Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Сложение и вычитание десятичных дробей
ФИО учителя: Макарова Валентина Викторовна
Должность: учитель
ОУ: МКОУ Пойловская СОШ №21
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин и др.
Место в общей структуре курса: §6 Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. 109 урок календарно-тематического плана. Первый урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урок: открытие новых знаний
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
Целевые установки на достижение планируемых результатов:
- личностные: содействовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся (деликатность, вежливость, дисциплинированность, собранность, ответственность, аккуратность, трудолюбие, усердие, озабоченность неудачами товарищей, радость и сопереживание их успехам) (организационный блок: личностные универсальные учебные действия);
- метапредметные: способствовать развитию устной и письменной речи, изложению своих мыслей с применением математической терминологии, обогащению ее словарного запаса, самостоятельного мышления, навыка самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради (организационный блок: познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия);
- предметные: создать условия для вывода правила сложения и вычитания десятичных дробей, для понимания и первичного усвоения этого правила (организационный блок: понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока; предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока).
Организационный блок
Планируемые результаты урока
Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока
Десятичная дробь, разряды десятичной дроби, сложение, вычитание, сумма, разность.
Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока
Умение читать и записывать десятичные дроби, уравнивать количество знаков после запятой. Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся применять правило сложения и вычитания десятичных дробей.
УМЕНИЯ:
- читать и записывать десятичные дроби;
- выполнять сложение и вычитание десятичных дробей в столбик;
- ставить запятую в полученном результате.
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока
Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Познавательные: выполнять логические действия и операции, применять различные способы решения задач.
Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Инструкции и пояснения
Вводное слово учителя
Распределение по группам
Организуется работа в группах, в парах.
На этапах «Открытие новых знаний», «Первичное закрепление новых знаний».
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)
Учитель напоминает в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися на предыдущих уроках, в частности памятка «Работа в группе», «Работа в парах»:
-распределение обязанностей внутри группы;
- внимание;
- собранность;
- дисциплина и самодисциплина;
- уважительное отношение друг к другу;
- не мешать другим парам;
- соблюдение регламента работы.
Мотивационный блок
На каждом этапе урока используется лист - накопитель оценок.
Осуществляется настрой на продуктивную деятельность.
Организуется внимание детей.
Задание для устной работы.
Записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей со знаменателем 100.
Итог: составляется карта путешествия, определяются названия станций. Осуществляется активизация опорных знаний учащихся
Задание с затруднением.
Для того, чтобы подвести обучающихся к формулировке темы и цели урока
Вычислить длину маршрута.
Сформулирована тема урока и цель каждого учащегося на этом уроке.
Задания по станциям.
Задания на карточках, № по учебнику, примеры с диска – тренажера.
Выводится правило, идёт репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся по первичному закреплению и отработке полученного правила.
Информационный блок.
Устные источники
Устные упражнения (7 заданий).
Запись на доске
Задания с затруднением
Карта маршрута с заданиями
Правило сложения и вычитания
Учебник (текст)
Оценочный лист накопитель
Индивидуальная карточка
Письменные источники
Задачи поисковой деятельности
Карта маршрута с заданиями
Репродуктивные и продуктивные задания.
Учебник: Математика 5 класс. № 1255, №1256.
Карточки - задания
Графические источники
(схемы, диаграммы)
Карта маршрута с заданиями
Электронные источники
Задания на сложение и вычитание десятичных дробей (задания с онлайн проверкой ответов).
Диск «Тренажёр. Математика 5 класс» (Бука софт): задание №81, №82.
Видео источники
Видеоролик для релаксации
«Мир в капле росы».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
Источники информации для учащихся подбирает учитель
Аналитический (практический) блок.
Устные упражнения
Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби. Чтение десятичных дробей, уравнивание количества знаков после запятой. Чтение правила.
Письменные задания
Обсуждение, анализ, синтез, выбор, поисковая деятельность, представление результата деятельности.
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Оценочный блок.
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика, цветные жетоны, лист оценки)
Самооценка
Взаимооценка
Рефлексивный.
Беседа «Учитель – ученик»
Цветные жетоны
Выявление отношения обучающихся к прошедшему уроку.
Оценка успешности усвоения материала на уроке.
Структура и ход урока
№п/п
Этап урока
Дидактические задачи
Деятельность учителя
Форма работы
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Время, отведенное на выполнение задания
УУД
I
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
Подготовка учащихся к работе на уроке
Приветствует учащихся, знакомит с формой урока: «урок – путешествие», с правилами работы на уроке, организует внимание и познавательную деятельность.
Раздает листы –накопители оценок, цветные жетоны.
Ф
Приветствуют учителя.
Слушают вступительное слово учителя, настраиваются на продуктивную деятельность.
Получают положительную мотивацию на результат своей деятельности по окончании урока.
Записывают дату и вид работы «Классная работа».
1 мин
Осознать и выработать собственную позицию в отношении своей учебной деятельности.
Саморегуляция, готовность к активной учебной деятельности.
II
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
Мотивировать к пробному учебному действию: «надо» - «могу» - «хочу» и его самостоятельное осуществление.
Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
Организует устный счет и его фронтальную проверку.
Выдаёт за правильный ответ цветной жетон и конверты с названиями станций.
Запускает «Старт»: распределяет учащихся на три группы.
Организует решение задачи из второго конверта.
Ведёт беседу: «Почему не можем решить задачу?»
Ф
Г
И
Выходят по – одному к доске выполняют задание.
Получают конверты – названия станций, прикрепляют их на карту маршрута.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Рассаживаются по группам.
Распределяют роли внутри группы.
Обсуждают в группе решение задачи.
Записывают действия для её решения в тетрадях.
Выявляют и фиксируют зат
·руднения.
Высказываются представители от каждой группы.
Представить десятичную дробь в виде обыкновенной дроби со знаменателем 1000:
2,4=
3,16=
0,027=
17,05=
25,10=
8,009=
3,0=
Формируют карту маршрута (рисунок на доске).
Выставляют оценки в листок – накопитель
Вычислите длину предстоящего маршрута (см. карту).
5,8+3,1+11,02+6,13+0,42+9,327=?
6мин
Выполнять логические действия.
Правильно выражать свои мысли в речи. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог. Контролировать, корректировать свои действия, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
III
Проблемное объяснение нового знания
Зафиксировать причину затруднения.
Сформулировать и согласовать цели урока.
Организовать уточнение и согласование темы урока. Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания.
Организовать использование предметных действий с моделями, схемами.
Соотнесение нового знания с правилом в учебнике
Организовать фиксацию преодоления затруднения.
Организует работу групп по формулировке темы урока и цели урока.
Согласует и уточняет тему и цель урока.
Организует работу групп по выводу правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Организует сравнение версии с оригиналом и фиксацию правила в речи.
По окончании этапа оценивает работу групп цветными жетонами.
Г
Ф
Работают в группах. Обсуждают и формулируют тему и цель урока.
Выступление групп.
Работают в группах по предложенному учителем алгоритму на листе А4.
Один участник группы выписывает решение своей группы на доску, комментирует его.
Обсуждают в группе формулировку правила.
Представляют его на весь класс.
Работают по тексту учебника.
Проговаривают правило друг другу в парах.
Оценивают ответы, выставляют оценки в листы оценок.
Подводят итог работы на данном этапе.
Сформулировать тему и цель урока.
Фиксируют в тетрадях тему урока.
Сложить десятичные дроби 5,8+3,1
предварительно перевести их в обыкновенные дроби. Полученный результат перевести в десятичную дробь.
Записать сложение этих десятичных дробей «столбиком».
Сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей.
Сравнить свою версию с правилом из учебника.
Проговорить полученное правило в парах.
Оценить ответы участников группы.
10 мин
Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог. Управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
развивать устную и письменную речь, излагать мысли с применением математической терминологии, обогащать ее словарный запас, самостоятельно мыслить, формировать навык самооценки, самопроверки и ведения записей в собственной тетради
IV
Первичное закрепление во внешней речи
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в группах.
Организует решение задачи до конца из конверта «Вычисли».
Ведет беседу по решению.
Совместно с учащимися оценивает каждое решение цветным жетоном.
Организует работу в группах из конверта «Учебник».
Оценивает решение консультантов.
Ф
Г
Выходят по одному к доске записывают действия «столбиком», проговаривая правило. Остальные записывают решение в тетрадях.
Обсуждают правильность вычисления.
Выставляют полученные оценки в лист оценок.
Работают в группах.
Консультанты проверяют своё решение у учителя, выставляют себе оценки в лист оценок.
Взаимопроверка: консультанты проверяют и оценивают решения членов группы.
Выполняют действия:
8,90
+11,02
19,92
19,92
+ 6,13
26,05
26,05
+ 0,42
26,47
26,470
+ 9,327
35,797
Решают в тетрадях №1213 (1 стб.)
№1214 (1 стб.) из учебника.
15мин
Слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Ответственность каждого обучающегося за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог. Управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности
Физминутка
Видеоролик для релаксации
«Мир в капле росы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
V
Самостоятельная работа с самопроверкой
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать самопроверку самостоятельной работы.
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.
По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.
Организует самостоятельное решение по тренажёру с онлайн проверкой.
Проводит контроль выполнения заданий.
И
Работают индивидуально за компьютерами.
Проводят самооценку, выставляют оценки в лист оценок.
Решают примеры на сложение и вычитание десятичных дробей.
Тренажёр: задания №81, №82 (по 5 примеров)
8мин
Управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя.
VI
Итог урока
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.
Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организует беседу по результатам учебной деятельности на уроке, «достигли ли поставленной цели».
Проводит рефлексию с помощью цветных жетонов:
над этой темой я хотел (а) бы ещё поработать, она вызывает некоторые затруднения;
эту тему я понял (а), она не вызывает у меня затруднения;
мне на уроке работалось легко;
урок мне понравился;
мое настроение;
Выставляет оценки за работу на уроке.
Задает и поясняет дифференцированное домашнее задание:
По учебнику п.32 учить правило (с.190),
I гр. №1255(1 столбик)
№ 1256 (1,2 столбик).
II гр. «+» составить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей.
Ф
И
Отвечают с места на вопросы учителя.
Еще раз проговаривают правило. Каждый оценивает свою деятельность по достижению поставленной цели и результат деятельности.
Проводят рефлексию цветными жетонами.
Сдают учителю листы оценок.
Выставляют оценки в дневник. Записывают д/з в дневник.
Сигнализируют цветными жетонами:
Красный - отлично
Синий - хорошо
Зелёный –удовлетворительно
4мин
Оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей
Приложение
ЛИСТ ОЦЕНКИ
ФИ учащегося:__________________________________________
Цели урока
Достигнуты ли цели урока
Устная работа
Вывод правила
Выполнение действий
по тексту задачи
Решение примеров с консультантами
Самостоятельное
решение
Итоговая оценка
Самооценка
Взаимооценка
Оценка учителя
Карта – маршрут
5,8км
3,1 км
11,02 км 0,42км 9,327 км
6,13км
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Старт
Реши задачу
Правило
Вычисли
Учебник
Тренажёр
Финиш
Правило
Старт
Учебник
Реши задачу
Финиш
Тренажёр
Вычисли
·