Программа работы со способными и талантливыми детьми «Хочу всё знать о своей стране» на 2015/ 2016 уч.год


бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
города Омска «Дом творчества «Мечта»
«Утверждаю»
Директор БОУ ДО г.Омска «ДТ «Мечта»
___________В.С. Кисельков
«_____»_ ____20___г.
Программа работы со способными и талантливыми детьми
«Хочу всё знать о своей стране»
на 2015/ 2016 уч.годСоставитель:
педагог дополнительного образования
Стафеева Людмила Анатольевна
Рассмотрено на методическом совете
БОУ ДОД Г. Омска «ДТ «Мечта»
«___» _______20__ г. Протокол № ___
________________________________
Председатель совета:
Омск,
2016 г.
Пояснительная записка
Сегодня очень актуально звучат слова В.П.Вахтерова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто, хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».
Выявление одаренных детей начинается уже в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа с одаренными  и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности студии по краеведению «1716».
Отличительные особенности одаренных детей:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно психологи выделяют  три категории одаренных детей: 
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
Принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
ЦЕЛИ:
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
ЗАДАЧИ:
-         развитие личности одаренных учащихся;
-      предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
-      развитие творческой самостоятельности;
-      развитие коммуникативных умений;
-      развитие рефлексивных умений.
-    удовлетворение потребности в новой информации (широкаяинформационно– коммуникативная адаптация);
-    помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, само презентация в отношениях).
-    проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
-   предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Ожидаемые результаты реализации программы «Хочу всё знать о своей стране»:
развитие широких познавательных интересов;
развитие целостной картины мира (понимания мира как единого взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей;
развитие творческого, критического и логического мышления;
развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
умение работать совместно;
развитие способности к самопознанию;
повышению качества образования и воспитания обучающихся.
Формы работы с одаренными учащимися:
индивидуальные занятия;
групповые занятия;
кружки по интересам;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
консультирование обучающихся;
участие в конкурсах и конференциях;
участие в олимпиадах.
Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространённых форм удовлетворения и развития исследовательской активности учащихся является выполнение обучающимися самостоятельных исследований, проектов, которые могут быть представлены ими на специальных конференциях разного уровня.
Содержание программы
№ Содержание работы Сроки Результат
Составление списков мотивированных учащихся Сентябрь Списки
Планирование работы Сентябрь План
Еженедельные  индивидуальные и групповые занятия в течение года Определение темы исследования или проекта октябрь Работа над исследованием, проектом в течение года проект
Участие в конкурсах творческих работ в течение года Участие в Международных, Всероссийских дистанционных  викторинах, конкурсах, олимпиадах в течение года Подготовка и участие в районных, городских всероссийских  олимпиадах. В течение года Подготовка и участие в конкурсах   детского   декоративно-    прикладного творчества. в течение года Создание портфолио учащихся в течение года Подведение итогов Май Анализ работы
Тематическое планирование занятий
№ Тема. Основное содержание Кол-во часов
1. Цели и задачи научного исследования или проекта обучающегося.
Сущность и виды научной работы: доклад, исследование, проект. 3
2 Выбор темы исследования или проекта. Широкие и узкие темы. Обоснование актуальности темы. 3
3 Определение объекта и предмета исследования, проекта. 3
6 Структура научно-исследовательской, проектной работы на примере «Дети блокадного Ленинграда» 3
7 Подбор и анализ источников информации по теме.
3
8 Обработка полученной информации. 4
9 Творческая деятельность при создании проекта 5
10  Защита мини-проекта 4
11 Работа над устранениями замечаний 4
12 Представление проектов 4
  Итого 36 часов
Диагностика качества реализации данной программы проходит в виде различных олимпиад, соревнований, конкурсов. Достижения каждого из учеников вносится в таблицу.
Достижения учащихся
№ Фамилия учащегося Группа Название конкурса, его статус и место проведения Результаты, занятое место
Список использованной литературы и интернет ресурсов
Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. - 2003. - №6. - с.27-32.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. - с. 29-33.
Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Приложение
Список Сайтов с международными, всероссийскими конкурсами,
в которых могу принять участие мотивированные обучающиеся:
Центр развития образования «Страна вопросов» http://strana-voprosov.ru/Центр дистанционного образования «Созвездие» http://cdosozvezdie.ru/Центр дополнительного образования «Снейл» http://nic-snail.ru/«Академия развития творчества» http://www.art-talant.org/