Открытый бинарный урок по истории и литературе по теме «Отечественная война 1812 г. Изображение войны 1812 г. в литературе XIX века»



Открытый бинарный урок по истории и литературе


по теме

«Отечественная война 1812 г. Изображение войны 1812 г. в литературе XIX века»,



проведенный преподавателями
Волошиной И. М. и Селезневой И. Ю.

















Лиски 2012
План-конспект бинарного урока по истории и литературе
Тема: Отечественная война 1812 г. Изображение войны 1812 г. в литературе XIX века.
Тип занятия: бинарный урок (история-литература)
Вид занятия: комбинированный урок с использованием кино-видеофильма, презентации
Цель урока: Изучение событий русской истории 1812 г. и освещение их в литературе XIX века.
Задачи урока:
Образовательные: Углубить знания о причинах, ходе и значении Отечественной войны 1812 г.
Раскрыть общенародный характер войны 1812 г. в истории и литературе.
Показать войну глазами современников- поэтов и писателей XIX века.
Воспитательные: Воспитание чувства уважения к памяти предков и к памятникам культуры и искусства.
Развитие чувства патриотизма и любви к Родине, чувства долга и ответственности.
Формирование способностей к самовыражению.
Развивающие
Формировать умение оценивать исторические события.
Метод урока: Информационный (рассказ учителя и сообщения учащихся, беседа с учащимися, составление таблицы, выразительное чтение стихотворений и просмотр отрывков из кинофильма «Война и мир»)
Обеспечение урока:
Учебные материалы – учебник (Буганов А.А. Левандовский История России 18-19 век), атлас по истории, настенная историческая карта «Отечественная война 1812 г»
Наглядные пособия:
Презентации: «Поэты и писатели Отечественной войны 1812 г».
Репродукции: Пожар Москвы 1812 г, гравюра; Денис Давыдов, худ В.П. Лангу; Переход французов через р. Березину, худ. В. Адам.
Выставка книг о войне 1812 г.
Техническое обеспечение: компьютер; мультимедийный проектор
Предварительное задание: Выучить стихотворения, посвященные войне 1812 г. Подготовить краткие сообщения о полководцах.

Структура урока
I Организационный момент.
II Мотивация Сообщение темы и целей урока.
III Ход урока: Вступительное слово преподавателей истории и литературы.

Изучение новой темы по плану:
Причины войны, планы и силы сторон (беседа с учащимися, работа с картой)
Основной ход событий
1. Начало войны 12 июня 1812г. Русские полководцы (рассказ преподавателя истории, сообщения учащихся)
2. Бородинская битва 26 августа, пожар Москвы (рассказ преподавателя истории, работа с учебником, выразительное чтение стихотворений)
3. Партизанская война. (Сообщение преподавателя, выразительное чтение стихотворений)
4. Изгнание Наполеона из России. (Сообщение преподавателя истории, выразительное чтение стихотворений)
В ходе урока учащиеся заполняют таблицу: «События Отечественной войны 1812 г. их отражение в поэзии XIX века»

События Отечественной войны 1812 г
Авторы и название произведения о войне 1812г.




















IV Рефлексия
4.1 Закрепление изученного материала с использованием фрагментов из кинофильма «Война и мир».
4.2 Работа учащихся у доски по выполнению задания: Восстановите события войны 1812года в хронологическом порядке.
4.3 Подведение итогов, оценки.
V Домашнее задание
По истории: Написать историческое значение победы в войне 1812 года.
По литературе: Написать сочинение на тему «Изображение Отечественной войны 1812 года в литературе XIX века»
Конспект урока
I Организационный момент. Наш урок мы проводим в преддверии знаменательного события- 200-летия победы русских войск в Отечественной войне 1812 г.
II Мотивация Сообщение темы и целей урока.


Изучение новой темы по плану:

Причины войны, планы и силы сторон.
Вопросы для беседы
Преподаватель истории: Давайте вспомним, как развивались отношения России и Франции накануне войны.
В каком году был подписан Тильзитский мир?
Какими были условия этого договора?
Последствия мира.
Запись в тетрадь
I Вопрос
1. Причины войны: 1.Невыгодность России Тильзитского мира. 2. Агрессивные замыслы Наполеона
Соотношение сил. Наполеон против России направил Великую армаду. Это была хорошо обученная и вооруженная армия, которая насчитывала 450 тыс. человек. Численность русской армии тоже была велика, но она была рассредоточена по всей западной границе и разделена на три далеко отстоящие друг от друга группы. Давайте обратим внимание на карту и выясним, где находились эти армии (работа с картой).
По ходу объяснения звучат опережающие задания по биографии М. Б. Барклая де Толли и П. И. Багратиона
Михаил Богданович Барклай де Толли
русский полководец, командующий 1-ой армией в годы Отечественной войны.

Родовой герб Михаила Богдановича украшал девиз «Верность и терпение», этот девиз как нельзя лучше отражает характер и судьбу полководца.
Происходил он из рода шотландских дворян Барклаев, которые стали подданными России после Северной войны. Отец Михаила Богдановича, как и положено дворянину служил в русской армии, его сын также поступил на военную службу и добился значительных успехов.
Барклай пользовался заслуженной репутацией честного, хладнокровного и самоотверженного офицера. Был прекрасно образованным человеком. Первое боевое крещение получил в русско-турецкой войне, отличился при штурме турецкой крепости Очаков. Особенно прославился как командующий армией в годы русско–шведской войны 1808-1809.
Накануне Отечественной войны был военным министром и провел реформы в армии, сделал все, чтобы подготовить страну к войне с Наполеоном.
Он был назначен командующим главными силами, которые противостояли Великой армии Наполеона. Барклай де Толли сумел добиться соединения русских армий под Смоленском, тем самым сорвал план Наполеона разбить русские силы поодиночке. Его попытки сохранить армию любой ценой вызвали недовольство и упреки. Многие обвиняли его в отступлении русских войск. Некоторые завистники говорили об измене, намекая на иностранное происхождение генерала. Барклая не любили придворные карьеристы, не пользовался он большой популярностью и среди солдат.

Багратион Петр Иванович ,князь, российский полководец

Из грузинских князей царского рода Багратионов. На военную службу был записан 1 мая 1783 рядовым в Астраханский пехотный полк За проявленную храбрость и боевые заслуги при штурме турецкой крепости Очаков Багратион из подпоручиков был произведен в капитаны, а отличившись при взятии Праги обратил на себя внимание самого А. В. Суворова.
В 1799-1800 он находился в Итальянском и Швейцарском походах, принимал активное участие во многих крупных сражениях, с блеском командовал авангардом. Это упрочило его репутацию одного из самых боевых генералов русской армии, он считался любимым учеником прославленного Суворова.
В 1812, он занял пост главнокомандующего 2-й Западной армии, прикрывавшей центральное направление. При вторжении Наполеона на территорию России, получив приказ не вступать в столкновение с превосходящими силами противника, Багратион сумел блестяще организовать отступление своих войск и смог оторваться от преследования и соединиться с 1-й Западной армией под Смоленском. В Бородинском сражении его войска защищали левый фланг русской позиции и приняли на себя в начале боя главный удар превосходящих сил Наполеона.
Стойко обороняя занятые рубежи, Багратион лично водил свои части в контратаки, в одной из которых получил тяжелую рану осколком гранаты, умер во время лечения. Багратион по праву считался одним из лучших русских полководцев суворовской школы, он отличался личной отвагой в бою, славился своей энергией и напористостью при достижении поставленных задач, был любим простыми солдатами и офицерами.

Общее командование всеми группами войск принадлежало Барклаю де Толли, выдающемуся полководцу.

Преподаватель литературы: События Отечественной войны освещены в произведениях поэтов и писателей 19 века. Одним из самых масштабных произведений является роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Эпизоды экранизации этого фильма мы посмотрим сегодня на уроке.
Обратите внимание на таблицы, лежащие на столах. По ходу урока вам нужно заполнить их.
«События Отечественной войны 1812 г.и их отражение в поэзии XIX века»
События Отечественной войны 1812 г
Авторы и название произведения о войне 1812г.

1.переход Наполеона через Неман, 12 июня
Ф. И. Тютчев «Неман»


2.смоленское сражение, соединение русских армий, полководцы Барклай де Толли, Багратион, Кутузов.

А.С. Пушкин «Полководец»
П.А. Вяземский «Поминки по Бородинской битве»
К.Ф. Рылеев ода «Любовь к отчизне»

3.Бородинская битва 26 августа 1812.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»

4.Совет в Филях, пожар Москвы
А.С. Пушкин из романа «Евгений Онегин»
Н.М. Шатров «Пожар Москвы»
И.А. Крылов басня «Волк на псарне»

5.Тарутинский маневр, партизанская война
Ф.Н. Глинка «Партизаны», «Партизан Давыдов»


6.Малоярославское сражение, отступление французов по выжженной смоленской дороге
А.Н. Майков «Сказание о1812 годе»

7.Переправа у р. Березина, Наполеон оставил свою армию.



II. Ход войны
Начало войны 12 июня 1812г.
Преподаватель истории: 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона переправилась через реку Неман и начала вторжение в пределы Российской империи. В своем стихотворении «Неман» Ф. И. Тютчев описывает, как это происходило.


Ф. И. Тютчев НЕМАН

Ты ль это, Неман величавый?
Твоя ль струя передо мной?
Ты, столько лет, с такою славой.
России верный часовой?..
Один лишь раз, по воле бога,
Ты супостата к ней впустил -
И целость русского порога
Ты тем навеки утвердил...

И так победно шли полки,
Знамена гордо развевались,
Струились молнией штыки,
И барабаны заливались...
Несметно было их число-
И в этом бесконечном строе
Едва ль десятое чело
Клеймо минуло роковое...

Просмотр фрагмента Начало войны

Преподаватель литературы: Весть о войне 1812 года застала АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА в Лицее. Здесь он написал первые стихи о событиях 1812 года. Уникальной страницей этой темы остается стихотворение „Полководец”, в котором поэт высветил роль, сыгранную Барклаем де Толли в Отечественной войне.

А.С. Пушкин
ПОЛКОВОДЕЦ
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним - и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.
Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,
Высоко лоснится, и, мнится, залегла
Там грусть великая. Кругом - густая мгла;
За ним - военный стан. Спокойный и угрюмый,
Он, кажется, глядит с презрительною думой


Преподаватель истории: 22 июля армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьезная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии по одиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Наполеоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сдачей Смоленска дорога на Москву была открыта.
Новое отступление стало причиной отставки Барклая-де-Толли, и назначением главнокомандующим М.И. Кутузова.

Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813)

Михаил Илларионович Кутузов родился 16 сентября 1745 года в Санкт-Петербурге. Его отец был известным военным инженером, начавшим службу при Петре Великом. По его стопам пошел и сын, он отлично учился, знал много иностранных языков – французский, немецкий, латынь, шведский, английский и даже турецкий. Боевое крещение получил в русско-турецких войнах при Екатерине II. В 1774 в самом конце первой войны с турками в бою при деревне Алушта был тяжело ранен в голову и потерял правый глаз. Вернувшись в строй в очередном бою у крепости Очаков, был ранен повторно, и вновь ему удалось выжить. Как видно судьба готовила его к более великому подвигу. Не сразу пришла к полководцу Кутузову известность.
До войны 1812 года он командовал ротой и батальоном, полком и дивизией, корпусом и армией. Был послом в Константинополе, выполнял важные дипломатические поручения. Командовал русской армией в1805 году, воевал с Наполеоном под Аустерлицем, одержал победу в очередной русско-турецкой войне 1806-1812, сумел вывести русские войска из Турции как раз накануне вторжения Наполеона в Россию.
В 1812 году Кутузову было 67 лет. Он был учеником и соратником Александра Васильевича Суворова, прекрасно усвоил все тонкости и хитрости «науки побеждать». Как и Суворов, всегда по-отечески относился к солдатам, заботился об одежде и питании подчиненных, не гнушался посидеть с ними и попробовать солдатской каши. Поэтому назначение Кутузова было встречено ликованием, среди солдат даже появилась поговорка «Пришел Кутузов, будем бить французов»

17 августа у села Царево Займище Кутузов прибыл в армию и был встречен общим ликованием.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Война и мир» - приезд Кутузова к войскам

Преподаватель литературы: Родоначальник гражданской поэзии - КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ в оде „ЛЮБОВЬ К ОТЧИЗНЕ” с воодушевлением прославил подвиг великого полководца Кутузова в Отечественной войне.

ЛЮБОВЬ К ОТЧИЗНЕ (ОДА)

Хвала, отечества спаситель!
Хвала, хвала, отчизны сын!
Злодейских замыслов рушитель,
России верный гражданин,
И бич и ужас всех французов!-
Скончался телом ты, Кутузов,
Но будешь вечно жив, герой,
И в будущие веки славен,
И не дерзнет уж враг злонравен
России нарушать покой!..

Бородинская битва 26 августа, пожар Москвы (рассказ преподавателя истории, выразительное чтение стихотворений, беседа по стихотворениям)
Преподаватель истории: В конце августа численный перевес все еще был на стороне французов. Но Кутузов знал, что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию. Все русское общество требовало решительных действий, и было готово сделать все для победы. Во многих городах страны собирались народные ополчения и денежные пожертвования для помощи армии. 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино в 110 км от Москвы, где решено было дать генеральное сражение.

Работа с учебником на с 134, учащиеся читают и отвечают на вопросы преподавателя.
1.Назовите численность русской и французской армий накануне решающей битвы.
2.Что произошло у деревни Шевардино?
3.Когда произошла Бородинская битва?
4.Каковы были потери противников?
5. Кто одержал победу?
Просмотр фрагмента из кинофильма «Война и мир» - панорама Бородинской битвы

Каков был общий итог Бородинской битвы?
1) В этой битве были разбиты лучшие силы противника.
2) Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии.
3) Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода.
4) Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

Преподаватель литературы: В канун 25-летия Отечественной войны М. Ю. Лермонтов написал одно из лучших стихотворений о героизме русского народа «Бородино».

М.Ю. Лермонтов
БОРОДИНО
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Преподаватель истории: Из-за больших потерь в ходе Бородинского сражения Кутузов приказал отступить к Москве. 1 сентября в деревне Фили под Москвой состоялся военный совет.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Война и мир» - Совет в Филях

Беседа с учащимися:
Какова была главная цель военного совета в Филях?
Какое решение было принято на нем?
Каковы были причины принятия этого решения


Преподаватель истории 2 сентября Наполеон и его армия вошли в Москву. Почти сразу началось мародерство, французская армия разлагалась на глазах её императора, он ничего ни мог с этим поделать. А вскоре в Москве начался пожар.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Война и мир» - пожар в Москве

Преподаватель литературы: Во многие столицы вступала армия Наполеона, но ни одна из них не встретила его так, как Москва. Прекрасны строки из романа А. С. ПУШКИНА „ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”, воспевающие подвиг Москвы в1812 году.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.


Преподаватель литературы: Живую и эмоционально напряжённую картину сентябрьской трагедии нарисовал НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ШАТРОВ В СТИХОТВОРЕНИИ „ПОЖАР МОСКВЫ В 1812 ГОДУ”


ПОЖАР МОСКВЫ В 1812 ГОДУ
Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.

Еще двенадцать дней дымилась
Столица славы и отрад.
Пожара искра в пепле тлилась,
Курился нестерпимый смрад.
Повсюду ужасы встречались,
От гибели не исключались
Ни хижины, ни алтари;
От переулка до гульбища
Все претворилось в пепелища,
В развалины и пустыри.
Все истребилось, и сожглися
Гостиный двор и Арсенал,
Сам Кремль с Китаем сотряслися,
И сам царь-колокол упал;
Взорвались башни, сокрушились,
Зубчаты стены развалились,
Скатилися с бойниц главы;
Повсюду ужас, разрушенье,
Пять взрывов - и в одно мгновенье
Не стало на земле Москвы.

Преподаватель литературы: Отечественная война 1812года нашла отражение в баснях ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА. Они создавались по свежим следам и пользовались популярностью у современников. В баснях воплощён общенародный гнев против иноземных захватчиков.
Чтение отрывка из басни И. А. Крылова «Волк на псарне»

Волк, ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом.
4.Тарутинский маневр. Партизанская война.
Преподаватель истории: пока французская армия из «великой» превращалась в шайку разбойников, русская армия готовилась к новым сражениям в селе Тарутино. А Наполеон ждал в Москве, когда русский император ответит на его предложение о мире. Положение французской армии с каждым днем ухудшалось, она находилась на грани голода. Вокруг Москвы действовали партизанские отряды, которыми руководили, солдаты, местные помещики, крестьяне, такие как Герасим Курин и Василиса Кожина. Кутузов быстро оценил значение партизанской войны и стал создавать летучие кавалерийские отряды, которые наносили чувствительные удары по врагу.

Преподаватель литературы: Глазами воинствующего патриота воспринял события 1812 года поэт прозаик, драматург и публицист ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ ГЛИНКА. Он участвовал в обороне Смоленска, сражался на Бородинском поле. С особой симпатией показан замечательный командир одного из отрядов партизан Денис Васильевич Давыдов, именно он был создателем первого партизанского отряда.

ПАРТИЗАН ДАВЫДОВ

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом -
И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель-земля, а лес дремучий - дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..


5. Изгнание Наполеона из России.
Преподаватель истории Приближались холода, и Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. В начале октября французская армия, отягощенная обозом из награбленного в Москве, начала отступление в южные районы Российской империи. Передовые части двух армий встретились у Малоярославца, где произошло сражение, после которого Наполеон, вынужден был отступить к Смоленску. Кутузов добился того, что армия французов стала отступать по той дороге, по которой она пришла в Москву. Отступление французов было ужасное, оно осложнялось ранними морозами.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Война и мир» - отступление французской армии
Преподаватель литературы: Очень ярко отступление французов показал АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ в „СКАЗАНИИ О 1812 годе”

СКАЗАНИЕ О 1812 ГОДЕ

Ветер гонит от востока
С воем снежные метели...
Дикой песнью злая вьюга
Заливается в пустыне...
По безлюдному простору,
Без ночлега, без привала,
Точно сонм теней, проходят
Славной армии остатки,
Егеря и гренадеры,
Кто окутан дамской шалью,
Кто церковною завесой,-
То в сугробах снежных вязнут,
То скользят, вразброд взбираясь
На подъем оледенелый...
Где пройдут - по всей дороге
Пушки брошены, лафеты;
Снег заносит трупы коней,
И людей, и колымаги,
Нагруженные добычей
Из святых московских храмов...

Преподаватель истории: Положение французской армии было критическое. Последнее крупное сражение произошло при переправе у реки Березина 14-16 ноября.
Вскоре после этого Наполеон выехал в Париж, оставив армию. В середине декабря жалкие её остатки перешли обратно Неман. 6 января 1813 г Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны.

Фрагмент Речь Кутузова
Преподаватель литературы: Велико значение победы в Отечественной войне, Россия не только отстояла свою независимость, но и остановила агрессию Наполеона в Европе. Война 1812 г. сформировала национальное самосознание, каждый человек, живущий в России, почувствовал себя частью целого и могучего русского народа. События Отечественной войны стали темой различных произведений искусства.

Работа учащихся с текстом учебника на с 140, поиск ответа на вопрос: В чем значение победы России в Отечественной войне.

IV Рефлексия
4.1Закрепление изученного материала с использованием фрагментов из кинофильма «Война и мир».
4.2 Работа учащихся у доски по выполнению задания: Восстановите события войны 1812года в хронологическом порядке, какие произведения русской поэзии описывают эти события.
4.3 Подведение итогов, оценки.
V Домашнее задание
По истории: Написать историческое значение победы в войне 1812 года.
По литературе: Написать сочинение на тему «Изображение Отечественной войны 1812 года в литературе XIX века»














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715