Игровое тренинговое занятие для педагогов развитие мелкой моторики как показатель интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Шугуровский детский сад общеразвивающего вида «Тургай» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Семинар для воспитателей ДОО, учителей начальных классов школ Лениногорского муниципального района
Игровое тренинговое занятие для педагогов
Тема: «Развитие мелкой моторики как показатель интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению»
Подготовила педагог-психолог
Никифорова Р.И.
Село Шугурово 2016 год
Цель: настройка аудитории на восприятие информации, закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми.
Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Хочу представить свое игровое тренинговое занятие. А начнем мы с упражнения «рукопожатие» (настроить группу на позитивный лад. Участникам предлагается походить по кругу и поздороваться, как можно с большим количеством участников тренинга и пожелать того, что необходимо данному участнику в этот момент).
Для того, чтобы вам ясна была дальнейшая цель, сделаю небольшое предисловие.
Родителей всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов. Недостаточность движений ручной моторики может вызвать у ребенка негативное отношение к обучению в школе.
Ива́н Петро́вич Па́влов — русский учёный физиолог, основатель крупнейшей российской физиологической школы, лауреат нобелевской премии, сказал очень интересную фразу.
Докажите, так это или не так, применяя свой опыт, что: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (дискуссия)
Ведущий: Спасибо. Итак, начало развитию мышления даёт рука.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками.
Я хочу предложить вам небольшую викторину. Вспомните, пожалуйста, пословицы, поговорки, песенки, высказывания о руках, ответы принимаются на татарском и русском языках. (Например:
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»).
Ведущий: Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая-святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов.
Осуществляя преемственность со школой, мы понимаем, что слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Для этой цели педагогами уже разработаны специальные дидактические и пальчиковые игры – веселые упражнения для пальчиков и ручек. Такие моменты не требуют особой подготовки и наглядности. Они помогут заполнить любую паузу, любой момент непредвиденного «ожидания» детьми чего-либо с пользой и удовольствием.
Давайте вспомним одно из этих упражнений.
“О левой и правой руке”Смотрите-ка, вот две руки:Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они мне могут нос зажать – И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Дорогу могут показать – И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)Они в ладоши могут бить –И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
И могут ласковыми быть И правая, и левая! ( по очереди гладим руки)
Обнимут вас, ко мне прижмут – И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
С руками я всегда дружу – И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
Вот на такой дружеской ноте я закончу нашу встречу. Всем спасибо!