Технологическая карта урока по математике на тему Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100 …


Наименование ОУ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №10 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
ФИО учителя Антипова Лариса Петровна
Предмет математика
Класс (группа) 5
Тема урока Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений (закрепления).
Цель урока Дидактическая цель: формировать правильные навыки деления десятичных дробей на 10, 100, 1000…; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;.Развивающая цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Воспитательная цель : расширить кругозор и математическую культуру учащихся, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе.
Задачи Создать условия для развития умений умножать и делить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.
Планируемые результаты Предметные: уметь выполнять деление десятичных дробей на 10, 100, 1000…; знать и уметь применять на практике полученные знания.
Метапредметные:
познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь осознанно строить речевое высказывание; извлекать из математических текстов необходимую информацию; выполнять действия по алгоритму;
регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; высказывать свое предположение;
коммуникативные – уметь формулировать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; уметь формулировать свое мнение и позицию в коммуникации;
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе личностного смысла изучения математики;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с другими людьми в процессе образовательной деятельности;
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ) - Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика: 5 класс.: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Мнемозина, 2015г
- компьютер + мультимедиапроектор, экран, презентация
Список используемой литературы - Контрольно-измерительные материалы. Математика, 5 класс/ Сост. Л.П. Попова. – М.: ВАКО, 2015г
- Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Дидактическая структура урока
Этап урока
Время Цель этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся Формируемые результаты
предметные метапредметные личностные
Организационный момент.
(2 мин)
Выработка на личнос-тно значи-мом уров-не внутре-нней го-товности выполнения норма-тивных требований учебной деятельности Приветствует учеников, создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку.
Вспомним правило нашего урока: «Глаза - смотрят и видят, уши - слушают и слышат, сначала - думаю, потом – говорю; всегда помню, что я в классе не один, умею слушать мнение других». Девиз урока: «У нас всё получится!» (слайд №1) Все ваши достижения будут оцениваться в оценочном листе. Приветствие учителя.
Демонстрирует готовность к уроку. Слушают учителя.
Учитель начинает фразу, ученики продолжают. слышать и понимать речь учителя, контролировать свои действия установление внут-ренней мотивации к обуче-нию мате-матике2. Актуализация знаний. Практическая деятельность учащихся.
(5 мин) Подготовка мышле-ния уча-щихся и организация осо-знания внутренней потреб-ности к построению учеб-ных дейст-вий. Орга-низация фиксирования учащимся индивидуального за-труднения в пробном действии. -Давайте вспомним, как читают и записывают десятичные дроби.
Даёт задания на слайде №2
1. Прочитать дроби:
12,3; 0,05; 32,175; 5,0041; 2,0007.
2. Записать дроби:
«Двадцать три целых четыре сотых»;
«Семнадцать целых семьсот восемьдесят девять тысячных»;
«Двадцать целых семь десятых».
3. Решить уравнение:
0,6 х = 60 (устно)
- Оцените свою работу на этом этапе. Отвечают по очереди, остальные сигнал – «согласен», «не согласен»
Выполняют задание, само-проверка – ответы на слайде:23,04
17,789
20,7
Один объясняет решение: 0,6•100=60
Самооценка. Опериро-вать понятиями десятичная дробь, уравнение, решить уравнение активизировать мыс-лительные операции и познава-тельные процессы, оформлять свои мысли в устной форме,
осуществлять взаи-моконтроль, само-контроль уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи
3. Мотивация к учебной деятельности.
(5 мин) Организация анализа учащими-ся возник-шей ситуа-ции и на этой основе выявление места и причины затруднения Разбить данные выражения на группы, и решить их (слайд №3):
1)120•10 =
2)34,5•100 =
3)0,5•10 =
4) 93000:1000 =
5) 38:1000 =
На решение каких выражений вы потратили больше времени? Какой пример вызвал затруднение? К какой группе отнесли выражение 5)? (слайд №4) Слушают учителя.
Выполняют задания- возможные группы по × и ÷): I группа:
1)120•10 = 1200
2)34,5•100 = 3450
3)0,5•10 = 5
II группа:
4) 93000:1000 = 93
5) 38:1000 = ?Использо-вать свойства чисел и правила действий с числами при выполнении вычислений осуществлять поиск и выделе-ние не-обходимой информации, фор-мулируют проблемы и само-стоятельно находят способы их решения формирование ответственного отношения к учению
4. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.
(5 мин) Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. - Ребята, посмотрите на эти примеры и сформулируйте тему нашего урока.
Записываем в тетради тему урока.
- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
- Вспомним правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000
Вернёмся к примеру
38 : 1000 =
Вспомним правила нахождения неизвестного компонента в уравнении:
- Как найти неизвестный множитель?
- Как найти неизвестный делитель?
- Как найти неизвестное делимое?
- Оцените свою работу на этом этапе. - «Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000» (слайд №5)
Записывают в тетради тему урока.
- Практически применять правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000.
1 вар. рассказывает правило умножения 2 варианту, 2 вар. - правило деления).
(проверка - слайд №6,7)
38 : 1000 = 38,0 : 1000 = 0,038 (применяют правило)
проговаривают правила. Использо-вать правила действий с числами при выполнении вычислений слушать и понимать речь других, оформлять свои мыс-ли в устной форме, понимать и сохра-нять учеб-ную цель критично мыслить, уметь распознавать логи-чески не-корректные высказы-вания5. Усвоение новых знаний и способов дейст-вий.
(6 мин) Усвоение учащимися нового способа действия при решении уравнений. - Ребята, перед нами задача - расшифровать название реки, протекающей по территории Лениногорского района и впадающей в реку Кама.
Работаем в группах.
Решить уравнения - №668. (ответ: Шушма ) (слайд №8,9)
- Наш край богат природными ресурсами, но за каким полезным ископаемым – будущее нашей Республики? Ответ на это вопрос мы с вами получим, решив данный пример по действиям.
(16,8 • 100 – 0,05 • 1000) : 10+37=200 (слайд №10,11)
- Оцените свою работу на этом этапе. Решают уравнения, проговаривают правило.
Каждый член группы решает по одному уравнению, составляют вместе слово. Выполнив задание, группа поднимает руки.
Решают пример, проговаривают правило.
Оценивают свою работу Использо-вать прави-ла действий с числами при выпол-нении вы-числений, оценивать результаты вычислений при реше-нии практи-ческих задач формулировать по-лученное знание в виде пра-вила, при-менять полученные знания при реше-нии задач
удерживать цель деятельности до по-лучения ее результата понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию
6. Физминутка(2 мин) (слайд №12) Организует физкультминутку
Выполняют физические упражнения Уметь кон-тролиро-вать свои действия 7. Закрепление изученного материала
(5 мин) Выявление границы применимости ново-го знания, включение нового способа действий в систему знаний - Итак, мы продолжаем. Нам нужно расшифровать название растения.
Чтобы узнать, как называется это растение, решите №665 (слайд №13,14,15) (ответ: полынь).
Слушают учителя
Решают типовые задания на новый способ действия в парах с проговариванием во внешней речи
№665(примеры)
Оценивают свою работу. Использо-вать прави-ла действий с числами при выпол-нении вы-числений оценивать результаты вычислений при реше-нии практи-ческих задач выстраивать после-довательность необ-ходимых учебных действий,
осуществлять поопе-рационный контроль эмоциональное вос-приятие математических объектов, задач, решений, рассуждений
8. Этап включения в систему знаний и повторения
(5 мин) Выявление границы применимости но-вого зна-ния, вклю-чение но-вого спо-соба дейс-твий в сис-тему знаний Решить задачу на движение №670 (в группах)
Совместно с учащимися выявляет условия применимости изученного способа действий.

Оцените свою работу в группе.

Анализируют решение задачи и пытаются найти условия применимости изученного способа действий
Оценивают свою работу строить модель условия задачи, составлять числовые выражения при решении практических задач осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков,
выдвигать гипотезы и обосновывать их уметь работать в группе: находить общее решение; слушать партнёра
9. Самостоятельная работа и осуществление контроля.
(5 мин) Исполнительская рефлексия достиже-ния цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. - Ребята, пора проверить наши знания. Выполните тест «Первое знакомство с десятичными дробями».
Предлагает обменяться тетрадями соседям по парте, проверить работу соседа по слайду №16 и оценить.
- Поднимите руки, чьи работы оценены на «5». Молодцы!
- Поднимите руки, чьи работы оценены на «4». Хорошо!
- Остальным нужно подтянуться. Работают самостоятельно, выполняют тест.
Осуществляют взаимопроверку,
выставляют оценки в тетрадь. Использо-вать прави-ла действий с числами при выпол-нении вы-числений оценивать результаты вычислений при реше-нии практи-ческих задач применять полученные знания при реше-нии задач, анализировать собст-венную работу, выделять этапы, находить ошибки контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
10. Рефлексия учебной деятельности и оценивание учащихся
(5 мин) Самооценка учащи-мися ре-зультатов своей учебной деятельности, осо-знание метода построения и границ применения нового способа действия Ребята продолжите предложения: Я понял…
Я узнал…
Мне было трудно… (слайд 17)
Записывает домашнее задание и дает к нему комментарии.
П. 39. № 669 (а, б)-решить уравнения, 671-решить задачу на движение, повторить перевод единиц в другие единицы измерения. Приготовить сообщение или презентацию по теме «Применение десятичных дробей в быту». (слайд18) Отвечают, дополняют ответы.
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
Записывают домашнее задание оценивать качество и уровень усвоения знаний,
осуществлять итого-вый контроль деятельности, анали-зировать свое эмоциональное состояние адекватно воспринимать оценку учителя