Рабочая программа по географии 9 класс В. П. Дронов
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 9 классе разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
•Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897).
•Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на 2014-2015 учебный год;
•Устав МАОУ Армизонской средней общеобразовательной школы
•Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Армизонской средней общеобразовательной школы
•Учебный план МАОУ Армизонской средней общеобразовательной школы на 2014-2015 учебный год.
•Примерной программы основного общего образования по географии, 2010
•Авторской программы основного общего образования по географии . 5—9 классы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2012 г.
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
Учебник «География России. Население и хозяйство» 9 класс В.П. Дронов. В.Я. Ром. М.: Дрофа, 2013
Примерная программа по географии для основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно – общественного научного знания.
Вклад географии в достижение целей основного общего образования
В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно – ориентационной, эстетической, технико – технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.
Цели изучения курса
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:
изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
изучение природно-ресурсного потенциала России;
анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
изучение отраслевой структуры экономики России;
знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями;
анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.
Общая характеристика учебного предмета «География. Население и хозяйство»
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков «География Земли» (5,6,7 классы) и «География России» (8,9 классы), в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияние природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий на ряду с содержательно – обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Описание места учебного предмета «География. Население и хозяйство» в учебном плане МАОУ Армизонская СОШ
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и учебного плана МАОУ Армизонская средняя общеобразовательная школа для обязательного изучения географии на этапе основного общего образования отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю, но фактически будет проведено 64 часов, так как 4 урока в расписании выпадают на праздничные дни.
Содержание учебного предмета «География. Население и хозяйство»
Введение. (1 час)
Задачи и содержание курса «Население и хозяйство России»
Раздел 1. Геополитическое положение России (4 часа)
Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение и границы России.ЭГП и ПГП России. Государственная территория России.
Практическая работа №1. «Географическое положение и границы России»
Зачет №1 «Субъекты Р. Ф.»
Раздел 2. Население России (6 часов)
Население РФ. Исторические особенности заселения и освоения территории.Численность и естественный прирост населения РФ. Национальный состав населения России.Городское и сельское население. Миграции населения. Рынок труда, занятость населения.
Зачет №2 «Население России»
Раздел 3. Географические особенности экономики Российской Федерации (24 часа)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России (4 часа)
Особенности и место экономики России в хозяйстве бывшего СССР и СНГ. Географические особенности экономики РФ. География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики. Россия в мировой экономике. Перспективы развития.
Тема 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (20 часов)
Научный комплекс. Машиностроительный комплекс: роль, значение Факторы размещения МСК. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс.Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Роль, значение, проблемы. Топливная промышленность. Электроэнергетика. Комплексы конструкционных материалов и химических веществ. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий МК. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность. Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК.Земледелие и животноводство.Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Водный и другие виды транспорта.Связь. Сфера обслуживания
Практическая работа №2. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Практическая работа №3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов, нефтяных или металлургических баз.
Практическая работа №4. Определение по картам основных районов земледелия и животноводства.
Зачет №3. «ТЭК»
Раздел 4. Региональная часть курса (26 часов)
Тема1. Региональная часть (22 часа)
Районирование России. Общественная география крупных регионов России.Территориальная организация и районирование России.Западный макрорегион – европейская Россия.
Общая характеристика.Районы Центральной России. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. Центральная Россия. Состав, историческое изменение ГП. Общие проблемы.Волго-Вятский и Центрально – Чернозёмный районы. Северо-Западный район.Особенности ЭГП и население. Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального региона.
Европейский Север. ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.
Особенности географического и геополитического положения.Европейский Север. ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.
ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Экологические и водные проблемы.
География и проблемы современного хозяйства.ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.
Общая характеристика. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Восточный макрорегион. Проблемы и перспективы развития экономики региона. Западная Сибирь – нефтегазовый комплекс – основа хозяйства района.Восточная Сибирь – ТЭК - основа хозяйства территории.Дальний Восток. Особенности географического и геополитического района. Несоответствие площади территории и численности населения.
Практическая работа № 5. Сравнение Европейского Юга и Поволжья.
Практическая работа №6. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
Практическая работа №7. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
Зачет №4. «Западная зона»
Зачет №5. «Восточный макрорегион»
Тема 2. География своей области (4 часа)
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал Тюменской области. Население Тюменской области. Особенности хозяйства. Факторы размещения отраслей промышленности. Специализация АПК Тюменской области
Экологические, демографические, социально-экономические проблемы Тюменской области.
Практическая работа № 8Определение по картам географического положения Тюменской области
Раздел 5. Новые Независимые государства. (2 часа + 1)
Страны нового зарубежья. СНГ. Место России в экономике стран СНГ
Практическая работа № 9.Характеристика одной из стран нового Зарубежья.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п Тема раздела Количество часов Основные виды учебной деятельности
1 Введение 1 Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны
2 Раздел 1. Геополитическое положение России 4 Анализировать карты и статистический материал (таблицы, диаграммы, графики, интернет – ресурсы), позволяющих выявлять различные аспекты, характеризующие место России в мире. Анализировать схемы административно – территориального деления страны. Определять субъекты и их столицы на политико-административной карте РФ. Обозначать на контурной карте объекты, характеризующих географическое положение России. Сравнивать гп России с другими странами. Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, обозначать их на контурной карте. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.
3 Раздел 2. Население России 6 Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанных с ростом ее территории. Подготовка и обсуждение сообщений и презентаций. Определение места России в мире по численности населения на основе статистических данных. Анализ графиков изменения численности населения с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения России. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать по статистическим данным показателей естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания; обозначение их на контурной карте. Прогнозировать темпы роста населения России. Выявлять факторы, определяющих соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой состав России по статистическим данным. Определять особенности размещения народов России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Определять религиозный состав населения России. Составлять схемы миграции населения и вызывающих их причин. Определять виды городов в России, по численности, функциям, роли в жизни страны. Обозначать на контурной карте крупнейшие города страны. Обсуждать социально – экономические и экологические проблемы в крупных городах России. Выявлять особенности урбанизации в России.
4 Раздел 3. Географические особенности экономики Российской Федерации 24 Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Устанавливать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. Анализировать состав добывающей промышленности России, определять ее отличия от других отраслей промышленности. Анализировать классификации природных ресурсов по их назначению и видам. Определять уровень остроты экологических ситуаций и основные экологические проблемы различных регионов России. Анализировать и составлять характеристику комплексов России.
5 Раздел 4. Региональная часть курса 26 Анализировать схемы «Районирование». Подбирать примеры районов различного уровня. Определять по картам отраслей хозяйства специализации отдельных территорий. Выявлять на основе анализа карт особенностей географического положения макрорегионов, специфики территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения. Анализировать тематические и физико-географические, исторические карты.
6 Раздел 5. Новые Независимые государства. 2 Анализировать карты, схемы, статистические данные.
Резервное время 5 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Электронно-программное обеспечение:
магнитная доска;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
авторские презентации PowerPoint;
учебные фильмы и программы;
презентационное оборудование;
Учебно – методическое обеспечение:
Для учителя:
В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2013
Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2012
Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2012г.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Примерной программы курса География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост.С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010
Для ученика:
В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2013
Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2012.
Интернет – ресурсы:
ЭОР, размещенные на портале www.fcior.edu.ruhttp: //www.gao.spb.ru/Russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
http: //www.weather.com
http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
http://geographer.ru – Географический портал.
http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п Тема урока Дата Основные понятия, вопросы Планируемые результаты Вид контроля Домашнее задание
План Факт предметные Введение (1 час)
1 Задачи и содержание, курса. «Население и хозяйство России» 02.09 Задачи географии России и содержание курса осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира Текущий С 3
Раздел 1. Геополитическое положение России (4 часа)
2 Место России в мире. Политико-государственное устройство России 05.09 Географический взгляд на Россию: её место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. .Федеральные округа Умение анализировать карты и статистические материалы (таблицы, диаграммы, графики, интернет-ресурсы), схемы административно-территориального деления страны. Знать столицы субъектов федерации и находить их на карте. Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов. Фронтальный П 1, вопросы
3 Географическое положение и границы РоссииПр.р №1 09.09 Умение сравнивать ГП России и других стран, выявлять зависимость между ГП и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории, определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, обозначать их на контурной карте, составлять описание границ РФ, выявлять недостатки и преимущества больших размеров территории страны. Индивидуальный Отчет
П 2
4 Государственная территория России 12.09 Понятие о государственной территории страны, её составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России. Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории РФ и других стран, сопоставлять размеры территории, благоприятной для хозяйственной деятельности, России и других крупнейших стран мира, выявлять природные и экономические факторы развития хозяйства страны, связанные с обширностью российской зоны Севера, обсуждать различные точки зрения по оценке государственной территории РФ. Текущий П 4, вопросы устно
5 Субъекты РФ.
Зачет №1 16.09 Знать геополитическое положение России Индивидуальный Учить субъекты
Раздел 2. Население России (6 часов)
6 Особенности заселения, численность и естественный прирост. 19.09 Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в 16-19 вв. Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом её территории. Фронтальный П 5-6
7 РФ – многонациональная страна. 23.09 Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Районы распространения разных религий Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным, особенности размещения народов России. Сравнивать по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России. Определять современный религиозный состав России по статистическим данным. Знать главные районы распространения религий. Индивидуальный
Фронтальный П 7
8 Миграция населения и расселение народа. 26.09 Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны. Уметь: составлять схемы разных видов миграций и вызывающих их причин; определять основные направления миграций по тематической карте; определять с помощью карт и статистических данных территории РФ с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. Фронтальный П 8
9 Городское и сельское население России 30.09 Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов на территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Особенности размещения населения. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять виды городов России, обозначать на контурной карте крупнейшие города, обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов, выявлять особенности урбанизации в России, выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны, обозначать на контурной карте основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. Фронтальный П 9
10 Рынок труда, занятость населения России 03.10 Текущий Записи в тетради
11 «Население России» Зачет №2 07.10 Знать особенности населения России индивидуальный Определения
Раздел 3. Географические особенности экономики Российской Федерации (24 часа)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России (4 часа)
12 Особенности и место экономики России в хозяйстве бывшего СССР и СНГ 10.10 Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства РФ. Состав добывающей промышленности и её роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства; устанавливать черты сходства и различия структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. Уметь: анализировать состав добывающей промышленности РФ, определять её отличия от других отраслей промышленности; выявлять по тематическим картам районы страны с высоким уровнем добывающей промышленности; анализировать классификацию природных ресурсов; определять уровень остроты экологических проблем разных регионов страны. Текущий Записи в тетради
13 Экономические системы России. Рыночная и смешанная экономика 14.10 Фронтальный П 10
14 Структура экономики России 17.10 Фронтальный П 10
15 Проблемы природно – ресурсной экономики России 21.10 Фронтальный
Индивидуальный П 11, 12
Тема 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (20 часов)
16 Научный комплекс – вершина экономики России 24.10 Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Перспективы развития науки и образования. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по статистическим данным доли РФ и других стран на мировом рынке наукоёмкой продукции, доли затрат стран на научные исследования; анализировать по картам географию городов науки; устанавливать по статистическим данным и картам районы России, лидирующие в науке и образовании; обсуждать проблемы утечки умов из России и путей её преодоления Фронтальный П 13
17 Машиностроительный комплекс 28.10 Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роль и назначению. Проблемы российского машиностроения. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: аргументировать конкретными примерами решающее воздействие машиностроения на общий уровень развития страны; анализировать состав и связи машиностроительного комплекса; обсуждать проблемы современного этапа развития российского машиностроения Индивидуальный П 14 вопрос 1-3
18 Факторы размещения машиностроения 31.10 Факторы размещения машиностроения. Ведущая роль наукоёмкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать зависимость между металлоёмкостью и трудоёмкостью продукции машиностроения; выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции, районов с наибольшей долей машиностроения в промышленности; составлять и анализировать схемы кооперационных связей машиностроительного предприятия Фронтальный П 15
19 География машиностроения.
Пр. Р. №2 11.11 Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять особенности географии машиностроения в сравнении с другими отраслями промышленности; определять различия в уровнях развития машиностроения между европейской и азиатской частями страны на основе анализа карты машиностроения; обозначать на контурной карте основные районы и крупнейшие центры машиностроения РФ; анализировать перспективы развития машиностроения в целом и в отдельных районах страны. Индивидуальный Отчет
20 Военно-промышленный комплекс России 14.11 Фронтальный П 17
21 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Роль и особенности ТЭК 18.11 Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава ТЭК, объяснять функции его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними; анализировать топливно-энергетический баланс России и динамику его основных параметров на основе статистических материалов Индивидуальный П 18
22 Топливная промышленность.
Пр. р. №3 21.11 Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефте-газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его хозяйственное значение. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности Знать определения терминов по теме урока. Уметь: обозначать на контурной карте основные районы добычи нефти, газа и угля, а также крупнейших нефте и газопроводов; составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов, газодобывающих районов, угольных бассейнов по картам и статистическим материалам; высказывать мнение о воздействии отраслей ТЭК на окружающую среду. Фронтальный отчет
23 Электроэнергетика России 25.11 Объёмы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС; анализировать таблицу «Типы электростанций»; высказывать мнение о зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны; аргументировать необходимость экономии электроэнергии Индивидуальный П 19-20
24 Топливно-энергетический комплекс России.
Зачет №3 28.11 Знать особенности топливно – энергетического комплекса России. Индивидуальный П 18-20 повторить
25 Металлургический комплекс. Черная металлургия. 02.12 Чёрные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии чёрных металлов. Основные металлургические базы. Влияние чёрной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли Знать определения терминов по теме урока. Уметь: формулировать главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии; сопоставлять по картам географии месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии; высказывать мнение о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала; характеризовать одну из металлургических баз по картам и статистическим материалам Индивидуальный П 22-23
26 Цветная металлургия России 05.12 Цветные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Основные металлургические базы. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли Знать определения терминов по теме урока. Уметь: формулировать главные факторы размещения предприятий цветной металлургии; сопоставлять по картам географии месторождений руд цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии; высказывать мнение о причинах возрастания потребности в цветных металлах; сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика» Фронтальный П 23-24
27 Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. 09.12 Состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава химической промышленности и выявлять роль важнейших химических отраслей в хозяйстве; соотносить изделия химической промышленности с той или иной отраслью Индивидуальный П 25-26
28 География химико – лесного комплекса. 12.12 Группировка отраслей химической и лесной промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Химико– лесные базы и химические комплексы. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по карте базы и комплексы, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье; характеризовать одну из химических баз по картам и статистическим материалам Фронтальный П 27
29 Агропромышленный комплекс. Состав и значение. 16.12 АПК: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава агропромышленного комплекса; сравнивать сельскохозяйственные угодья РФ с другими странами; выявлять существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики текущий П 28
30 Пр. р. №4 19.12 Индивидуальный П 29
31 Земледелие и животноводство 23.12 Полеводство. Зерновые и технические культуры. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география Перспективы развития животноводства Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по картам и характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными посевами тех или иных культур; определять по картам районы выращивания зерновых и технических культур; определять по картам главные районы развития разных отраслей животноводства Фронтальный Индивидуальный П 29
32 Пищевая и легкая промышленность 26.12 Особенности лёгкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние лёгкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития Знать определения терминов по теме урока. Уметь: устанавливать доли пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции; высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией лёгкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности; выявление на основе анализа карт основных районов и центров развития пищевой и лёгкой промышленности; подбирать примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения Фронтальный П 30
33 Территориальная организация АПК. Состав 16.01 Индивидуальный Повторить п 28-30
34 Связь. Сфера обслуживания. 20.01 Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География, перспективы развития. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду, перспективы развития. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки видов связи; сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах; анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильём и его благоустроенности в России и других странах; анализировать географические различия в уровне жизни населения Фронтальный П 34
35 Инфраструктурный комплекс. Состав и роль транспорта. 23.01 Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды. Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды. Фронтальный П 31-33
Раздел 4. Региональная часть курса (26 часов)
Тема1. Региональная часть (22 часа)
36 Районирование России 26.01 Районирование- важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое разделение труда. Специализация территорий. Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему районирования; подбирать примеры районов различного уровня; определять по картам отрасли специализации отдельных территорий Текущий П 35
37 Центральная Россия. ЭГП 30.01 Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района
Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.
Фронтальный П 36, 37 вопрос 2
38 Население и трудовые ресурсы Центральной России. Народные промыслы 03.02 Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.
Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.
Знать причины роста городов, демографические проблемы
Фронтальный П 38
39 Узловые районы Центральной России. Москва. 10.02 Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи
Фронтальный П 39
40 Центрально-Черноземный район 13.02 Фронтальный Стр 190-192 вопрос 1
41 Волго-Вятский район 17.02 Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи
Фронтальный Стр 188-193
42 Северо-западная Россия. Калининградская область 20.02 Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи. Фронтальный П 42
43 Особенности населения и хозяйство Северо– Западного района 24.02 Фронтальный П 42
44 Европейский Север. Природа. Народы 27.02 Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства Фронтальный П 43, 44
45 Хозяйство Европейского Севера 03.03 Фронтальный П 45
46 Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы
Население и хозяйство Северного Кавказа 06.03 Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Фронтальный П 46
47 Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы
Пр. р. №5 10.03 Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Фронтальный
Индивидуальный П 49
48 Население и хозяйство Поволжья 12.03 Фронтальный П 50,51 вопрос 2
49 Урал. ЭГП, природные условия ресурсы 17.03 Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Фронтальный П 52
50 Население и хозяйство. Проблемы Урала
Пр. р. №6 20.03 Фронтальный
Индивидуальный П 53, 54
51 «Западная зона» Зачет №4 31.03 Знать географию Западной зоны. Индивидуальный Повторить п 35-54
52 Восточный макрорегион. Азиатская Россия 03.04 Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения Фронтальный П 55-56
53 Экономика Западной Сибири
Пр. р. №7 07.04 Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи Фронтальный
Индивидуальный П 57
54 Экономика Восточной Сибири 10.04 Фронтальный П 58
55 Экономика Дальнего Востока 14.04 Фронтальный П 59
56 Население и хозяйство Дальнего Востока 17.04 Фронтальный Записи в тетради
57 «Восточный макрорегион»
Зачет №5 21.04 Знать географию Восточного макрорегиона. Индивидуальный Не задано
Тема 2. География своей области (4 часа)
58 Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал Тюменской области
Пр.р №8 24.04 Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи
индивидуальный Записи в тетради
59 Население Тюменской области 28.04. Фронтальный Записи в тетради
60 Особенности хозяйства. Факторы размещения отраслей промышленности 05.05 Фронтальный Записи в тетради
61 Специализация АПК Тюменской области
Экологические, демографические, социально-экономические проблемы Тюменской области 08.05
Фронтальный Записи в тетради
Раздел 5. Новые Независимые государства. (2 часа + 2)
62 Страны нового зарубежья СНГ 12.05 Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.
Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России Фронтальный П 60
63 Место России в экономике стран СНГ.
Пр.р №9 15.05 Индивидуальный П 60
64 Резервное время 19.05
22.05 План-график проведения самостоятельных работ, практических работ, контрольных работ и зачётов.
Практические работы
п/н Название работы
Дата проведения по плану Дата проведения по факту
1 Характеристика экономико-географического положения России 09.09 2 Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения 11.11 3 Составление характеристики одного из угольных бассейнов, нефтяных или металлургических баз 21.11 4 Определение по картам основных районов земледелия и животноводства 19.12 5 Сравнение Европейского Юга и Поволжья 10.03 6 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала 20.03 7 Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта населения 07.04 8 Определение по картам географического положения Тюменской области 24.04 9 Характеристика одной из стран нового Зарубежья 18.05 Зачёты
№ Название работы Дата проведения по плану Дата проведения по факту
1 Административно-территориальноеустройствоРоссии 16.09 2 НаселениеРоссии 07.10 3 ТЭК России 28.11 4 После изучения раздела: "Западный макрорегион" 31.03 5 После изучения раздела: "Восточный макрорегион" 21.04 6)