Программа воспитательной работы Формирование гармонически развитой личности
Программа
воспитательной работы
3 а класс 2015 – 2016 учебный год
Классный руководитель: Горюнова В.А.
Тема воспитательной работы класса:
«Способствовать формированию гармонически развитой личности».
Анализ работы классного руководителя.
за год 2015 – 2016 учебного года
На начало учебного года, с учетом особенности коллектива класса, мною были поставлена следующая воспитательная цель: воспитание и развитие свободной и жизнелюбивой талантливой духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Реализация поставленной цели осуществляется благодаря задачам:
-формирование интереса к процессу и содержанию учебной деятельности;
-создать условия для развития нравственных качеств личности;
-формировать коммуникативные навыки (создавать дружный коллектив детей и родителей);
-создавать условия для реализации творческого потенциала детей.
Реализация поставленных задач осуществлялась по направлениям: познавательное, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое и нравственное, трудовое и общественно-полезное и ученическое самоуправление; через систему классных часов, внеклассных мероприятий, олимпиад.
Познавательная деятельность (: «Рождественская тайна» (кл.час), «Интеллектуальный ринг» (игра), «Я и моя семья» (кл.час вместе с мамами и бабушками), «Знатоки ПДД» (викторина), «Экология – это..». «Наша малая Родина. Путешествие в мир знаний» (день знаний), «Женские профессии. Профессии сотрудников школы» (кл.час), «В царстве короля ПДД» (беседа), «Ребусы в картинках» (игровое занятие)
Спортивно-оздоровительная: «Внимание дети» (кл час и беседы), «Сон-лучшее лекарство» (беседа), «Советы Айболита» (беседа), «Вредные привычки и здоровье» (круглый стол), «Улица полна опасностей и неожиданностей»(беседа перед каникулами). «Здоровому – все здорово», Профилактика вирусных заболеваний, «Шалости и травмы», «Безопасное поведение на улице в период таяния снега».
Гражданско-патриотическое: «Наша Малая Родина» (кл.час), «Мы уже второклассники» (беседа), «Настроение в школе», «Моя первая оценка» (кл.час), «Это надо знать! День Неизвестного солдата. Герои Отечества» (беседа).
«Книга наш друг и помощник» (кл.час), «За что дразнят?» (кл.час), «Буду в армии служить» (кл.час), «Земля. Звёзды. Космос. День космонавтики» (кл.час), «Да здравствует победа!», «Этот праздник со слезами на глазах» (урок мужества).
Художественно–эстетическое: Правила поведения в школе и в общественных местах» (беседа в начале года) , «Перемена с увлечением» (беседа), «Безопасность - жизнь. Поведение в качестве заложника» (беседа), «Школьный этикет. Этикет на уроке» (кл.час), «Какому человеку можно доверять» (беседа), Конкурс рисунков «Скоро, скоро Новый год!», Конкурс поделок «Зимние узоры». Регулярно с детьми проводятся беседы на тему Безопасного поведения в школе, в транспорте, в каникулярное в время и т.д.
Беседы «Правила жизни честного человека» , «Как мы общаемся», «Безопасное лето»; классные часы «Воинская честь и слава», «Семейная летопись», «Учимся правильно жить и дружить», «Ура! Мы- третьеклассники!» (итоговое). Регулярно с детьми проводятся беседу на тему Безопасного поведения в школе, в транспорте, в каникулярное в время и т.д.
Трудовая и общественно – полезная деятельность: «Чистюля», «Дневник – лицо ученика», «Помоги птицам», акция «Помоги птицам», «Чистый класс».Работа с родителями велась через систему тематических родительских собраний: «Садимся за уроки», «Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения».
Учащиеся относятся друг к другу доброжелательно, стараются помогать своим одноклассникам, вместе учатся сотрудничеству и взаимоподержке. Иногда чувство соперничества приводит ребят к спорам. Вспыльчивые, любят доказывать свою точку зрения, необходима постоянная мотивация и контроль.
К концу года можно сказать, что цель воспитательной работы достигнута частично. Анализ проделанной работы показывает, что больше внимание надо уделять развитию и воспитанию духовно-нравственной личности.
Характеристика класса.
В классе обучается 30 учащихся: 16 девочек, 14 мальчиков. Дети поступили в школу с разным уровнем подготовки к усвоению школьной программы, что требует индивидуального подхода в решении учебных и воспитательных задач. В классе сложились достаточно доброжелательные отношения между учащимися, но есть дети, в поведении которых проявляется физическая агрессия по отношению к окружающим (проблема).
Учащиеся способны продуктивно работать как во фронтальном, так и в индивидуальном режиме. Хочется отметить способность учащихся принять задание учителя и самостоятельно выполнить. Не получается это выполнять лишь у некоторых учащихся. Общий уровень работоспособности класса средний. Учащиеся лучше усваивают математику. Любимыми предметами названы ИЗО, физическая культура, технология, математика. Процесс обучения строится на основе принципов развивающего обучения.
Дети получают дополнительное образование, как в школе, так и вне школы. Часть детей посещают музыкальную школу.
В коллективе дети открыты к общению. Основная масса учеников доброжелательны к окружающим, готовы помочь соседу по парте, товарищу. Конфликтное поведение не проявляют.
Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Родители позитивно настроены в отношении школы – помогают детям в учебе, контролируют их, отзываются на просьбы о помощи в уборке, ремонте школы, кабинета, подготовки праздников, проведении мероприятий. Родители поддерживают в детях учебную мотивацию, способствуют их личностному росту, развитию их умственных и физических качеств.
Воспитательные цели и задачи на новый учебный год.
Цель: воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;
Создать условия для развития нравственных качеств личности;
Формировать коммуникативные навыки (создавать дружный коллектив детей и родителей);
Создавать условия для реализации творческого потенциала детей;
Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии.
Личностные результаты:
сформированность культуры проявления гражданской позиции;
чувство гордости за свою Родину, народных героев.
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
уважительнее отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им;
основы эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
чистоплотность, аккуратность;
чувство ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
доброжелательность и эмоциональная отзывчивость;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
сформированность системы знаний, уважения и интереса к государственным символам России;
правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
приобщение учащихся к общественной работе.
развитие художественных способностей;
воспитание чувства любви к прекрасному.
создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Метапредметные результаты:
сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения;
чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
культура проявления гражданской позиции.
осознание каждым учеником того, что даже будни может труд сделать праздничными днями;
умение предлагать помощь и сотрудничество.
способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;
нравственное самосознание личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;потребность в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательное стремление к ведению здорового образа жизни; позитивное отношение к урокам физической культуры и занятиям спортом.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Профориентационная работа.
Особое внимание в этом учебном году хочется уделить профориентационной работе с учащимися и родителями. Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл. Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, накоторые люди покупают все, необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию. С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача классного руководителя состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.
Цели и задачи профориентационной работы в 3а классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.
Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.
Основные направления и мероприятия воспитательной работы во 3а классе.
Месяц сентябрь
Направления деятельности. Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Познавательная деятельность.
1. День знаний «Я- талант. Путешествие по океану Знаний». (кл. час)
1.09.2015 Кл.руководитель2.Гражданско-патриотическое воспитание. 1. Месячник «Экстремизму – нет!»
2. Участие в месячнике по ГО и ЧС.
в течение месяца Кл.руководитель3.Ученическое самоуправление 1. Организационный классный час: «Что такое поручение?» Выбор актива. Кл.руководитель4. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
1. Классный час «Правила поведения в школе и в общественных местах» ( по правилам культуры поведения учащихся: в школе, дома, на улице; в общественных местах, транспорте).
2.Классный час «Перемена с увлечением»
«Безопасность – жизнь» (беседа)
«Поведение в качестве заложника» (беседа) Кл.руководитель5. Спортивно – оздоровительная деятельность.
1.Мероприятия по формированию безопасного уровня жизни в рамках республиканской акции «Внимание дети» (классный час по правилам дорожного движения; беседы о правилах поведения на улице, в школе) в течение месяца Кл.руководитель6.Профориентационная работа Классный час - игровой тренинг «Путешествие в мир профессий» Кл. руководитель
подготовленные ученики.
7. Трудовая и общественно – полезная деятельность. 1. Акция «Чистая-школа» (сменная обувь)
в течение
месяца Кл. руководитель
8. Формирование культуры семейных отношений. Работа с родителями. 1.Общешкольное и классные собрания
Занятость детей – важное условие успешной учебы. по плану школы Кл.руководительОсновные направления и мероприятия воспитательной работы во 3 а классе.
Месяц октябрь
Направления деятельности. Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Познавательная деятельность.
1.Участие в «Литературном марафоне», по страницам произведений «летнего чтения» Кл.руководитель2.Гражданско-патриотическое воспитание. кл.час Что можно и чего нельзя ( в рамках декады правоведенья) Кл.руководитель3.Ученическое самоуправление Итоги выполнения обязанностей в классе, подведение итогов проводимых акций. Кл.руководитель4. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
Кл. час «Богатства, отданные людям»
Кл.час «Старость надо уважать» Кл.руководитель5. Спортивно – оздоровительная деятельность.
Беседа: «Мы – за здоровый образ жизни!» посвященные антинаркотическому месячнику Кл.руководитель6.Профориентационная работа. Беседа “Труд людей осенью”. Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода, цветовода. 7. Трудовая и общественно – полезная деятельность. Операция «Все как один макулатуру сдадим!» в течении месяца Кл.руководитель8. Формирование культуры семейных отношений.
Работа с родителями.
Индивидуальная работа с родителями Кл.руководительродит. комитет
Основные направления и мероприятия воспитательной работы во 3а классе.
Месяц ноябрь
Направления деятельности. Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Познавательная деятельность.
Беседа. «В царстве короля…». ПДД Кл.руководитель2.Гражданско-патриотическое воспитание. 1. Классные часы «Наша сила – в единстве»
Кл.руководитель3.Ученическое самоуправление отчет, распределение обязанностей
Кл.руководительактив класса
4. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
Беседа «Какому человеку можно доверять» Стенгазета.ко Дню Матери (25 ноябр.)
«Легко ли быть матерью?»
Кл.руководительактив класса
5. Спортивно – оздоровительная деятельность. Игра-соревнование команд «Необычное путешествие с доктором Айболитом» Кл.руководитель6.Профориентационная работа «Человек и работа» Кл. руководитель
Род. комитет
7. Трудовая и общественно – полезная деятельность. Начало акции «Помоги птицам зимой!»
в течении месяца Кл.руководитель8. Формирование культуры семейных отношений.
Работа с родителями.
операция «Тепло»-заклеивание окон.
род. собрание «Как воспитать настоящего человека» (о духовно - нравственном воспитании школьника). род. комитет
Кл.руководительОсновные направления и мероприятия воспитательной работы во 3а классе.
Месяц декабрь
Направления деятельности. Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Познавательная деятельность.
Интеллектуальный марафон «В мире занимательных наук» Кл.руководительученики
2.Гражданско-патриотическое воспитание. Классный час:«Я и общество. Как мы общаемся» Кл.руководитель3.Ученическое самоуправление отчет о проделанной работе
Кл.руководительактив класса
4. Деятельность в области художественного.
Конкурс рисунков «Самый смешной символ года»
Конкурс. Оригинальная ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза».
Праздничная встреча Нового года
Безопасные каникулы (повторение противопожарных правил. Пиротехника – опасность для вашей жизни»)Кл.руководительКл. руководитель
род. комитет
5. Спортивно – оздоровительная деятельность. Беседа по ПДД «Правила поведения в городе в зимнее время»(гололёд, водоём в зимнее время) Кл.руководитель6.Профориентационная работа Просмотр видеоролика «Будь осторожен с огнем». Беседа, о профессии пожарного 7.. Трудовая и общественно – полезная деятельность. Акция: «Помоги птицам» Кл.руководительродители
8. Формирование культуры семейных отношений. Работа с родителями. Собрание родительского комитета «Скоро праздник…» Кл.руководительОсновные направления и мероприятия воспитательной работы во 3а классе.
Месяц январь
Направления деятельности. Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Познавательная деятельность.
Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Кл.руководитель2.Гражданско-патриотическое воспитание. Кл.час. «Правила жизни честного человека"
Кл.руководительродители
3.Ученическое самоуправление отчет, распределение обязанностей
Кл.руководитель4. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
Беседа «Как мы общаемся»
Кл.руководитель5. Спортивно – оздоровительная деятельность. «Здоровому – все здорово». Беседа Кл.руководитель6.Профориентационная работа. «Профессии вокруг нас»
(встреча за «круглым» столом с родителями разных профессий, презентации с мест работы родителей)
Род. комитет
Кл руководитель
7. Трудовая и общественно – полезная деятельность. Акция «Помоги птицам» (продолжение) Операция «Чистота»(проверка внешнего вида, учебников и тетрадей) Кл.руководительродители
8. Формирование культуры семейных отношений. Работа с родителями.
Индивидуальная работа с родителями
Кл.руководительрод. комитет
Основные направления и мероприятия воспитательной работы во 3а классе.
Месяц февраль
Направления деятельности. Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Познавательная деятельность.
Классный час «Путешествие в мир занимательной грамматики»
Кл.руководительученики
2.Гражданско-патриотическое воспитание. Классный час «Есть такая профессия – Родину защищать» Кл.руководитель3.Ученическое самоуправление подведение итогов акции, распределение обязанностей
Кл.руководительактив класса
4. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
Беседа: «Валентинка – это…»
Я – мастер. Сделай своими руками подарки папам. Кл.руководитель5. Спортивно – оздоровительная деятельность. Здоровому – всё здорово!!! Профилактика вирусных заболеваний (беседа) Кл.руководитель6.Профориентационная работа. Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара. Кл. руководитель ученики
7. Трудовая и общественно – полезная деятельность. Акция: «Собери макулатуру» в течении месяца Кл.руководительродители
8. Формирование культуры семейных отношений.
Работа с родителями.
Род.собрание: «Как учить ребенка самостоятельности» Кл.руководительОсновные направления и мероприятия воспитательной работы во 3а классе.
Месяц март
Направления деятельности. Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Познавательная деятельность.
Интеллектуальный марафон «В мире дикой природы»
Кл.руководительученики
2.Гражданско-патриотическое воспитание. Кл.час «Их именами названы улицы нашего города»
Кл.руководитель3.Ученическое самоуправление Выпуск газеты, посвященный Международному Дню 8 марта Кл.руководитель4. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
Беседа «Безопасное поведение на улице в период таяния снега»
Кл.руководитель5. Спортивно – оздоровительная деятельность. Кл.час - «Правильное питание».
Кл.руководитель6.Профориентационная работа. Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (круглый стол) Кл. руководитель
род. комитет
7. Трудовая и общественно – полезная деятельность. Акция «Чистый класс» »(проверка внешнего вида, учебников и тетрадей) Кл.руководитель8. Формирование культуры семейных отношений.
Работа с родителями.
Индивидуальная работа с родителями
«Чем отличаются друг от друга наши дети? Стили обучения» Кл.руководительОсновные направления и мероприятия воспитательной работы во 3а классе.
Месяц апрель
Направления деятельности. Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Познавательная деятельность.
Викторина -игра «Знатоки ПДД». Кл.руководитель2.Гражданско-патриотическое воспитание. День Космонавтики Кл.час «Покорение космоса».
Кл.руководитель3.Ученическое самоуправление отчет, распределение обязанностей
Кл.руководитель4. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
«Можно и не ссориться» (дискуссия) Кл.руководитель5. Спортивно – оздоровительная деятельность. Кл. час 7 апреля – всемирный день здоровья. Кл.руководитель6.Профориентационная работа Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря Кл. руководитель
Школьный библиотекарь
7. Трудовая и общественно – полезная деятельность. Операция «Школьный двор»
Кл.руководительрод.комитет8. Формирование культуры семейных отношений.
Работа с родителями.
род. собрание «Секретный мир наших детей». Кл.руководительОсновные направления и мероприятия воспитательной работы в 3а классе.
Месяц май
Направления деятельности. Мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Познавательная деятельность.
Планируются экскурсия в музей.
Кл.руководитель2.Гражданско-патриотическое воспитание. «Никто не забыт, ничто не забыто» (месячник по патриотическому воспитанию, посвященный Дню Победы в ВОВ) Кл.руководитель3.Ученическое самоуправление подведение итогов о работе самоуправления в классе
Кл.руководитель4. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
Праздник «Дорога в четвертый класс!»
Операция «Безопасное лето»
Международный день семьи: «Моя семья – моё богатство»
Кл.руководитель5. Спортивно – оздоровительная деятельность. Беседа «Я один дома» (о правилах поведения на улице, в квартире, на дороге, возле водоёмаКл.руководитель6.Профориентационная работа. «Калейдоскоп профессий» итоговый кл.час7. Трудовая и общественно – полезная деятельность. Изготовление сувениров Участникам ВОВ Кл.руководительродители
8. Формирование культуры семейных отношений.
Работа с родителями. «Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы …» Кл.руководительрод. комитет