Самостоятельная работа по методике преподавания русского языка и литературы
Самостоятельная работа №1
Дайте определения и соотнесите следующие понятия: «речь», «связная речь», «текст». Перечислите и кратко объясните признаки текста.
Речь – это последовательность знаков языка, в процессе его функционирования с определенной целью. Речь - важнейшее средство человеческого общения - тесно связана с формированием всех высших психических функций человека.
Связная речь - представляет собой логически последовательное, грамматически правильно и образное изложение определенного содержания, достигаемое использованием диалога и монолога. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
Основной единицей связной речи является текст. Текст (от латинского textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:
1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).
2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.
3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.
4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи; завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях.
5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения. Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.
6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.
Информативность Текст
Связность Тема текста
Целостность Заглавие текста
Завершенность Основная мысль
Членимость Абзац
Ситуативность План
Виды текста
Связь между частями текста с
помощью слов вдруг, однажды,
потом и до
Понятие об изложении
Понятие о сочинении
Разбор текста
2. Текстовые понятия, изучаемые в начальной школе.
В основе работы над текстом в школе лежат речеведческие понятия, которые объединяют различные понятия лингвистической речи.
Понятие «Текст» (группа предложений, связанных по смыслу и грамматически);
Тема текста (умение определить тему текста);
Заглавие текста (умение озаглавить текст);
Основная мысль (умение определить (с помощью учителя) основную мысль текста);
Абзац (умение разделять текст на абзацы);
План (умение составлять план для того, чтобы передать содержание текста последовательно);
Виды текста (повествование, описание, рассуждение);
Связь между частями текста с помощью слов вдруг, однажды, потом и до (умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или концовка);
Понятие об изложении (умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка);
Понятие о сочинении (устном и письменном) (умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту; умение записывать текст с предварительной коллективной подготовкой).
Разбор текста (уметь разбирать текст по плану).
3. Основные коммуникативно-речевые умения, формируемые у младших школьников при работе с текстом.
Умения информационно-содержательного характера:
- Умения различать текст и предложения, не объединенные общей темой;
-Умения находить ключевые слова, строить первое и последнее
предложение;
- Умение подбирать информацию для высказывания;
- Умение определить тему текста;
- Умение определить основную мысль теста;
- Умение озаглавить текст.
Структурно - композиционные умения:
- Умение разделить текст на части;
- Умение найти слово, связанные части текста, умение устанавливать связь между частями создаваемого текста;
- Умение находить и использовать слова, связывающие предложения;
- Умение делить текст на логические законченные части и озаглавливать их.
Умения использовать изобразительно – выразительные средства:
- Умение выделить сравнения, метафоры, олицетворения, использовать их в речи;
- Умение определить стиль, жанр текста и создавать высказывания определенных стилей и жанров;
- Умение различать повествовательные, описательные, аргументативные тексты;
- Умение воспроизводить чужой текст;
- Умение создавать текст в устной или письменной форме.
Умения, связанные с совершенствованием текста:
- Умение записывать и редактировать текст.
4. Упражнения, направленные на становление текстовых умений ( УМК «Школа России» авторы учебников по Русскому языку Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова
Аналитические упражнения:
умения, связанные с анализом готового текста (умение отличать текст от предложения и группы предложений, умение определять тему текста, умение определять основную мысль текста, умение выделять опорные слова из текста, умение делить текст на три структурные части, умение определять стиль готового текста и т.п.);
2 кл. 2 ч. стр. 9, упр. 11.
Прочитайте, выделяя голосом каждое предложение.
Скоро растает сне… побегут руч…и прилетят гр…чи и скворцы Саша и Ол…га повесят скворечники
Объясните правописание пропущенных букв.
Подумайте и скажите, какой это текст: описание или повествование?
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
2 кл. 2 ч. стр. 12, упр. 17.
Прочитайте и озаглавьте текст.
Март. Днем сильно греет солнце. Звенит капель. Громко поет синичка. А ночью ударит мороз. Вдруг закрутит вьюга. Повалит хлопьями снег.
Произнесите слова, которые отвечают на вопрос кто? Или что? Как эти слова называются в грамматике?
Спишите текст.
Подчеркните имена существительные, которые называют явления природы.
2 кл. 2 ч. стр. 36, упр. 56.
Прочитайте текст, изменяя слова в скобках.
Объясните, почему и как необходимо изменить данные в скобках глаголы.
Мальчики (смастерил) скворечник. Они (повесил) его высоко на дереве. Ребята (прикрепил) домик на солнечной стороне.
Крылатые жильцы (справляет) новоселье. Скоро в скворечнике (запищит) птенцы.
Как можно озаглавить текст?
Запишите заглавие и текст. Подчеркните глаголы двумя чертами. На какой вопрос отвечает каждый из них?
2 кл. 2 ч. стр. 68, упр. 16.
Прочитайте и озаглавьте текст.
Пышно цветет луг. Он похож на пестрый ковер. Вот белые и красные цветы мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах красуются голубые незабудки. На цветочки садятся бабочки.
Подумайте и скажите, какой это текст (повествование, описание).
Найдите в тексте однокоренные слова.
Выпишите предложения с однокоренными словами. Выделите корень в однокоренных словах.
3 кл. 1 ч. стр. 69, упр. 37.
Прочитайте и озаглавьте текст.
Мы уходим дальше в лес. В тепле и уюте леса т…хонько дышит какой-то шум. Скр…пят кл…сты. Д…леко звенят синицы. Св…стит иволга. Немолчно звучит р…внинная песня зяблика.
Под н…гамии пышным к…вром л…жит мох. Он будто расш…т брусни…ником и сухими нитями клюквы. Гр…бы дразнят крепким зап…хом.
Бабушка в л…су точно хозяйка. Она все видит, все хвалит и благодарит. От нее т…пло течет по лесу.
(По М.Горькому)
На сколько частей можно разделить этот текст? Подумайте, какая главная мысль каждой части текста. Озаглавьте каждую часть. Объясните правописание пропущенных орфограмм.
Спишите вторую часть текста. Разберите по членам выделенные предложения.
2 кл. 1 ч. стр. 21, упр. 27.
Прочитайте текст. Какая главная мысль в нем заключена?
Играли брат с сестрой и поссорились.
- Не тронь моего коня
-Не тронь мою куклу
Дети разошлись по разным углам.
Скоро им стало скучно.
(По К. Ушинскому)
С какой интонацией произносятся в тексте побудительные предложения? Запишите их. Поставьте в конце знаки препинания.
2 кл. 1 ч. стр. 27, упр. 38.
Прочитайте и озаглавьте текст.
В сентябре началось великое переселение птиц. Каждый день отправляются в путь крылатые странники. Летят они с долгими остановками. Видно, не хотят они расставаться с Родиной!
(По В. Бианки)
Запишите заглавие и текст.
2 кл. 1 ч. стр. 72, упр. 73.
Прочитайте текст.
Пантера и леопард – один и тот же зверь. Это хищные красивые кошки. У этих кошек гибкое и сильное тело, округлая голова, длинный хвост, стройные ноги. Только пантера черная, а леопард – пятнистый.
(Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»)Подумайте и объясните, какой это текст (текст-описание или текст-повествование).
Спишите ту часть текста, где дается описание пантеры и леопарда.
Запишите выделенные слова. Подчеркните буквы на месте непарных согласных звуков.
2 кл. 1 ч. стр. 82, упр. 90.
Прочитайте и озаглавьте текст. Подумайте, какой это текст (описание, повествование).
Коле подарили котенка. У Мурзика белые лапки и темный носик. На спинке серые полоски. Глазки зеленые, озорные. Он любит молоко, мясо и рыбу.
Запишите заглавие и текст. Отметьте буквы на месте мягких согласных звуков.
4 кл. 2 ч. стр. 20, упр. 27.
Прочитайте текст. Какой это текст – описание или повествование?
Волк - умный и хитрый хищник. Обладает отличным чутьем, острым слухом и прекрасным зрением. Он охотится на диких оленей, лосей, кабанов и мелких грызунов. В поисках пищи волк может не есть пять-шесть суток.
Спишите текст. Укажите род, число и падеж прилагательных.