Воспитание гражданской идентичности младших школьников 
Воспитание гражданской идентичности младших школьников.
   Достижение гражданской идентичности -  важная  задача развития  личности. Поэтому о  её  становлении   можно  говорить  уже  в начальной  школе. эта  работа   начинается нами прямо  с 1 сентября, когда  на  первом  же   уроке Мира, мы  говорим о том , что Приднестровье  -   это наш  дом,  знакомим детей с  территориальным  расположением  республики,  её   символами. Рассказывая 
О флаге, обязательно   упоминаемо том, что на нём  изображены  серп  и молот  -это  символы  трудолюбия   и  единства  нашего народа. Рассказывая о гербе, говорим о
звезде как  символе  непобедимости   народа,  солнце  олицетворяет   собой  мир,  волна – это наша  река   Днестр, колосья  пшеницы,  кукурузы, гроздья винограда – это
богатства нашей  страны.
          Психологи  считают, что  именно  в  младшем  школьном  возрасте   происходит  активный  процесс  накопления  знаний о жизни  общества, взаимоотношениях  между  людьми, о свободе  выбора того или  иного способа  поведения. Это  время, когда  чувства господствуют над  всеми сторонами  жизни  ребенка, определяют  поступки, выступают  в качестве  мотивов  поведения,  выражают   отношение  к окружающему  миру.
            Очень  важным  в  формировании гражданской  идентичности  является  подбор  методического  материала. И в этом, нам , учителям  начальных  классов, помогают  новые  экспериментальные  учебники, которые  знакомят учащихся с традициями ,укладом  жизни  народов , населяющих  нашу республику. Практически  каждый  урок  обучения  грамоте посвящен  знакомству с  бытом  и творчеством   то  русского, то украинского, то  молдавского  народа.   Дети  уже легко ориентируются по страницам   учебника  и без  особых  усилий  отвечают на  вопрос: «С творчеством   какого  народа  мы будем  знакомиться на  уроке?»  Страницы  учебника   знакомят учащихся с  пословицами, поговорками  нравственного характера. И даже  если  ученик не всё  запомнит, и не всегда  поймёт  глубинный  смысл,  главное у ребёнка останется чувство  соприкосновения с прекрасным, с  величием  Родины. А это  необходимо детям для их  эмоционального  и  социального  взросления.
                   За два месяца учёбы, едва научившись  писать  и даже  ещё не все  буквы, а тетрадь по  обучению  письму уже предлагает  задания,  в которых  звучат  такие   предложения:  Наш  край  - Приднестровье. Это наша  Родина. В  Каменке   есть  отличный  санаторий.  Об  этом  расскажет   герб  города. Один  из городов  нашей  Родины - Рыбница. Рыбница  - кузница  стали. Здесь  живут  и работают  металлурги.
                      Учебник  по Окружающему  миру  помогает учащимся  лучше  узнать  и понять  окружающий мир,  самих  себя, свой  край, свою  Родину. В нём  содержатся  сведения о  многих  интересных  и важных  вещах, он  учит детей  охранять  природу, а  значит охранять и Родину. В нём помещено  много  краеведческого  материала. Он  знакомит  ребят  с растениями и  животными,  которые  распространены  именно  в  нашем  крае, знакомит с  Красной  книгой   Приднестровья, тем  самым учит  любить  свой  край,  заботиться  о  его  красоте.
           Народные традиции   воспитывают  будущего  гражданина страны. Работая   над   изучением   народных  традиций и обрядов,  дети  знакомятся со славянскими   весенними   традициями  и обрядами. Они с интересом шьют  домовят, которых потом  подарят  своим  бабушкам. А с каким  интересом они лепят, а потом  раскрашивают жаворонков, птюшек, куликов, готовясь  к приходу  весны,  водят хороводы, учатся  закликать весну. Работая  над этим  проектом,  дети  осознали для  себя, что   малая Родина, это не только  география,  история,  экономика, но  и обычаи, традиции, обряды, что принято  называть - духовная  жизнь  народа,  чтобы  полюбить  свой  народ,  чтобы  понять смысл вековых традиций  и  обрядов  надо   изучать  его  истоки.
            В силу  особенностей  младшего  школьного  возраста приоритет  отдаётся внеурочной  форме  работы. На протяжении уже нескольких лет в начальной  школе в конце  ноября отмечается  День  Матери. На слайдах представлены  фото одного из праздников под  названием: «Мы  будем  вечно прославлять ту  женщину, чьё имя  Мать».В ходе этого мероприятия дети готовят подарки своим родителям  в  виде  концертной  программы,  поделок  , сделанных  своими руками,  рисунков, сочинений о маме, ещё  и ещё  раз  высказывая  свою  любовь  к  ней.
                 На слайдах  представлены  фотографии   из «Рыцарского  турнира»  который  проводился ко Дню  Защитников   Отечества, в ходе которого будущие  защитники нашей  Родины, проявляли  свои  знания,  смекалку,  ловкость, учились  уважению к  женщине,  т.е.  становились   истинными  рыцарями.
                            Особое  место в воспитании   гражданской  идентичности  младших  школьников занимает  посещение   музеев,  выставок,  проведение  экскурсий. Эта работа   помогает  ребятам  ближе познакомиться с  историческими  памятниками,  героями  города,  формирует  чувство  гордости  за  родной  город,  за  свою  Родину.
                       И в  заключении:
                  Если не  мы,   то  кто же
                  Ребёнку в жизни  поможет,
                  Человеком  хорошим   стать,
                  Гражданином  себя  осознать,
                   Родину  любить и знать?
                   Как  важно  не   опоздать!..