ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Известный педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры».[1 : 56] Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Природа – вечный источник детского разума. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом, учителю может помочь метод дидактических игр.
На сегодняшний день ФГОС НОО предполагает формирование у учащихся начальных классов метапредметных результатов: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. [2 : 9 ]
Для более качественного усвоения знаний о природе, у младших школьников большую помощь учителю оказывает использование дидактических игр на уроках окружающего мира.
Доктор педагогических наук, профессор П.И. Пидкасистый определяет дидактическую игру как активную учебную деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. [3 : 251]
Педагог Л.П. Крившенко определяет дидактическую игру как «коллективную, целенаправленную учебную деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш». [4 : 288]
Дидактическая игра - это средство познания мира, «дидактическая игра – мир практической деятельности ребенка, в ней удовлетворяются и физические, и духовные потребности, «в ней одновременно развиваются ум, сердце и воля» (К.Д. Ушинский ). Через дидактическую игру ребёнок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. Включение учителем дидактических игр в уроки окружающего мира, позволяет учащимся раскрыть и активизировать свои способности.[5 : 21] В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. [6 : 19]
Проанализировав методическую и психологическую литературу, нам удалось выявить особенности использования дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе:
в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных;
дидактические игры формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природы;
дидактические игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков;
за счет использования дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе у школьников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающей среде.
На основе анализа программы «Школа 2100», а именно «Тематического планирования и основных видов деятельности учащихся в 1 классе» , нам удалось выявить темы разделов: «Как мы понимаем друг друга», «Как мы узнаём, что перед нами», «Времена года», «Как ты узнаёшь мир», «Твоя семья и друзья», «Что нас окружает», «Живые обитатели планеты», в уроках которых учитель может использовать дидактическую игру.
Использование дидактических игр
к предмету «Окружающий мир» на уроках различных типов
Раздел - «Времена года»
Тема урока Тип урока Этап урока Дидактическая игра Дидактическая задача
«Осень — природа готовится к зиме». Открытие новых знаний Актуализация опорных знаний «Времена года».
Игровые действия: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующее изображение времени года «Осень». Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием. Закрепить знания о времени года «Осень».
Раздел – «Живые обитатели планеты»
«Растения и животные». Открытие новых знаний Актуализация опорных знаний. Закрепление полученных знаний. «Вставь недостающие части растения»
Работа с учащимися проводится в микрогруппах.
Учащимся раздаются карточки с изображением растения с недостающими
частями и отдельные части растения. Школьники располагают части на
соответствующее им место, затем рассказывают по одному о какой - либо
части растения. Закреплять знания названий частей растения; закреплять
знания о расположении частей растения.
Исходя из выше перечисленного, можно заключить, что усвоение знаний о природе происходит гораздо легче и продуктивнее, если в процессе уроков по предмету «Окружающий мир» использовать дидактические игры. При проведении дидактических игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает младших школьников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей жизни среди людей.
Библиографический список
Сухмолинский В.А. Сердце детям отдаю М. – 1985.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования М. - 2009.
Пидкасистый П.И. Педагогика. М.- 1998.
Крившенко Л.П. Педагогика. М.- 2004.
Букатов В.М. Потеха да и только? // Начальная школа плюс до и после - 2001- № 4 С - 19-21.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М. - 2004.