Физическое здоровье как показатель здоровья детей и подростков. Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здорового образа жизни.


Физическое здоровье как показатель здоровья детей и подростков. Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здорового образа жизни.
В начале своего выступления я хочу процитировать несколько высказываний мудрых людей:
«Движение – это жизнь!»
«Будучи взрослыми мы тратим энергию, полученную в детстве.»
«Здоровье взрослого человека напрямую связано с его здоровьем в детстве.»Первым пунктом своего доклада я хочу напомнить классным руководителям характеристику групп здоровья (что можно, а что категорически нельзя выполнять учащимся, относящимся к той или иной медицинской группе), алгоритм действий после болезни, при наличии медицинской справки, медицинского заключения об освобождении от уроков физической культуры для того, чтобы вы, уважаемые коллеги, смогли в очередной раз донести данную информацию до родителей на родительских собраниях.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся образовательного учреждения в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную, специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются объёмом и структурой физической нагрузки, требованиями к уровню освоения учебного материала.
К основной медицинской группе относятся обучающие, имеющие удовлетворительное состояние здоровья. Им можно заниматься любыми видами физической культуры, с нагрузкой, соответствующей возрасту, без ограничений.
К подготовительной медицинской группе относятся обучающие с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учётом некоторых ограничений в объёме или интенсивности физических нагрузок (в том числе, временных).
К специальной медицинской группе относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15 % от общей численности учащихся). Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:
- подгруппу «А», где обучающие с обратимыми заболеваниями, после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу;
- подгруппу «Б», где обучающие с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями).
Прежде всего следует отметить, что дети 2 и 3 групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим возможностям не могут сравниваться со здоровыми детьми. Общий объём двигательной активности и интенсивность физических нагрузок должны быть снижены по сравнению с объёмом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп. Итоговая отметка выставляется с учётом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), а также с учётом динамики физической подготовленности и прилежания, т.е. регулярного посещения занятий по физической культуре.
Информация предоставлена на основании письма Министерства образования от 31.10.2003 № 13-51-263/123.
Группу здоровья школьный медицинский работник, на основании медицинских документов, обязан зафиксировать в школьном журнале. Поэтому, запомните, пожалуйста, алгоритм работы со справками:
Учащийся после болезни показывает медицинский документ классному руководителю.
Классный руководитель (это, прежде всего, касается учителей начальной школы) или сам учащийся приносит медсправку учителям физкультуры.
Учителя физкультуры отмечают у себя диагноз и срок освобождения от уроков и отдают медсправку в медицинский кабинет.
От себя хочу добавить. С учётом компьютеризации и интернет - зависимости обучающихся, имеющих основную медицинскую группу здоровья, становится всё меньше. На начало февраля 2015 по статистике в нашей школе (информацию предоставила медицинская сестра школы Роганова Н.Е.) к 1 основной группе относятся 130 учащихся; ко 2 основной группе – 658 учащихся. К 3 подготовительной группе относятся 180 учащихся и к 4 специальной группе – 6 человек. Стоит отметить, что иногда сами медицинские работники в поликлиниках путают подготовительную группу со специальной, тем самым предоставляя детям вести сидячий образ жизни, меньше двигаться (стоит сравнить справки из поликлиники). Несмотря на предписанное медицинскими показаниями освобождение, каждый учащийся должен быть аттестован. Поэтому, учащиеся, которые имеют освобождение более 2 недель получают индивидуальное задание в виде сообщения на различные темы, связанные со спортом и физкультурой. Хотя я не вижу ничего криминального для здоровья ребёнка в том, что если вместо сидения на лавочке он пройдёт несколько кругов по стадиону или спортивному залу, если вместо пыльного кабинета подышит свежим воздухом (если занятия проходят на улице), если вместо опущенных головы и плеч, и согнутой спины сделает несложную гимнастику на все группы мышц. Родители сами не понимают, что приучая детей к разного рода запискам они снимают ответственность за выполнение задания, т.к. тема и форма следующего урока меняется. Да, есть моменты, когда по записке родителей мы можем освободить от занятий физической культурой на 1,2 урока (при этом в записке указана причина просьбы об освобождении, например,заболевание, особенно простудное или проблемы физиологического плана у девочек), но это не является освобождением от нормативов. Возникает вопрос: «Двигаться нельзя, а заражать инфекцией других детей можно?» И почему тот, кто работает весь урок при разной нагрузке, основанной на медицинские группы, должен иметь ту же отметку, что и обучающиеся, которые «просто сидят»? Это ещё ладно, когда тёплое время года. А зимой? Мы живём в средней полосе, поэтому от занятий на лыжах (с 1 по 11 класс) никто никого не освобождает, это входит в программу, одобренную Министерством образования РФ. Парадокс: кому по медицинским показаниям нельзя заниматься на лыжах очень долго гуляют в морозную погоду, катаются на коньках и валяются в сугробах. Несмотря на предписанное медицинскими показаниями освобождение, каждый учащийся должен быть аттестован. Поэтому, учащиеся, которые имеют освобождение более 2 недель получают индивидуальное задание в виде сообщения на различные темы, связанные со спортом и физкультурой, находят информацию по заданной теме, оформляют найденный материал и обязательно его рассказывают, т.е. показывают свои знания. Наша задача, как учителей физической культуры, состоит в том, чтобы каждый ребёнок умел грамотно и правильно выполнять физические упражнения, оценивать физические нагрузки, несмотря на медицинскую группу, но учитывая её, а главное - иметь сформированное представление о здоровом образе жизни и способах его сохранения. Мы не делаем из обучающихся спортсменов (для этого существуют спортивные школы), мы заставляем их двигаться и любить жизнь в движении.
Поэтому перехожу ко второй части моего доклада.
Основными элементами здорового образа жизни выступают, как вы все знаете, соблюдение режима труда и отдыха (мне очень жалко наших учеников, которые, к примеру, в конце четверти могут писать несколько контрольных, самостоятельных или проверочных работ, что категорически недопустимо локальными актами); питания и сна (в 5-х классах, к примеру, разработана программа по формированию культуры питания и в перспективе хотелось бы ознакомиться с этим направлением); гигиенических требований (например, не пускать в школу родителей без сменной обуви или бахил); организации индивидуального режима двигательной активности, отказ от вредных привычек; культуры межличностного общения и поведения в коллективе; культуры сексуального поведения (кстати, предлагаю ввести для 10-11 классов программу по этике и психологии семейной жизни. Такая программа уже разработана, называется: «Нравственные основы семейной жизни для старших классов», всю информацию для заинтересованных можно получить у замдиректора по УВР Шаговой Е.Л.).
Но я хочу остановиться на физкультурно-спортивной деятельности в нашей школе. Вы все знаете, что уроки физической культуры увеличили до 3 часов в неделю. Никого не волнует, что нет условий и базы для проведения занятий физической культурой (по охране труда в спортивном зале нельзя проводить уроки даже в 2-х классах, а у нас, и не только в нашей школе, уроки проводятся и в актовом зале), что мы зависим от погодных условий (к сожалению, нельзя круглый год эксплуатировать спортивный стадион школы, хотя сам стадион уже превратился в прогулочную площадку для собак. Я прошу отдельным пунктом внести в решение педагогического совета об усилении ответственности замдиректора по технике безопасности Писаревой Т.Н. в разрешении проблем, связанных с выгулом собак на территории школы, а также замдиректора по АХЧ Поляковой Н.А. об организации уборки спортивного стадиона перед учебными занятиями). И это с учётом того, что помимо уроков в школе увеличивается внеурочная деятельность (в начальной школе ОФП, подвижные игры, в 5 классах – мини-футбол), со следующего года будут задействованы 6 классы и т.д., проводятся внутришкольные соревнования (увы, всё реже из-за занятости спортивного зала), проходят тренировки по баскетболу и волейболу, а также тренировки спортивного клуба «Стремительный+» по различным видам спорта, в рамках подготовки к районным соревнованиям. А с конца этого года снова вводят Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. По этому вопросу остановлюсь на 2-х моментах:
На совещании директоров школ муниципального района был озвучен документ, на основании которого мы опросили учащихся 11 классов на согласие или несогласие сдач нормативов ГТО, так как получение серебряного и золотого значка ГТО прибавляет 2 балла для поступления в ВУЗ. Согласие дали почти все учащиеся.
Но тут возник вопрос: «После опроса, что делать дальше?» Я созвонилась с председателем спорткомитета Муниципального района Лопатиным Д.А. и получила ответ:
- нормативы сдают на базе ОУ, при обязательном предоставлении справки из медицинского учреждения (под печать МУ, подпись участкового врача) о допуске к сдаче норм ГТО;
- комиссия состоит из учителей ФК (сроки и время устанавливает руководитель ОУ) и медицинского работника;
- оформляются карточки с результатами на каждого участника;
- под печать школы, подпись директора ОУ, учителей ФК карточки сдаются в спорткомитет города;
- спорткомитет подтверждает результаты;
- председатель спорткомитета ставит подпись и печать и отдаёт результаты на руки учащимся. Всё. Никаких значков в этом учебном году не будет.
На основании приказа начальника управления образования № 208 от 26.03.2015 г. провести муниципальный фестиваль «Единый день ГТО в Московской области» в рамках Всероссийского Дня здоровья. В какой форме и как это будет проводиться будет известно в ближайшее время (совещание 02.04.2015 г. в 15.00 в Управлении Образования) и вам сообщено заранее.
В решение педагогического совета предлагаю внести следующие пункты:
Провести на родительских собраниях беседу о группах здоровья обучающихся, о рекомендациях по физической нагрузке в каждой мед.группе, об аттестации учащихся специальной группы (4) здоровья.
Довести до сведения родителей алгоритм действий ребёнка после болезни (при наличии медсправки об освобождении).
Довести до сведения учащихся и их родителей положение о сдаче норм ГТО (+ и -) в этом году.
Ввести в качестве апробации курс для 10-11 классов «Нравственные основы семейной жизни».
Активно вовлекать обучающихся школы в физкультурно-спортивные мероприятия.
Не пускать в ОУ родителей без сменной обуви или бахил.
Усилить ответственность замдиректора по технике безопасности Писаревой Т.Н. в разрешении проблем, связанных с выгулом собак на территории школы, а также замдиректора по АХЧ Поляковой Н.А. об организации уборки спортивного стадиона перед учебными занятиями.