны имена героев, сейчас по одному представителю от группы выйдут. Выберут героя, чью характеристику вам надо будет дать.
- На доске даны характеристики героев. Но они перепутаны. Два человека от группы выбирают характеристики, которые относятся к вашему герою, остальные работают с текстом повести, подбирая цитаты, ярко характеризующие образ. Кроме этого, каждая группа готовит вопрос классу про своего героя.
Солоха Черт Оксана Вакула
Умеет очаровывать
Хорошая хозяйка
Хитрая
Жадная
Ради выгоды готова любому навредить
(метла) Хитрый
Проказник
Злопамятный
Ненавидит Вакулу
Боится креста
(Месяц) Упрямая
Избалованная
Честная и гордая
Смеется над Вакулой
Настоящая красавица
(черевички, зеркало) Честный, Добропорядочный
Умеет ценить прекрасное
Трудолюбив
Готов на все ради любви
(краски, черевички)
Сначала зачитываем портрет, затем характеристики. Данные на доске. Задаем вопрос классу. Группы отвечают в таком порядке: Солоха, черт, Оксана, Вакула.
Солоха. Чем отличается Солоха от сказочной Бабы – Яги? В образе Солохи Н. В. Гоголь показал людские пороки: жадность, обман, измену. И мы видим, что всё плохое всё равно обнаружится, и тогда человек выглядит смешно и глупо.
Черт. Есть ли в черте человеческие черты? Почему черт не победил Вакулу? Ничего не получилось у этого проказника."И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен".
После выступления 2 групп.
-Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи, украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к рукам богатства Чуба.
Но страшны ли нам и другим героям повести эти сказочные существа? Почему? (Гоголь описывает их как живых людей, со своими пороками, они выглядят глупо, смешно). Характерно это для сказки? (Нет)
Заполняем таблицу.
Физкультминутка. Мы смотрели отрывки из прекрасного фильма Александра Роу "Ночь перед Рождеством». Черта в этом фильме сыграл Георгий Миллер. В сцене, когда черт крадет месяц, актер не произносит ни слова, но все понимают, что происходит. Сейчас мы с вами попробуем себя в роли актера. Представьте, что вы пробуетесь на роль самого черта. Чтобы доказать режиссеру, что вы справитесь с этой ролью, вам необходимо исполнить небольшой фрагмент: кражу месяца. Я буду читать вам текст, а вы пробуйте показывать, все, о чем я говорю.
- Молодцы, продолжаем работу.
Оксана. Домашним заданием было выучить сцену из повести Оксана перед зеркалом. Попробуйте показать нам настоящую гоголевскую Оксану. Преобразилась ли в финале произведения Оксана? Какой мы видим ее на последних страницах повести? Она избалована и капризна, дает не осуществимое на первый взгляд задание: достать черевички самой императрицы. Но к концу произведения она меняется, жалеет Вакулу, оказывается способной на настоящие чувства.
Вакула. Почему Вакула победил Четра, который уже готов был восторжествовать? Описывая образ кузнеца Вакулы, Н. В. Гоголь хотел сказать нам, что честность, трудолюбие, верность - всегда смогут победить зло. Что если человек совершил плохой поступок, то он его всегда сможет исправить, как это сделал в своё время Вакула.
- А теперь я проверю, все ли хорошо поняли характеры героев. Я читаю пословицу, та группа, к герою которой она относится, поднимает руки.
1.Красивая, как елка, колючая, как иголка (Оксана)
2. По одежде не суди – по делам гляди(Вакула)
3. не в деньгах счастье(Солоха)
4. Не рой яму другому, сам в нее попадешь(черт)
- Итак, герои у нас и сказочные и реальные. Они существуют отдельно друг от друга?
Фантастические существа (волшебные герои) живут вместе с обыкновенными людьми; все события, которые происходят с ними, Гоголь представил как обыкновенные, поэтому четких границ между реальным и фантастическим нет. Характерно это для сказки? (Нет)
Заполняем таблицу.
V. Самостоятельное применение знаний.
- Мы рассмотрели пейзаж, героев. А где еще проявляется сказочность, фантастика? (В событиях)
Сейчас на слайдах вы увидите иллюстрации, выполненные разными художниками к повести «Ночь перед Рождеством». На каждой иллюстрации будет указана группа. Ваша задача, определить, реально это событие могло произойти или это снова фантастика? А кроме этого, попробуйте найти строчки в тексте, которыми можно было бы эту иллюстрацию подписать.
Работа групп. Выступления.
VI. Подведение итога. Чего же больше встречается в произведении Гоголя: сказочного или реального? Попробуйте определить жанр этого произведения. Вам помогут подсказки, данные на доске: рассказ, сказка, повесть, былина, сказочная повесть. А почему?
Вывод: В произведении Гоголя «Ночь перед Рождеством» нашли сочетание народная легенда и быт, реальное и сказочное. Но все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом, а зло, которое они направляли против людей, обернулось против них.
На фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь.
Чему учат жизненные ситуации этого произведения?VII. Запись домашнего задания.
Писатель С.Т. Аксаков сказал: «…все люди, способные чувствовать искусство, были в полном восторге от Гоголя…». Я надеюсь, что эти слова можно отнести и ко всем присутствующим в классе.
Д/З: Составить кроссворд или викторину по повести «Ночь перед Рождеством». Для желающих: нарисовать иллюстрацию к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и подписать ее словами из текста.
VIII. Рефлексия. Спасибо за урок. На парте у каждого есть 3 звезды: красная, желтая и синяя. Звезда – это символ чего – то таинственного, желаемого. Я хочу, чтобы вы оставили у меня на столе каждый свою тайную звездочку, передающую ваше отношение к уроку: красная звезда – все понравилось. Желтая – урок понравился, но остался материал не понятный для вас. Синяя – урок не понравился.
Таблица «Линии сопоставлений».
Черты реальной жизни Линии сопоставлений Сказочные черты
Зимняя ночь, реальное время года и время суток 1. Пейзаж Месяц, звезды ведут себя как живые существа
Реальные люди: Оксана, Вакула, Екатерина, Чуб 2. Персонажи Нечистая сила: черт, Солоха
Любовь Вакулы к Оксане, колядки, запорожцы у Екатерины 3. События Черт крадет месяц, Солоха собирает звезды, вареники сами прыгают в рот к Пацюку.
Вакула достает черевички, но они уже не нужны Оксане. 4.Финал Добро побеждает зло