Тема урока: Семейный бюджет

Учитель начальных классов
Сальникова Л.К.
Тема: Семейный бюджет
Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет».
Задачи:
1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете.
2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
3) Научить детей бережно относиться к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.
Ход урока:
1. Организационный момент. Прозвенел звонок весёлый Мы урок начать готовы! Будем думать, рассуждать, И друг другу помогать.
2. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет».
Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.
И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: - Бюджет – в переводе с английского языка денежная сумка.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
4. Фронтальная работа.
Учитель: – Важно ли планировать бюджет семьи?
Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.
При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.
Учитель: – А есть ли бюджет у нашего государства?
Дети: – Есть.
Учитель: – Кто его планирует?
Дети: – Правительство.
Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.
Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
Дети. Несколько человек поднимают руку.
Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
5. Ролевая игра «Источники доходов семьи».
На доске карточки прикреплены магнитами.
Учитель распределяет роли и раздает реквизит:
Бабушке – платок, очки.
Папе - галстук.
Маме – фартук, куклу.
Старшему брату – студенческий билет.
Задание.
Учитель: - Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).
Задание классу.
- А вы должны проверить правильность выбора.
Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.
Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.
(Дети читают хором источники доходов).
Учитель – Бабушка Дети – Пенсия.
Учитель – Папа. Дети – Зарплата.
Учитель – Старший брат. Дети – Стипендия.
Учитель – Мама с маленькой дочкой. Дети – Пособие.
Учитель – Молодцы!
6. Коллективная работа.
Учитель: - А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.
Нужно их распределить в два столбика: Доходы,  Расходы.
Пока звучит музыка, вы выполняете задание.
Проверка. На доске (за шторкой) правильно выполненное задание.
Доходы
Расходы

Зарплата
Квартплата

Пенсия
Транспортные услуги

Стипендия
Продукты

Пособие
 

7. Физкультурная минутка для глаз.
8. Закрепление.
Учитель: - Посмотрите на доску. Нужно закончить предложения:
1) Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше.
2) Расходы не должны превышать.
3) По доходам и.
Проверка. Дети читают вслух предложения. Учитель оценивает ответы.
Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.
Учитель:
Что значит экономить?
Чем отличается экономный человек, от жадного?
На чём бы вы экономили?
Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.
Учитель: – А на чём нельзя экономить?
Дети: – На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.
10. Самостоятельная работа. Расчёт семейного бюджета (работа с рабочим листом)
11.  Рефлексия.
На доске основные понятия «Семейный бюджет», «Доходы», «Расходы».
Учитель: – С каким новым понятием вы познакомились на уроке?
Дети: – Семейный бюджет.
Учитель: – Что входит в это понятие?
Дети: - Доходы и расходы.
Учитель:
 – Что такое доходы?
 – Что такое расходы?
 – Молодцы! Оценки за урок.

























Практическая работа.

Тема: Расчёт семейного бюджета.

Цель: выявить потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет, значение семейного бюджета.

1)Вставь пропущенные слова:
Семейный бюджет - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доходы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расходы (обязательные)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(необязательные)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экономия семейного бюджета_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Нарисуй, как, по-твоему, выглядит семейный бюджет.












3) Сделай вывод о значении семейного бюджета.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________