Познание мира, Тема: Разнообразие животных


Тема: Разнообразие мира животных.
Задача: показать разнообразие мира животных
Цели: дать учащимся четкое представление о деление животных на группы, расширить представления о каждой группе животных, взаимосвязях в природе;

развивать память, речь, умение выделить главное.
воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным; развивать внимание, наблюдательность.
Ход урока:
1 Орг момент.

Приветствие на казахском языке.

Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!



Прижмитесь друг другу ладошками.
Что вы почувствовали? ( тепло, радость, любовь)
Я надеюсь, урок у нас пройдёт в атмосфере дружбы, добра и теплоты.

Сообщение темы урока.

Эпиграф: « Ясность – главное достоинство речи»
Аристотель.

Проверка домашнего задания.
«Мир растений».

1 Работа по карточкам.
Перечисли органы растений.

2 Составь кластер по теме « Плоды»

3 Пересказ . Размножение растений.

4Составь схему « Размножение растений»

5 Карточки. ( разноуравневые.)
II. Знакомство с темой урока.
Постановка темы и целей урока. «Разнообразие мира животных.» Как вы понимаете это слово (разнообразие)? Мир животных разнообразен и велик. Животные делятся на группы: а) млекопитающие б) птицы в) рыбы г) земноводные д) пресмыкающиеся е) насекомые На парте таблица, по мере моего рассказа мы её будем заполнять. ( работа в парах)


Насекомые
Муравей, муха, пчела

земноводные
Лягушка, черви, саламандры

рыбы
Карась, щука, лещ

пресмыкающиеся
Черепаха, змеи, крокодилы, ящерицы

птицы
Воробей, орёл, ворона, курица

млекопитающие
Кошка, медведь, заяц, овца.




Млекопитающие.
- Что означает слово млекопитающие? Это молоко. Это те животные, которые своих детёнышей вскармливают молоком. Наиболее развитый класс. Существует два свойства, отличающих млекопитающих от других животных. Только у них есть настоящий волос, который называется мехом или шерстью. - Назовите животных относящихся к этой группе. В свою очередь млекопитающие делится на 3 группы:
Травоядные (у многих травоядных есть копыта - это олени, сайгаки, архары). Все они теплокровные, имеют четырехкамерное сердце и диафрагму. Хотя подавляющее большинство млекопитающих живет на суше, некоторые из них, например, киты и дельфины живут в воде. Многие из них живут в норах, например, кроты, многие грызуны. Обезьяна и белка живут и обитают на деревьях. Единственными млекопитающими, который летает - летучая мышь.
Хищники. А вот рысь и волк - хищники. Они не щипают траву и не грызут кору. Рысь - волк охотятся на других животных. Медведь, например, тоже хищник, но с удовольствием поедает рыбу, лакомится ягодами земляники, ежевики, медом. А кроме того животные бывают (... домашние и дикие)

Игра « Кто быстрее» ( выбрать картинки)
1 дикие 2 домашние.
Вывод: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили»
Экзюпери.

Пословица . Скажи полностью пословицу.
Овца – портит
« Паршивая овца всё стадо портит»
Насекомые.
Следующую группу вы угадаете, если отгадаете загадки.
Сок из цветов она берет И в сотах копит сладкий мёд.
(пчела)
Насекомые - самая многочисленная группа животных. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Запомни! Слово «насекомые» происходит от слова насечка, насекать. Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено. Ни один класс животных не может даже приблизиться по количеству видов к насекомым. Если попытаться оценивать абсолютное количество насекомых, живущих на земле, то цифра получится столь огромной (500 до 2000) Насекомых объединяют две вещи: их тело разделено на три части и у них обычно шесть ножек, хотя есть и исключения. Насекомые различают цвета, форму предмета, но лучше видят движущие предметы, чем неподвижные. У насекомых доказано существование слуха, у них хорошо развиты органы обоняния и вкуса.

Сказка. « Спор животных»
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекцию переносят, а осы грабят пчёл, мой воруют мёд. Давайте оставим только пчёл и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то мы погибнем. Это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные
-Что решили животные?
Вывод: насекомые все нужны.

Загадки о насекомых.
Осенью в щель заберется,
А весной проснётся
(муха) Над цветком порхает, Пляшет, веером узорным машет
(бабочка) В лесу у пня суетня, беготня Народ рабочий весь день хлопочет
(муравей) Голубой аэропланчик Сел на желтый одуванчик
(стрекоза) Нос долог, голос тонок Кто его убьет, тот свою кровь прольёт,
(комар)
Физминутка. Каз яз
Поднимаем плечики
Прыгают кузнечики
1,2 семи
Травку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко
Птицы
Звучат голоса птиц.
Загадка.
Кто отправляется в полёт
В клюве веточку несёт?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадайте? Это . Птица.
Птицы – это удивительные существа. Тело их покрыто перьями. Птицы бывают: зимующими, перелётными, певчими, редкими, дикими, домашними.
По какому признаку разделены птицы? (ласточка и воробей).
Перелетные и оседлые.
Игра Зимующие- ложимся на парту, перелётные - машем руками.

Зимующие
Перелётные

воробей
скворец

синица
аист

снегирь
журавль

ворона
Грач.

И всё-таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно маленьким птенцам. Из десяти, может быть одна - две доживет до весны.
Пятистишие
Целый день летает птичка, ищет зёрнышко пшенички.
Сделать кормушки.
Вопрос - ответ
1 Назови санитара леса.
2 Какая птица изображена на флаге РК?
3 Какая птица подкладывает свои яйца другим птицам?
4 Птичка с красной грудкой? Снегирь.
Птицы могут предсказывать погоду. ( ученики)
Снегирь под окном чирикает – к теплу.
Сова кричит – к похолоданию.
Соловей поёт всю ночь – к теплу.
Ласточки низко летают – к дождю.



Рыбы. Следующая группа
1 Загадка.
Под мостиком
Виляет хвостиком.
2 Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все дышат при помощи жабр. Тело покрыто чешуёй.. В воде тоже содержится кислород, они через жабры попадают в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека. Кровь у рыб холодная, но и нервная система такая же, как у других животных, они тоже чувствительные к боли. Их осязание очень острое, а вкус они воспринимают всей своей кожей. Существует более 20 тысяч рыб.
3 Какие рыбы водятся в наших водоёмах и реке?
4 Наблюдая за рыбами, человек изобрёл корабль, лодку, подводную лодку.
Сравни действия животных с деятельностью человека. Найди пары рисунков и соедини их.
Рисунок.
Земноводные - Что означает слово земноводные? Давайте прочитаем с вами текст. Другое название земноводных, (амфибий) происходит от греческого слова, означающего, живущие двойной жизнью. Большинство земноводных начальную жизнь проводят в воде, а затем переселяются на сушу. Существуют 3 группы: лягушки, саламандры и червяки. Чтение текста. Насчитывается более 1040 видов земноводных. Все они не достигают метровой длины, за исключением гигантской саламандры, живущей в Японии, которая может достичь до 1,5 м. Большинство земноводных не отличается не силой, ни скоростью передвижения, хотя лягушки могут двигаться довольно быстро. Защитой большинству из них служит склонность к уединению и незаметная окраска. Кроме того, практически все земноводные способны вырабатывать ядовитые вещества кожными железами, и это служит им наилучшей защитой от недругов.

Игра « Превращение»
Ловить зверюшку , показать в действии.
(Лягушку, бабочку, кошку, муху, курицу)
Пресмыкающиеся. Группа - пресмыкающиеся. Подразделяется на 4 основные группы: черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи.
Игра « Пофантозируем»
Кто это? ( змея). Куда ползёт? ( в гнездо). Когда? ( днём) . Зачем? ( накормить детёнышей, проверить яйца) Где это происходит? ( в лесу).

Работа по учебнику.
1 Работа с текстом.
Читает учитель.
Часть ученик.
Часть самостоятельно.
2 Соедини стрелками животное и его жилище. ( слайд)
Назови домашних животных. Кто за ними ухаживает?
Игра « Крестики - нолики» ( слайд)
Учащиеся на лист бумаги отвечают на вопрос, ставя + , если ответ положительный, 0 - если ответ отрицательный.
1Насекомые прячутся к зиме +
2 Птицы предсказывать погоду +
3 Рыбы живут на суше 0
4 Корова хищница 0
5 У насекомых есть насечки +
6 Голубь доставляет почту +
Страус самая маленькая птица 0
Ласточка помогла Дюймовочке, а Дюймовочка не помогла еласточке. 0
Проверяем.


Что необходимо животным для жизни? С 83.
Творческая работа. ( на листах)
Выбираем . Свет, воздух, тепло, растения, пища, вода. Составляем картину.
Какого слова нужно написать, чтобы получился призыв. (Береги!)
Волшебный сундучок ( кузнечик, змея, зебра, лошадь)
Назови к какой группе они относятся.
Установи связь.

Насекомые человек
Млекопитающие рыбы
Птицы растения.
Человек - самое разумное существо, он должен заботиться о животных.
Как объединяются группы животных вместе в большой круг, так и мы должны объединиться в круг и жить дружно, и счастливо.
Вопрос. Нужны ли нам животные?
Кто за ? Поднимите руки.
Поблагодарим наших гостей . Спасибо за внимание. На каз яз.
Итог: Что нового вы узнали?
Д/з с81-83. пересказ
Составить кроссворд по теме.
Сказку о животных.



















































15