Доклад по теме Межполушарная асимметрия головного мозга
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc408820498 \h 3ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА PAGEREF _Toc408820499 \h 41.1. Понятие межполушарной асимметрии PAGEREF _Toc408820500 \h 41.2. Функции левого полушария PAGEREF _Toc408820501 \h 41.3. Функции правого полушария PAGEREF _Toc408820502 \h 51.4. Контроль сложных психических процессов полушариями мозга PAGEREF _Toc408820503 \h 7ГЛАВА 2. УЧЁТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ PAGEREF _Toc408820504 \h 102.1. Профессиональная специализация полушарий головного мозга PAGEREF _Toc408820505 \h 102.2. Подход в обучении с учетом психофизиологии PAGEREF _Toc408820506 \h 11ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc408820507 \h 17СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc408820508 \h 19
ВВЕДЕНИЕПрирода создала уникальный орган человеческого тела - мозг, наделив его жизненно важными функциями. Но создав мозг человека как единый управляющий орган, при этом природа наделила его полушария неодинаковыми способностями и функциями.
Функциональная асимметрия полушарий позволяет совершенствовать те процессы, за которые ответственен мозг. Какими-то процессами управляет только одно полушарие, какими-то оба, и все это находится в особом сложном взаимодействии.
В работе рассматривается проблема: роль межполушарной асимметрии головного мозга на возможности обучения учащихся.
Данная проблема является актуальной в наши дни, поскольку ее решение позволит педагогам подобрать нужный подход в обучении учащихся для получения высоких результатов в образовательном процессе.
Цель данной работы: выяснить связь функциональной асимметрии и психических процессов в образовательном процессе.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие межполушарной асимметрии мозга.
2. Выявить функции левого и правого полушария мозга, определить их влияние на психические процессы.
3. Изучить особенности образовательного процесса для левополушарного и правополушарного типов учеников
Объектом исследования в данной работе является межполушарная асимметрия мозга.
Предметом исследования является взаимодействие двух полушарий мозга в образовательном процессе.
ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА1.1. Понятие межполушарной асимметрииМногие из нас рассматривают наш мозг как единую структуру. В действительности же он разделен на две половинки. Эти две части, два полушария плотно прилегают друг к другу и соединены каналами связи. В соответствии с общей симметрией человеческого тела каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого. Управление основными движениями и функциями равномерно распределено между двумя полушариями мозга. При этом правое полушарие контролирует левую сторону тела, а левое - правую сторону.
Еще два века назад большинство ученых верило в то, что мозг функционирует как единое целое. Вскоре начали уделять внимание тому, что определенные функции могут быть закреплены за отдельными частями мозга.
Несмотря на физическую симметрию мозга, функциональной симметрией он не обладает. Достаточно обратить внимание на то, что наши правая и левая руки функционируют неодинаково. В этом выражается функциональная асимметрия полушарий мозга.
Различия в способностях рук отражают лишь один аспект в функциональной асимметрии двух полушарий. К началу XXI века накоплено немало доказательств того, что по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. [2]
Итак, межполушарная асимметрия мозга - это характеристика распределения функций психических между полушариями левым и правым.
1.2. Функции левого полушарияРассмотрим подробнее функции обоих полушарий человеческого мозга. Левое полушарие специализируется на речи и абстрактном мышлении. Одна из сфер его специализации - обработка вербальной информации. Левое полушарие отвечает за наши языковые способности и контролирует речь. Оно обеспечивает теоретическое мышление, соответствие правилам, структуру речи, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов. Кроме того, оно отвечает за нашу способность к чтению и письму и формирует ту часть нашего словарного запаса, которая опирается на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты». Также оно запоминает факты, имена, даты и их написание.
Еще одна сфера деятельности левого полушария - это аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, детализирование. Именно оно анализирует все факты, производит оценку временных соотношений. Кроме того, оно распознает все цифры, математические символы и производит все вычисления. Так же вся информация, которая нуждается в последовательной, логической обработке, оказывается в ведении левого полушария. Оно отвечает за линейное мышление. Благодаря левому полушарию мы можем поэтапно обрабатывать информацию. Оно «работает», последовательно выстраивает цепочки, алгоритмы, оперирует с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент мышления.
Все перечисленные выше способности знакомы нам с детства, в процессе взросления мы продолжаем их развивать и совершенствовать. Итак, если у человека лучше других развита одна из этих способностей, то у него доминирует левое полушарие головного мозга.
1.3. Функции правого полушарияОбратимся теперь к функциям правого полушария. Правое полушарие обладает конкретным мышлением. В отличие от левого, сферой специализации правого полушария является обработка невербальной информации. То есть оно специализируется на обработке информации, которая выражена не в словах и цифрах, а в символах и образах. Но, несмотря на это, правое полушарие принимает участие в процессе речи. Оно отвечает за целостность смыслового содержания, обеспечивает образное мышление, улавливает эмоциональную окраску речи. Более того, оно принимает участие в формировании лексического запаса слов, образно отображающих предметный мир.
Воображение является сферой специализации правого полушария. Именно правое полушарие позволяет мечтать и фантазировать, сочинять. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие ответственно за восприятие неречевых звуков, за музыкальные способности. Пространственное мышление и способности к изобразительному искусству также подчинены правому полушарию мозга.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. Кроме того, оно способно обрабатывать много разнообразной информации и рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей ее многогранности и полноте многообразия.
То есть правое полушарие отвечает за функции, противоположные по своему значению тем, за которые отвечает левое. Но в жизни мы редко используем способности только одного полушария. Для нормальной жизнедеятельности, требуется слаженая работа обоих полушарий мозга. Ведь логика правого полушария без восприятия внешнего мира левого полушария окажется бесполезной.
Еще один аспект, в котором различаются функции полушарий - это цветоощущение. Полушария мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов. Правое обеспечивает словесное соотношение цветов при помощи простых названий базовых цветов. При этом присутствует точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов.
Таким образом, правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира. Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно-соотнесенных названий. При слабом развитии левого полушария в словарном запасе могут отсутствовать такие названия цветов, как вишневый, цвет морской волны, багровый.
1.4. Контроль сложных психических процессов полушариями мозгаЧто касается сложных психических процессов, то часть из них контролируется левым полушарием, а часть - правым, исходя из функций полушарий мозга, в зависимости от локализации соответствующих им центров в правом и левом полушарии. Например, «левое, доминантное у правшей полушарие, играет существенную роль не только в мозговой организации самих речевых процессов, но и в мозговой организации всех связанных с речью высших форм психической деятельности. Такими являются категориальное восприятие, активная речевая память и логическое мышление». [3] То есть левое восприятие участвует в процессе восприятия, памяти и мышления, в то время как правое полушарие в меньшей степени участвует в этих процессах. Правое полушарие также меньше участвует в реализации сложных интеллектуальных функций и обеспечении сложных форм двигательных актов.
В свою очередь, «правое полушарие имеет непосредственное отношение к анализу той информации, которую субъект получает от своего собственного тела и которая не связана с вербально-логическими кодами. К функциям правого полушария относится и общее восприятие своей личности». [3] В процессе восприятия правое полушарие так же принимает участие, а именно в пространственном восприятии. «Оно принимают существенное участие в обеспечении наиболее непосредственных форм восприятия, и прежде всего тех, в которых речевые связи играют минимальную роль». [3] Так, например, нарушения в функционировании правого полушария ведут к нарушению узнавания лиц.
В определении профиля асимметрии психических функций долгое время преобладал подход, связывающий доминантность только с рукостью. В настоящее время рассматривается профиль асимметрии - преобладание левой или правой частей в совместном функционировании парных органов. [1]
Несмотря на то, что за речевую функцию отвечает левое полушарие, это характерно не для всех жителей Земли. В середине XX века на конгрессе в Париже ученых поразило выступление китайского делегата. Он утверждал, что его больные с повреждениями левого полушария в районе речевых центров не теряли способности к письму и чтению. Такому явлению нужно было найти разумное объяснение. Оказывается, разница в последствиях повреждений одних и тех же участков мозга у европейцев и азиатов связана не с особенностями локализации их речевых центров, а с различиями систем письменной речи. В настоящее время на земле распространено два вида письменности: буквенное и иероглифическое письмо. Несмотря на то, что иероглифическое письмо далеко ушло от изображения реальных предметов, иероглифы все же являются рисунками. Отсюда следует, что их распознание должно входить в сферу деятельности правого полушария. Именно поэтому повреждения левого полушария не отразились на способности к письму и чтению. [6]
В последние годы исследованию межполушарной асимметрии мозга уделяется немалое внимание. В.А.Геодакян посвятил работу изучению проблемы «эволюционной асимметрии трехмерных организмов». В.П.Леутин и Е.И. Николаева, авторы статьи «Асимметрия мозга и адаптация человека», исследовали адаптацию людей с разными доминирующими полушариями к различным условиям. Ими были сделаны выводы о том, что «социальные стрессоры лучше переносят люди с правым доминирующим полушарием. А природные стрессоры лучше переносят люди с левым доминирующим полушарием». [5] Е.В.Фомина особое внимание уделяет исследованию данной проблемы применительно к экстремальным условиям.
Таким образом, изучение проблемы функциональной асимметрии полушарий мозга чрезвычайно важно в современном мире. Результаты исследований могут помочь скорректировать образовательный процесс с учетом особенностей психической организации людей. Это может повысить результативность в различных сферах деятельности. Кроме того, исследования в данной области могут использоваться в профессиональной ориентации. Это означает учет профиля функциональной асимметрии при выборе профессии и подготовке к ней. Идеальной была бы ситуация, в которой при анализе профиля асимметрии предлагается ряд рекомендуемых профессий, где можно достичь высоких результатов, сохранив психическое и соматическое здоровье, и ряд профессий несоответствующих индивидуальной организации человека, где высока вероятность возникновения заболеваний и низка вероятность достижения успеха.
ГЛАВА 2. УЧЁТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ2.1. Профессиональная специализация полушарий головного мозгаПрофессиональная специализация полушарий завершается у человека после рождения, и по мере взросления между аппаратами образного и абстрактного мышления устанавливается демаркационная линия. И тогда оказывается, что индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, какой из аппаратов приобретает ведущее значение. Правда, нельзя воспринимать асимметрию буквально. Каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов. Просто в общем решении содержится разный вклад полушарий. Это лишь исходные условия, которые необходимо выравнивать и формировать в процессе индивидуального развития.
Нет главного и второстепенного, “большого” и “малого” полушарий. У большинства людей доминирует смешанный тип, где правое и левое полушария тесно взаимодействуют. У людей с амбидекстерностью (универсальный) преобладает комбинированный индуктивно-дедуктивный способ изложения материала, дифференцированное запоминание, умение одновременно оперировать знаками, символами и художественными образами. Для таких людей характерна пластичность мышления возможность реализовать себя в любом виде деятельности. Полученная информация последовательно обрабатывается то одним, то другим полушарием. Люди с такими задатками могут развивать свои способности, как в области техники, так и в области гуманитарных наук. Имеют широкий диапазон возможностей и интересов.
Асимметричная организация мозга прослеживается на различных уровнях: от молекулярного до поведенческого. Полушария по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира. Левое отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Левое полушарие – база абстрактного мышления – ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. Правое полушарие – база образного мышления – охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии.
Мир еще недавно был предельно жесток по отношению к правополушарным людям. Им было трудно социализироваться. Для того, чтобы соответствовать нормам левополушарного общества, необходимо было затрачивать недюжинные запасы энергии, ломать себя. Правополушарные представители в нашем, приспособленном под левополушарных мире, испытывают массу неудобств. Например, правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество, чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их самооценку. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается среди неадаптировавшихся к жизни правополушарных людей. Именно поэтому изучение данной проблемы имеет большое значение для общества.
2.2. Подход в обучении с учетом психофизиологииВ процессе обучения ученики получают знания. Рассмотрим связь межполушарной асимметрии головного мозга при изучении предметов.
По математике, когда классу предоставляется выбор возможных ответов, правополушарные ученики склонные к догадкам, (имеют больше шансов). Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант. А доказательства может дать только “левый” мозг. Примеры этого имеются на всех образовательных уровнях. Младшие школьники проверяют вычитание сложением двух меньших чисел. Ученики старших классов могут проверять ответ, помещая его в уравнение. Интересно, что левополушарные ученики действительно любят проверки своих работ, в то время как половина правополушарных находят, что это не интересно, и их нужно заставлять это делать.
Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с их левополушарными товарищами. Напротив, алгебра требует логически последовательного мышления, что является преимуществом левого полушария.
Таким образом, левополушарные ученики способны к анализу, решению вневременных заданий, работе в одиночку, доказательству теорем, оперированию знаками на плоскости, способны решить задание в символах. Профилирующий раздел математики – алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение). Правополушарные ученики способны к синтезу, решению заданий на время, работе в группе, формулировке теорем, оперированию пространственными связями, способны решать задания в картинках, использовать схемы, таблицы. Профилирующий раздел математики – геометрия (пространственное мышление).
В процессе обучения чтению задействованы оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому. Визуальные правые и визуальные левые ученики читают по-разному. Левовизуалы оценивают и читают слова, “атакуя” их. Для этих учащихся идеален фонетический - дискретный подход, они обучаются от части к целому. Правовизуалы, напротив, обучаются от целого к части. Правополушарный метод чтения использует ключи контекста. Но основные методы учителей в обучении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарными.
В изучении русского языка левополушарные ученики способны к анализу рассказа, разбору слов и предложений по составу, обучению других, применению правил, понятийному понимание слов. Правополушарные ученики умеют писать сочинения, составлять из слов предложения, из предложений составить текст, находить взаимосвязи в тексте, способны к пересказу, чтению по ролям, инсценировке, творческим работам.
Во время изучения иностранных языков правополушарные ученики применяют рационально-логический способ изучения: освоение лексики посредством изучения слов, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части, проверка после урока – деятельность, требующая отсроченной реакции. Левополушарные ученики применяют интуитивный способ изучения: освоение словаря методом “островков”, образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры и работа с наглядностью фильмами и карточками – деятельность, требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов предложенных частей.
Естественные науки – особая категория дисциплин. Левополушарные ученики склонны к аналитической работе, логическим заданиям, выявлениям различий, выделению деталей, созданию категорий. Основные методы изучения материала – обобщение, многократное повторение, создание алгоритмов. Правополушарные ученики для изучения материала используют такие методы изучения, как мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов. Данные ученики склоны к творческим заданиям, выявлению сходств, сопоставлению фактов, выделению сути и важных моментов, использованию речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия.
В соревнованиях разного типа, будь то олимпиада, весёлые старты или выступление на сцене, для левополушарных учеников главным является индивидуальная борьба, в которой ученик рассчитывает только на свои силы. Для правополушарных учеников главным является командная борьба, в которой для этих учеников обостренное чувство честной борьбы, девиз которой “Один за всех и все за одного”.
Левополушарные ученики лучше получают информацию с правой стороны. Правополушарные ученики лучше получают информацию с левой стороны.
Таким образом, полученную информацию можно представить в виде таблицы
Таблица 1. Сравнение левополушарного и правополушарного учеников
Левополушарный ученик Правополушарный ученик
мышление логическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальное интуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое
особенности Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от общего к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги. Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги.
рабочая полусфера правая
тёмная доска – светлый мел левая
светлая доска – тёмный мел
условия, необходимые для успешной учебной деятельности • детали
• абстрактно-линейный стиль изложения информации
• тишина на уроке
• работа в одиночку
• многократное повторение
• задание на поиск ошибок
• задание в символах • контекст
• связь информации с реальностью, практика
• творческие задания
• эксперименты
• музыкальный фон, речевые и музыкальные ритмы
• работа в группах
• схемы, таблицы, карточки
• ролевые игры, инсценировка
методы проверки Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа). Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (собственный развернутый ответ).
профилирующий раздел математики алгебра геометрия
преобладающие типы наук естественнонаучные гуманитарные, филологические
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы была достигнута цель исследования. Было рассмотрено понятие межполушарной асимметрии человеческого мозга. Как и для всех парных органов в человеческом теле, для двух полушарий мозга так же характерна физическая симметрия, то есть две половинки имеют фактически одинаковое строение.
Мозг является центральным отделом нервной системы. Он координирует работу человеческого организма. Несмотря на то, что мозг представляет собой цельный орган, два полушария мозга, две его части имеют абсолютно разную, в некоторой степени даже противоположную специализацию.
При выполнении работы были проанализированы основные функции левого и правого полушарий головного мозга, их роль в психических процессах. Было выявлено, что левое полушарие обладает абстрактным мышлением, отвечает за речевые и вычислительные способности. Кроме того, оно ответственно за аналитическое мышление, логическую обработку информации, детализацию предметов. Левое полушарие работает с фактами, символами, знаками. Правое полушарие обладает конкретным образным мышлением. В его компетенцию входит обработка невербальной, символьной информации. Его основными функциями является воображение, образное и пространственное мышление. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом. Оно ответственно за творческие способности человека.
Полушария мозга также контролируют психические процессы, причем за часть из них отвечает левое полушарие, а за часть - правое. Например, левое полушарие контролирует активную речевую память и логическое мышление. Правое отвечает за образное мышление и воображение.
Данная область является перспективной для изучения. Ее практическое применение может быть полезным в сфере образования для лучшего подбора программ. Профессиональная ориентация может также стать сферой практического применения знаний об межполушарной асимметрии мозга.
Ученики с противоположными стилями обучения могут помочь друг другу. Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий. Изучение данной проблемы важно как для психологов, так и для педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСпециальная литература
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 2008.
Геодакян В.А. Эволюционные асимметрии трёхмерных организмов. // Асимметрия – 2007. - №1 – с. 65-70.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 2008. - 800 с.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Электронные ресурсы:
Попова Н.М. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/500220/
Леутин В. П., Николаева Е. И., Фомина Е. В. Асимметрия мозга и адаптация человека. [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/cerebralassimetry/konferencii/simpozium-funkcionalnaa-mezpolusarnaa-asimmetriaФункциональная межполушарная асимметрия. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.cerebral-asymmetry.narod.ru