Создание условий для формирования высоконравственной и духовно богатой личности учащегося средствами русского языка и литературы
«Создание условий для формирования высоконравственной и духовно богатой личности учащегося средствами русского языка и литературы»
Емельянова Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Гуманитарные предметы в современной школе вносят особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Гуманизация образования создает предпосылки для формирования личностного начала в человеке: для того, чтобы стать личностью ребенок проходит три этапа в своем развитии:
МЫ – ОНИ - САМОСТЬ - становится - мыслить вместе
Я – ТЫ - СУБЪЕКТ - развивается - быть вместе
Я - ИНДИВИД - рождается - быть самим собой
Такое направленное развитие личности может произойти в процессе познавательной деятельности, поэтому на своих уроках русского языка и литературы я учу детей:
- быть самими собой;
- уметь работать в паре и группе;
- уметь отстаивать интересы своей группы перед другими группами.
Все это предъявляет следующие требования к моему уроку:
- он должен быть целостным;
- учащиеся при освоении нового знания должны прочувствовать его (пропустить через себя);
- я строю урок, исходя из психологического состояния каждого ребенка.
Конечным результатом такого процесса обучения будет социализация личности обучающегося. Практика показала, что общество постоянно нуждается в людях, умеющих логично, убедительно, аргументировано излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, своё видение мира. Роль гуманитарных предметов велика, она помогает достичь гармоничной системы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а это в свою очередь становится источником и условием развития социальной активности ребенка.
Для формирования личностного начала в ребенке требуется развитие его коммуникативных возможностей.
Задача № 1. Научить ребенка быть самим собой (индивидом).
Он неповторимый, единственный в этом мире. Он должен научиться существовать таким, какой он есть, то есть не быть закомплексованным, зажатым.
Важно правильно начать урок. Приветливая улыбка, доброжелательная интонация голоса, хорошее настроение учителя – все это основа для интересного и плодотворного дня. Я часто включаю в свои уроки сказки и притчи, они говорят нам о том, о чем и сказать-то нельзя, побуждают думать и рассуждать.
На своих уроках я учу ребят говорить, слушать, читать , но бывают моменты, когда уместно просто помолчать и задуматься о чем-либо.
Чтобы человек научился быть самим собой, ему необходимо иметь право выбора, идти к намеченной цели своим путем. В этом мне помогают разноуровневые задания. Ученик сам выбирает задание, свободно входит и выходит из него, находит свое решение.
Чтобы учение стало для ребенка смыслом жизни, надо чтобы его желания и цели обучения совпадали, то есть предлагаемая взрослыми деятельность воспринималась и переживалась ребенком как свободно выбранная.
Задача № 2. Научить детей работать в паре или группе, эта задача реализуется в умении видеть, слышать, чувствовать друг друга и решается при организации групповых форм обучения на уроке.
Именно здесь дети получают азы культуры общения, учатся слышать друг друга, не теряя точку зрения каждого и понимать. Именно в групповой работе дети открывают секрет человеческой речи, что слушать – это еще не значит слышать. Именно в этой форме работы дети постепенно начинают переходить от простого слушания к пониманию.
Но ведь понять друг друга – это не значит договориться. Умение договариваться, согласовывать свои действия, есть основа жизни человека. На этом этапе ребята учатся уважительному отношению друг к другу, также сотрудничеству.
Работая в группе, ученики ощущают значимость коллектива, что только вместе можно прийти к правильному решению.
Задача № 3. Научиться отстаивать интересы своей группы перед другими группами. Эта задача решается на втором этапе урока через освоение нового материала, через проблемное обучение и возможность выбора. Ребята начинают рассуждать, думать, доказывать, приобретая совместный опыт рассуждения и получая верное решение.
Ученику, выступающему от группы, предоставляется возможность защитить и обосновать её мнение или признать собственную ошибку, согласившись с другими группами.
Вместе с тем стараюсь учитывать и личностное развитие ребенка, которое проявляется:
- в умении мыслить;
- обосновывать свои выводы;
- чувствовать уверенность в своих силах и сопереживать;
- в навыках учебной деятельности.
Конечным результатом такого процесса обучения будет социализация личности обучающегося.