ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
КАК КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
К ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ
С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
НАВЫКАМИ ПИСЬМА
2013-2014
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский
Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика, - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экологические вредности, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм.
Учить ребенка с отклонениями в развитии правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.
У детей с отклонениями в развитии, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могли выполнять целенаправленные действия руками, испытывали затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечалось недостаточность мышечной силы.
Дети плохо ориентировались в пространстве и на плоскости. Большинство из них путались в различении правой и левой сторон тела. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывало у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.
Двигательные нарушения у детей обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.
По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.
Чем ярче выражен интеллектуальный дефект, тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.
Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.
Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь.
Неготовность детей к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.
Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми навыкам письма является пальчиковая гимнастика.
Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.
При проведения пальчиковой гимнастики я использовала следующие методы:
массаж рук;
упражнения с резиновыми мячами небольшого размера;
игры с пальчиками.
МАССАЖ РУК (простейший метод)
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.
Вначале дети выполняли упражнения молча, совместно с педагогом. Затем, по мере формирования правильного, четкого звукопроизношения, стимулировала проговаривание с педагогом доступных детям слов, как правило, тех, что завершают стихотворную строку. По мере своих возможностей ребята при выполнении упражнений произносили некоторые несложные тексты вместе с педагогом, а в конце первого года обучения некоторые уже могли это делать самостоятельно.
Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
Самомассаж проводился на уроках в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начинался и заканчивался он расслаблением кистей рук, поглаживанием:
самомассаж тыльной стороны кистей рук,
самомассаж ладоней,
самомассаж пальцев рук.
УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗИНОВЫМИ МЯЧАМИ НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА
Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с резиновыми мячами маленького размера, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение навыками письма.
Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения навыками письма.
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.
В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ
Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с нарушениями в развитии было продолжено "пальчиковыми играми", это вид упражнений, широко распространенный в логопедической практике.( М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).
Несложные статические позы кистей и пальцев рук, постепенно усложненные (каждое положение рук имеет свое игровое название), добавлены упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. "Игры с пальчиками" активно используются при подготовке руки к письму и при проведении физминуток, т.к. при письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Игры с пальчиками» дают им необходимый отдых.
Результат:
Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.
На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.
Необходимо помнить, что:
1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно;
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, чтения, труда и физкультуры.
На уроках математики и чтения фокус внимания следует перенести с разминки пальцев и ладоней на их массаж, т. е. здесь лучше выбирать упражнения на различные растирания и на статическое напряжение. Хотя, конечно, не стоит пренебрегать и остальными упражнениями.