Конспект урока по русскому языку Знаменательные и незнаменательные части речи. Роль частей речи в построении текста. Выразительные средства морфологии 
            Государственное бюджетное образовательное учреждение
                           СПО ЛНР «Ровеньковский горный колледж»
                                     Урок русского языка 
Знаменательные и незнаменательные части речи.
Роль частей речи в построении текста.
Выразительные средства морфологии
                                                                           Учитель Пирус Майя Ивановна
Ровеньки
2017
Знаменательные и незнаменательные части речи. Роль частей речи в построении  текста.
Выразительные средства морфологии.
Цель : показать учащимся роль знаменательных и незнаменательных частей речи  в построении текста, учить видеть « работу»  частей речи в тексте,определять выразительные средства морфологии,понимать образную природу слова ,развивать навыки анализа текста, воспитывать компетентную личность.
Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей.
Знать родной язык – это не просто  говорить и писать на нём. Знать родной язык-  это владеть всеми выразительными средствами, какими он располагает; это знать, как воздействовать силой слована людей.
Этому мы постоянно учимся у мастеров слова – у писателей.
Сегодня на уроке мы будем исследовать художественный текст,  наша задача- выяснить роль частей речи в тексте.
Запись темы.
       2.Актуализация опорных знаний.
Акродиктант1.Служебная часть речи, которая устанавливает подчинительную связь между словами в предложении(подчеркнуть 2-ю букву).
2. Служебная часть речи, которая служит для соединения однородных членов предложения или предложений(подчеркнуть 2-ю букву).
3.Второе название незнаменательных частей речи.(подчеркнуть 4-ю букву).
4.Что обозначает имя существительное(подчеркнуть 4-ю букву).
5.Неизменяемая часть речи(подчеркнуть 4-ю букву).
6. Служебная часть речи , которая вносит дополнительные смысловые оттенки, служит для образования форм слова(подчеркнуть 3-ю букву).
7.Часть речи, заменяющая имена(подчеркнуть 4-ю букву).
8.Что обозначает глагол?(подчеркнуть 6-ю букву)
9.На какой вопрос отвечает прилагательное?(подчеркнуть 4-ю букву)
                     (Рождество)
- Назовите полученное слово. Попробуем выяснить ,какое значение оно имело  для  русского человека  ХIХ – ХХ в. в.
ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ
*2-й слайд. Вифлеем.Храм Рождества Христова. Более двух тысяч лет назад в городВифлеем  , куда следовало явиться для переписи населения, приехал Иосиф с женой Марией , которая ждала ребёнка. Так как места в гостинице не оказалось, хозяин предложил Иосифу и Марии заночевать в пещере, где находились домашние животные. В эту ночь Мария родила сына, которому была уготована великая миссия - стать  Спасителем.Богомладенцу пришли поклониться пастухи и волхвы, принесшие  в дар золото, ладан, смирну. О появлении Христа возвестили ангелы, путь к нему указывала яркая звезда, появившаяся на небе.
На месте пещеры возведён храм Рождества, куда ежегодно приезжают тысячи паломников(выступление экскурсовода).
Мать и дитя – главные образы Рождества. Единственное изображение Богоматери с младенцем, на котором  она улыбается, находится в Вифлееме. Именно здесь она была счастлива.
2-й слайд.Если мы обратимся к иконописным изображениям Божьей Матери, мы увидим её строгий, скорбный лик. Грустной изображает её и  художник итальянского Возрождения Рафаэль. Почему печальны глаза матери? Она знает, что для спасения мира нужно пожертвовать самым дорогим – своим сыном                ( выступление экскурсовода).
Чтение стихотворения А.Фета «Ночь тиха».
- Какой показывает нам Фет Марию?(радостной, счастливой)-Какие слова передают это чувство?-К какой части речи относятся? Почему автор использует высокую лексику? (слайды 5-й,6-й)
7-й слайд. Назовите глаголы. В каком времени они употреблены ? Какова их роль? Какие два хора слышит автор? Какое художественное средство использует Фет, чтобы рассказать об этом?         Можно ли утверждать, что это событие объединяет небо и землю? 
Запись значения :        Рождество
                                                                    событие, объединившее небо и землю
                                      радость
Работа со словарём Даля. Лексическое  значение слова.
Грамматическое значение слова рождество(род, число, падеж, часть речи).
Работа с текстом Ивана Шмелёва( из книги «Лето Господне»)(9-й слайд)
10-й слайд. –Какие чувства вызывает у писателя это слово?  Какая часть речи называет их? Как относится автор к этому празднику?
Запись значения: Рождество
событие, объединяющее небо и землю                           радость
                                              благоговение(почитание)
-- Если Иван Шмелёв относится к празднику Рождества с благоговением, то у другого писателя русского зарубежья иной взгляд.
12-й,13-й слайды.—С какими образами ассоциируется Рождество у Набокова?(с морозными узорами на стёклах, мандаринами, запахом ели, именно на Рождество было принято  ставить ели в доме)
13-й слайд.—Какие части речи позволяют поэту нарисовать узоры на стёклах? 
Какое средство выразительности использует автор?
Синтаксический разбор.На стёкла пальмы и опалы мороз колдующий навёл.
-- Какова роль причастия колдующий ? (указывает на действие и деятеля, способствует выразительности ) – Почему морозные узоры напоминают автору пальмы и опалы?(Иисус родился в жаркой стране, где растут пальмы…)
Запись значения : Рождество
                                                                            радостное  событие
зимний праздник            благоговение        событие, объединяющее небо и землю
14-й слайд
Солнце Рождества.—Какую картину изображает автор? – Каким чувством проникнут текст? – С помощью каких частей речи художник живописует утро Рождества?
Самостоятельная работа.
Задание для 1 группы
Выписать глаголы цвета со словами, которые к ним относятся(гл.+ сущ.)
В каком времени употреблены глаголы?
Задание для 2 группы
Выписать глаголы звучания и действия солнца со словами, которые к ним относятся(гл.+сущ.). Определите время глаголов.
Задание для 3 группы
Выписать цветовые прилагательные со словами, которые к ним относятся(прил.+сущ.).Определите разряд имён прилагательных.
Задание для 4 группы
Выписать именаприлагательные, которые не обозначают цвет, со словами, которые к ним относятся(прил.+сущ.) .Определить разряд имён прилагательных(качественные или относительные).
Презентация и проверка самостоятельной работы (с помощью слайдов 16,18)
*19-й слайд. – Какие тропы создают образ утра?(выполнение тестового задания)
(составление схемы)
                                               Рождество                               событие, объединяющее небо 
                                                                                                     и землю
знаменательное                                                                                    встревожившее вселенную 
событие                                  зимний праздник, накануне  Нового года
                                  радостное и яркое   
                         священное, вызывающее благоговение               
Итог. – Назовите выразительные  средства морфологии.
        *глаголы одного вида и времени
       *повтор одной и той же части речи
        *прилагательные – определения
        *глаголы звучания и света
        *преимущественное употребление в тексте одной и той же части речи
Д.з.: сочинение на лингвистическую тему «Роль глаголов и прилагательных в  художественном тексте», этюд «Морозные узоры Рождества», образ Рождества в  искусстве(на выбор).