Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи дошкольников


Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей МКДОУ детский сад № 4учитель-логопед Пилигузова Н.В.2015г.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев В.А.СухомлинскийМоторика-это двигательная активность организма , отдельных его органов или их частей.Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь.Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

АктуальностьИзвестно, что все ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка . Вот почему проблема повышения эффективности комплексной коррекционной работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня. Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором ,стимулирующим речевое развитие ребенка , способствующим улучшению артикуляционных движений, мощным средством ,повышающим работоспособность коры головного мозга , стимулирующим развитие мышления ребенка.Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения. Цель Преодоление речевых нарушений у детей с ФФН, при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук. ЗадачиСтимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук. Овладеть приемами самомассажа.Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами.Скоординировать движения обеих рук.Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое.Повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости.Развивать двигательную память, произвольность и точность движений.



ПринципыПостепенное усложнение игрового материала Игровые упражнения должны приносить детям радостьПри предъявлении игрового материала необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Средства развития мелкой моторикиСчетные палочкиКрупа, бусы, пуговицыМассажерыНитки,шнуровки
style.rotation МассажерыУпражнения с массажерами:- Катать по столу от кончиков пальцев до запястья, между ладонями,по тыльной стороне кисти.- Выполнять нужно упражнения каждой рукой по очереди
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Упражнения с мячамиУпражнения с мячами : учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке;держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКАВключение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности Упражнения с четками Игры с крупой, горохом ,фасольюКрупы являются хорошим массирующим материалом – ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям, растирать их в руках.

Игры с прищепками Игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения и т.д., подготавливают руки к письму. ЗаключениеРазвитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения , лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Не зря существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!  Спасибо за внимание