Модель экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности младших школьников на основе проектной деятельности
Модель экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности младших школьников на основе проектной деятельности
Целью опытно-экспериментальной работы являлась разработка и апробация программы по формированию гражданской идентичности младших школьников с помощью проектирования.
Актуальность программы заключается в том, что детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Однако, как показывает практика, у детей, обучающихся в 1 классе, на низком уровне сформированы компоненты гражданской идентичности. Только специально организованная работа позволит сформировать у учащихся высокий уровень гражданской идентичности. В 1 класса обучаются дети как 6-тилетнего, так и 7-милетнего возраста. Следовательно, у учащихся разный интеллектуальный потенциал и работу в таком классе необходимо организовывать с учетом личностных и возрастных особенностей. На сегодняшний день существует большое количество рекомендаций по формированию гражданской идентичности, однако нет программ, целью которых стоит формирование гражданской идентичности средством проектирования. Именно этому аспекту мы уделили большое внимание в проектировании программы.
Мы провели анализ уровня сформированности гражданской идентичности у младших школьников в трёх направлениях, в соответствии трём компонентам гражданской идентичности: когнитивному, ценностно-эмоциональному, деятельностному. Далее мы покажем, как экспериментальная работа повлияла на изменение этих показателей.
Одними из эффективных условий формирования гражданской идентичности является использование проектирования.
В данном параграфе мы представляем модель экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности младших школьников на основе использование проектирования. (Рисунок 3.2.1)
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в структуре такого рода моделей предлагается различать три блока – логико-методологический, структурно-содержательный и методологический. Логико-методологический блок представлен целеполаганием моделируемого процесса и теоретико-методологическими положениями, лежащими в основе моделируемого объекта. Структурно-содержательный блок содержит компоненты, критерии сформированности гражданской идентичности. Технологический блок включает этапы формирования, совокупность средств и методов, диагностику и коррекцию процесса становления гражданской идентичности.
Проектируемая модель целостна по внутренним отношениям и связям между блоками. Структурность модели обеспечивается соподчинённостью каждого из блоков друг другу. Иерархичность блоков определяет и обосновывает содержание последующего блока. Каждый блок может рассматриваться как самостоятельная система, поскольку имеет определённую структуру, в которой элементы находятся в определённых отношениях и связях между собой.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 3.2.1. Модель формирования гражданской идентичности
Гражданская идентичность, являясь целью и ожидаемым результатом функционирования модели, в процессе образования и воспитания учащихся выступает и системообразующим звеном. Гражданская идентичность представлена в модели совокупностью структурных компонентов (когнитивного, эмоционально - ценностного, деятельностного), воздействие на которые обеспечивает достижение поставленной цели, критериями и уровнем сформированной гражданской идентичности.
В состав данного блока входят: теоретическое и методологическое обоснование процесса формирования гражданской идентичности, стратегия процесса формирования гражданской идентичности.
Для выстраивания стратегии необходимо определить главную цель моделируемой педагогической системы, указать внутренние возможности системы, позволяющие ей добиться поставленной цели.
В основу модели положены определенные теоретические знания, которые отражают особенности процесса формирования гражданской идентичности. Также при построении модели были учтены главные принципы образования и воспитания, перечисленные нами выше.
Моделируя педагогический процесс по формированию гражданской идентичности, нами были выделены следующие структурные компоненты: когнитивный, эмоционально - ценностный и деятельностный.
Качество овладения когнитивным компонентом оценивалось по следующим критериям:
представление о России как стране, занимающей определенную территорию
представление о географических особенностях России
знание государственной символики – герб, флаг, гимн
знание основных прав и обязанностей ученика-гражданина. (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения)
знание о своей этнической принадлежности, владение родным языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.
знание о народах и этнических группах России
освоение общекультурного наследия России, установление связи всеобщего и специфического национального
знание истории края, культурных традиций, достижений, географии
знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости)
знание ценностей и истории семьи, профессии родителей
знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе
знание норм и правил поведения в чрезвычайных ситуациях
знание норм и правил сохранения здоровья;
Работа по формированию этого компонента строилась на основе:
1.проведения проектов «Я – гражданин России», «Курская дуга». «Права ребенка», проектов «Города России», «Я познаю мир», «Отечество».
2.Проектная работа «Алфавит». По мнению отечественных славистов, алфавит - такой же символ государственности как Герб, Гимн, Знамя.
Ценностный компонент. Для данного компонента определены следующие критерии:
доброжелательное отношение к окружающим,
любовь к природе,
чувственное отношение ко всему живому на Земле;
Работа по формированию этого компонента строилась на основе:
коллективный просмотр фильмов о природе родного края.
Проект «Зеленый мир», «Семь чудес России».
Деятельностный компонент предполагает владение учащимися умениями и навыками интеллектуального и практического характера, их применение на практике. Критерии деятельностного компонента следующие:
участие в школьном самоуправлении,
реализация установки здорового образа жизни,
сотрудничество со сверстниками.
Работа по формированию этого компонента строилась на основе:
конкурс рисунков «В здоровом теле здоровый дух»
проект «Моя Россия. Великое в малом»», «Будь здоров».
Отметим, что формирование когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов в нашей модели очень тесно взаимосвязано, поскольку образовательный процесс представляет собой многоплановое взаимодействие. Это учебно-педагогическое взаимодействие учащихся и педагогов, детей между собой, где каждая из взаимодействующих сторон реализует свою субъективную активность.
В отдельный блок необходимо выделить педагогические условия формирования гражданской идентичности.
Педагогические условия способствуют формированию гражданской идентичности и представляют собой значимые обстоятельства, от которых зависит успешность данного процесса. Мы выделили как основные следующие условия:
взаимосвязь когнитивного, ценностного и деятельностного компонентов формирования гражданской идентичности;
использование проектной деятельности как основного средства формирования гражданской идентичности.
Модель характеризуется наличием заданной цели (формирование гражданской идентичности); последовательностью действий педагога и учащихся, направленных на достижение намеченных результатов; определенными педагогическими условиями; методами взаимодействия и формами организации учебного процесса. Отслеживание результатов проводится в 3 направлениях, что соответствует 3 компонентам гражданской идентичности (когнитивный, ценностный, деятельностный)
На основе данной модели мы разработали программу формирования гражданской идентичности учащихся. В программе отражены особенности совместной деятельности учителя с учащимися. (Таблица 3.2.1.)
Гражданская идентичность
Цель – формирование гражданской идентичности
Использование проектной деятельности
Сформированная гражданская идентичность
Структурные компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий.
Критерии сформированности гражданской идентичности