Внеклассное занятие Все – мы разные, все – мы равные
«Все – мы разные, все – мы равные!»
Цель : Формировать толерантное отношения одноклассников между собой и с окружающими.
Задачи:
создать условия для осознания важности воспитания толерантности;
привлекать детей к участию в решении проблем и в определении способов их решений по мере того, как у них возникает чувство ответственности за свои действия и за происходящее;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
воспитывать чувство уважения друг к другу;
Ход мероприятия
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и цели занятия
Наше занятие предлагаю начать с просмотра видео ролика.
- Посмотрите фильм и попытайтесь догадаться, о чем мы будем говорить сегодня.
(Просмотр фильма.)
- Весело вам было или грустно? Над чем смеялись белые «чудики»?
- Чему учит мультфильм?
- О чем мы будем сегодня говорить?
- Сегодня мы будем говорить о дружбе, понимании, уважении и т.д.
И тема нашего занятия «Все – мы разные, все – мы равные!»
3. Вводная беседа
16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно.
Толерантность – обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. ( на доске: современный культурный человек, образованный, обладает чувством самоуважения, уважаемый окружающими = толерантность)
Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть толерантным?
Игра «Собери слово». Составление из букв слов (индивидуальная работа).
Уважать, помогать, прощать, поддерживать, дружить, понимать, беречь, любить, принимать, ценить.
Составление предложения с использованием полученного слова: «Быть толерантным – это…» ( составление цветка толерантности)
Вы можете назвать себя толерантным? Почему?
Мы разные, и это прекрасно! Чтение наизусть стихотворения
На огромной на планетеОчень разные есть дети:Тихие и шумные,Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,Молчуны и хохотушки.Кто-то ростом невелик,Кто-то слабый ученик.У одних - большие ушки,У других - кругом веснушки.Кто- то рыж, а кто-то бел,Кто-то в играх неумел.Ни над кем нельзя смеяться,Никого нельзя дразнить.Нужно очень постараться,Словно братьев всех любить.И тогда на белом светеТак чудесно будет жить!
Мы много лет уже вместе с вами, с одними с 1 класса, с другими встретились чуть позже. И сейчас мы проверим на сколько хорошо вы знаете друг друга.
«Учимся ценить индивидуальность» Оборудование: листы бумаги и ручки
Форма работы: коллективная.
Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.
Задание. Напишите о каких-то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как вы справитесь с заданием, мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием.
Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.. - А сейчас мы будем искать , чем мы похожи.
«Чем мы похожи» Форма работы: коллективная, в кругу.
Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Мы узнали чем мы отличаемся друг от друга, и чем похожи.
Давайте посмотрим инсценировку притчи «Перед вами две дороги, выбирайте»
- Чему учит нас эта притча?
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.
- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье.
Обсуждение притчи.
Вопросы к учащимся:
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Подойдите к столу и выберите основные черты толерантного человека.
Учащиеся класса читая описание основных черт толерантной и интолерантной личности должны самостоятельно выбрать слова к толерантной личности.( на столе таблички)
Толерантная личность Интолерантная личность
уважение мнения другихдоброжелательностьжелание что-либо делать вместепонимание и принятиечуткость, любознательностьснисходительностьдоверие, гуманизм непониманиеигнорированиеэгоизмнетерпимость пренебреженияраздражительностьравнодушиецинизмагрессивность
- Кто же такой толерантный человек?
- А какого человека называем с противоположными качествами?
( интолерантной)
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантныйТолерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
- Какой путь мы выберем?
«Пять добрых слов» Оборудование: листы бумаги, ручки.
Форма работы: в кругу.
Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Групповая работа
Обсуждение Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?
Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Сегодня мы говорили о толерантности личности.
-А наш класс можно назвать толерантным?
Посмотрите на это дерево! Оно одиноко и безжизненно.
Творческая работа «Дерево толерантности» (фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.)
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нём стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.
Посмотрите! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы не только в нашем классе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, но и в мире в целом. Вы наше будущее и многое зависит от того, какой путь вы выберите.
В заключение послушайте стихотворение «Доброта и толерантность спасут мир»
Доброта и толерантность спасут мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?Когда становится он добрым или злым?Быть может, он рождается таким?И существует ли добро в ХХ веке?Ведь говорят, что стали мы и злее, и черствей.Но я уверенна, что большинство людей.
В душе любовь и веру сохранили,Хотя войну и голод пережили.Добро и поныне в мире живёт,Нет, оно никогда не умрёт!Потому что всегда и во все времена Люди верили в силу добра!
Доброта – это мир, это истина, правда..Добрый должен быть каждый из нас,,Чтоб частичку её подарить когда-тоОбделённым в жизни хоть раз.Хоть разок сделать доброе людям,В них надежду и веру вселить,Что зло умирает со зрением,Но добро продолжат жить!Да, в мире много добрых людей,И они живут среди нас,И добротой бескорыстной своей
Помогает нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,А солнце - ясным!Пусть человек не будет злым,И станет мир прекрасным.Выйдите люди, из своих квартир!Слова мои хорошо слышны?“Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”И вы мне поверить должны!
Вывод:
- Какими должны быть люди?