Презентация по литературе на тему Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством (6 класс)
ЭпиТемграф к уроку Трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя… И.Ф.Анненский
Первое декабряПервое декабряКлассная работаТема урока: Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством».
ЭпиТемграф к уроку Трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя… И.Ф.Анненский
Задачи урока:1.Завершить ….2. Выявить ….3. Дать …
Подберите русские синонимы к украинским словам:Словарная работаПарубок –Дивчина – Хутор – Хата – Малевать – Черевики – Люлька – Монисто –
4. Кому принадлежит высказ Кому принадлежит высказывание? ывание?Кому принадлежит высказывание? «Сейчас прочел «Вечера…». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!»а) Пушкину б) Лермонтову
5. От чьего имени выходят в свет повести?От чьего имени выходят в свет повести?а) от имени Гоголя б) от имени пасечника Рудого Панька.
Повесть «Ночь перед Рождеством» Какие народные обычаи описаны в повести?
Два кума.- Что за дьявол! Смотри! смотри, Панас!..- Что? – произнес кум и поднял свою голову также вверх.- Как что? …!(продолжить вместо троеточия)
Вакула и Оксана- Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!( С кем общается Оксана?)
Солоха Кто угодил в мешки в избе Солохи?
Вакула и Пузатый Пацюк1. Зачем Вакула пошел к Пузатому Пацюку?2. Какие чудеса увидел он?
Кум и ткачКого несут в мешке кум и ткач?
Вакула и черт1. Как можно укротить чёрта?2. Как Вакула отблагодарил чёрта?
Кузнец и царица Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце?
Чуб, Вакула и Оксана- Погляди, какие я тебе принёс черевики!-….(Что ответила Оксана?)
Фантастика – изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни.Реальность – действительно существующее, невоображаемое.
«Ночь перед Рождеством!»
Герои произведения.fillcolorfill.typefill.on
Узнай героя !Узнай героя !«Спереди совершенно немец, сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…Узенькая мордочка, ноги тонки». Чёрт 2. «Сухощавый высокий мужик с обросшею бородою в коротком тулупе». Кум 3. «Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой». Оксана
Узнай героя!Узнай героя !4. «Была ни хороша, ни дурна собою. Однако ж умела причаровать к себе самых степенных казаков». Солоха5. «Лукавый, с тонкими пальцами, его вторая половина сделала из его толстой косы самую узенькую». Дьяк6. «Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист». Пацюк
Узнай героя!Узнай героя !7. «Небольшого роста женщина, дородная, напудренная, с голубыми глазами, с величественно улыбающимся видом». Императрица Екатерина II8. «По временам на лице его, которого бороду и усы метель намылила снегом, показывалась полусладкая мина. Останавливался, почесывая спину и вновь отправлялся в путь». Чуб
Пацюк
Черт
Физминутка
Реальное и фантастическое Рев повести.РеальноеФантастическоеночьВакула и ОксанаЧуб, Голова, дьяк и ткач.Солохачерткум и его женаПацюкдивчины и парубки
Реальное и фантастическое Рев повести.РеальноеФантастическоеВакула и ОксананочьЧуб, Голова, дьяк и ткач.Солохакум и его женачертдивчины и парубкиПацюк
Анализ эпизодовОпределить реальное и фантастическое в эпизоде «Вакула во дворце» ( просмотр фрагмента видеофильма)
Анализ эпизодов1 ряд – «Разговор с запорожцами »2 ряд – «Куда подевался кузнец?»3 ряд – «Счастливое возвращение кузнеца»
Итог урока. - Каким чувством проникнуто все произведение? - Какие эпизоды вам показались наиболее интересными?
Осмысление художественной ценности произведения«Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального…- все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя». (В.Г.Белинский)
РефлексияЯ понял…Я узнал…Я запомнил…
Домашнее задание:Дополнить таблицу «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» примерами из текста (какие события в повести вам показались реалистичными, а какие фантастичными)
ТестТест1. Жанр произведения:а) сказка;б) рассказ;в) повесть.2. Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой:а) описание;б) повествование;в) рассуждение.
Тест3. В отрывке из произведения: «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…» - использована:а)аллегория;б) олицетворение;в) сравнение.4. В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая.а) пошалить;б) отомстить кузнецу;в) поиздеваться над селянами.
Тест5. Кузнец был человек:а) нерелигиозный;б) вольнолюбивый;в) богобоязненный.6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» - выделенные слова являются:а) логическими определениями;б)дополнениями;в) эпитетами.
Тест7. Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:а) не любил это кушанье;б) постился на канун Рождества;в) испугался колдовства.8. Вакула отправился в Петербург для того, чтобы:а) никогда больше не видеть Оксану;б) достать царские черевички;в) посмотреть столицу.
Тест9. В предложении: «Девушки между тем, дружно взявшись за руки, полетели, как вихорь, с санками по скрипучему снегу» - выделенные слова являются:а) аллегорией;б) гиперболой;в) сравнением.
Тест10. Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу, когда:а) он привез ей черевички;б) получила известие о смерти;в) отец расхвалил добродетели кузнеца.11. Гоголь описывает своих героев с:а) иронией;б) юмором;в) сарказмом.
Тест12. В основе произведения лежит:а) реальная жизнь;б) фантастический вымысел;в) сочетание реального и фантастики.
Ответы на тест:Взаимопроверка«5» – 12-11 б.«4» – 10-9 б. «3» – 8-6 б.123456789101112ваббвввбвббв