Рабочая программа по географии 9 класс Дронов В.П.
Содержание рабочей программы:
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Содержание курса
4. Календарно - тематическое планирование
5. Планируемый результат обучения
6. Учебно-методический комплекс по курсу
7. ЦОРы8. Контрольно-измерительные материалы
1.Паспорт программы
Тип программы: программа основного (общего) образования
Статус программы: рабочая программа
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Светловская СОШ 9 класс.
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 68 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: «0» срез, текущий контроль, итоговый тест
Итоговый документ: перевод в следующий класс
2.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для преподавания географии в 9 классе основной школы.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (сайт МОиН РФ, 2005) и Программы для общеобразовательных учреждений. Географии 511 классы. М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса в соответствии с учебным планом.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Преподавание учебного предмета «География» в 2014 - 2015 учебном году осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (Зарегистрировано в Минюсте России ).
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739). О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).Региональный уровень
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Геогрфия» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» (Министерство образования и науки Челябинской области)
Школьный уровень
1.Учебный план МБОУ Светловская СОШ на 2014-2015 учебный год.
2. Локальный акт школы «Положение о рабочей программе педагога» (Протокол №7 от 27 июня 2013г)
Общая характеристика курса
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000). Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68часов, 2 часа в неделю.
3. Содержание курса
Раздел 5. Хозяйство России (продолжение) – 17 уроков
Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. России., Первичный сектор экономики Природно-ресурсный потенциал. География и группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 21 час)Вторичный сектор экономики. Его состав , особенности входящих в него отраслей. Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития
отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения
по территории России, основные районы и крупные центры.Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций.
Раздел 6. География крупных регионов России - 43 урока
Районирование России
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования. Виды районирования( физико -географическое,экономическое,историко-географическое,природнохозяйственное,экологическое
Западный макрорегион – Европейская Россия Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Население.
География Челябинской области-10 уроков
5. Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс
№ Раздел, тема урока Оборудование Планируемые результаты обучения Д/з Региональный компонент Дата
план факт
Раздел 5. Хозяйство России (продолжение) – 17 уроков
1 Введение.
Топливно-энергетический комплекс: роль, значение, проблемы. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать состав вторичного сектора экономики
Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные 1 2 Топливная промышленность. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов. 2
к/к 3 Электроэнергетика. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторПриводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС) 3, к/к 4 Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторПриводить примеры конструкционных материалов. 4 5 Металлургический комплекс. Факторы размещения металлургии.
. Черная металлургия Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторПоказывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз. 5
к/к 6 Цветная металлургия. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторПоказывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы. 6, к/к 7 Химическая промышленность, ее состав и отличительные особенности. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать специфику ХП, важнейшие центры. Приводить примеры по сохранению природы. 7
к/к 8 География химической промышленности. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторАнализировать экономическую карту, показывать основные химические базы и главные центры. Составлять характеристи-ку баз, используя различные источники географической информации. 8 9 Лесная промышленность. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторОбъяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы. 9, к/к 10 Машиностроение. Его роль, значение и проблемы развития. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторОбъяснять роль МШ в современной экономике страны. 10
11 География машиностроения. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторПоказывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого МШ и объяснять факторы их размещения. 11
к/к 12 Пищевая промышленность.
Легкая промышленность. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать специфику отраслей ЛгП и ПП, географию размещения основных отраслей и центров. 12
13 Состав и значение третичного сектора экономики Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторПриводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития. 13 14 Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие Ж/Д магистрали и узлы. 14, к/к 15 Другие виды транспорта. Связь. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути, транспортные пути. 15 16 Сфера обслуживания. Наука.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторОбъяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики РФ развития рекреационного хоз-ва. 16
17 17 Контрольная работа по теме «Хозяйство России» Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторРаздел 6. География крупных регионов России - 43 урока
18 Экономическое районирование России. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторОбъяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов. 18 19 Общая характеристика Европейской России.
Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторДавать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. 19
20 Европейский Север. Факторы формирования района.
Природа Европейского Севера. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторДавать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства. 20, к/к
21 21 Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторСравнивать характеристики двух частей района. 22, к/к 22 Хозяйство Европейского Севера. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторАнализировать физическую карту, показывать главные объекты. 23 23 Северо-Западный район. Факторы формирования района. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторПриводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность. 24, к/к 24 Природа Северо-Запада. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор25, к/к 25 Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.
Хозяйство Северо-Запада. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторДавать оценку географического положения района для формирования и развития. 26, к/к
27 26 Географические особенности С.-Петербурга и других городов Северо-Запада. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторОбъяснять специфику природы района. 28 27 Центральная Россия. Факторы формирования района. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторРоль городов в размещении населения и формирования культуры. 29, к/к 28 Природа Центральной России. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторПриводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на экономической карте. 30, к/к 29 Население и хозяйственное освоение Центральной России. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторСоставлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. 31, к/к 30 Московская столичная агломерация.
Хозяйство Центральной России. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторАнализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. 32
33 31 Европейский Юг. Факторы формирования района.
Природа Европейского Юга. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторПриводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы. 34,
35, к/к 32 Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор36, к/к 33 Хозяйство Европейского Юга. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторСравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга. 37, к/к 34 Поволжье. Факторы формирования района.
Природа Поволжья. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторСоставлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления. 38,
39, к/к 35 Население и хозяйственное освоение Поволжья. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторОбъяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль ЕЮ в геополитических интересах России. Устанавливать связи между отдельными компонентами природы. Выявлять условия для рекреационного хозяйства на СК, пользоваться различными источниками информации. 40, к/к 36 Хозяйство Поволжья. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторОбъяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов. 41, к/к 37 Урал. Факторы формирования района. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторОбъяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины. 42, к/к 38 Природа Урала. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района. 43, к/к 39 Население и хозяйственное освоение Урала. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: историю заселения района, особенности размещения населения. 44, к/к 40 Хозяйство Урала. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторУметь: показывать по карте крупные города. 45, к/к 41 Практическая работа Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь: определять по картам основные с/х районы и сравнивать их. 42 Контрольная работа по теме: «Европейская часть России» Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: определять ГП района. 43 Азиатская Россия. Общая характеристика. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: специфику природы Урала. Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала. 46, к/к 44 Западная Сибирь. Факторы формирования района. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь: объяснять этническую пестроту и проблемы населения. 47, к/к 45 Природа Западной Сибири. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: географию важнейших отраслей хозяйства. Уметь: объяснять проблемы развития хозяйства региона. 48, к/к 46 Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор49, к/к 47 Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроектор50, к/к 48 Природа Севера Восточной Сибири. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России. 51 49 Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: состав района, факторы формирования района. 52, к/к 50 Хозяйство Севера Восточной Сибири. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторУметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири. 53, к/к 51 Кузнецко-Алтайский подрайон.
Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: своеобразие природы западной Сибири. 54 52 Дальний Восток. Факторы формирования района. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторУметь: показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири. 55, к/к 53 Природа Дальнего Востока. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города. 56
57 54 Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: отрасли специализации района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем 58, к/к 55 Хозяйство Дальнего Востока. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем. 59, к/к 56 Россия в мировой экономике.
Россия и Ближнее зарубежье. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с к/к. 60, к/к 57 Практическая работа Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Уметь: определять по картам особенности размещения населения. 61, к/к 58 Контрольная работа по теме: «Азиатская часть России» Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторЗнать: специфику размещения отраслей хозяйства района.
конспект География Челябинской области – 10уроков
59 ТЭК. Машиностроительный комплекс Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторТестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. 60 Металлургический и строительный комплекс. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторТестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. 61 Химико-лесной комплекс. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторТестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. 62 Агропромышленный комплекс Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторТестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. 63 Пищевая и лёгкая промышленность Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторТестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. 64-65 Транспортный комплекс Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторТестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. 66-68 Рекреационный комплекс. Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторТестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
69-70 Контрольная работа Учебник, рабочая тетрадь,атлас,ПК, мультипроекторТестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
5. Планируемый результат обучения
Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации;
пограничные государств;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России:
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
страны;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
как составляют прогноз погоды;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.Оценивать и прогнозировать:
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности
6. Учебно-методический комплекс по курсу
Программа Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.
Основная литература Базовый учебник Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
Методическое пособие для ученика Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
7.ЦОРы
MULTIMEDIA - поддержка курса «Социально-Экономическая география»
Лабораторный практикум. География6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,
2004
Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://geo . 1 september.ru/ - газета «География» - приложение к «1 сентября» www.geo.nature.ru- научные новости география www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные
материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»