Педагогические условия формирования основ музыкальной культуры дошкольников
Муниципальное автономное дошкольное учреждение общеразвивающего вида детский сад №44 г. Томска
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Т.И. КоровниковаНа современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений целью учебно – воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно – эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования личности.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка. Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.). Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.
Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки должно начинаться уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости, именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человечества. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание у детей чувства прекрасного. Успешность формирования основ культуры, музыкального вкуса зависит от музыкальных предпочтений педагогов и родителей. Поэтому очень важно, какую музыку слышит ребенок с самого рождения. Нужно руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века.
Программной установкой новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении является введение дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, расширение возможности знакомства детей с лучшими образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры детей. .Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры. Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты - все это вместе и будет их музыкальной культурой.
Понятие «музыкальная культура» довольно емкое, оно включает:
1. нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;
2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);
3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.
Формирование музыкальной культуры дошкольников направлено на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства. Процесс формирования музыкальной культуры дошкольников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет.
Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, анализировать ее. Именно поэтому этому виду деятельности нужно уделять особое внимание.
Каждое музыкальное занятие в ДОУ начинается с построения в музыкальном зале. Здесь очень важно, какая музыка зазвучит в самые первые минуты занятия. Чаще всего - это марш. Марш бодрит, организует, мобилизует и дисциплинирует ребенка. Можно использовать марши зарубежных, русских и советских композиторов - классиков как в аудио записи так и в исполнении музыкального руководителя. С удовольствием дети заходят в музыкальный зал под марши И. Дунаевского, П. Чайковского, любят марши И. Штрауса, Ф. Шуберта, Д. Верди.
Наряду с произведениями, рекомендованными программой, я включаю в репертуар произведения композиторов – романтиков. Так, в очередной раз, подбирая музыкальный материал к разделу «Слушание», я взяла вальс си минор Ф. Шопена. Дети с большим интересом его прослушали, затем отвечали на вопросы о характере произведения, о средствах музыкальной выразительности и, включаясь в творческий процесс, увлеклись созданием сюжетного танца, назвав его «Листопад». С этим танцем дети выступали на осеннем празднике. Таким образом, произведение из раздела «Слушание плавно перешло в раздел «Танец». Произошло взаимопроникновение. Кроме этого дети научились танцевать вальс Ф. Шопена, не вставая со стульев, одними руками, и в результате получилась пальчиковая гимнастика, которая глубоко закрепила музыкальный язык произведения, его фразировку. Польза от такой деятельности неоценимо велика, так как помимо формирования эстетического вкуса дети смогли почувствовать форму музыкального произведения, а так же закрепить навыки хороших манер и многое другое.
Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в работе над музыкально – ритмическими движениями. Работая в этом направлении полезно обращаться к музыке К. Орфа, немецкого композитора – классика, которая помогает организовать ритмическое воспитание детей, мобилизует их внимание, реакцию, обогащает детей музыкальными впечатлениями, которые они впоследствии используют в самостоятельной игровой деятельности.
Очень важно, чтобы дети приобретали навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности: в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - игру на музыкальных инструментах. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, творческое начало.
Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, можно использовать для игры в оркестре, в пении. Например, знакомство с пьесой «Мелодия» А. Рубинштейна можно осуществить через игру на музыкальных инструментах. Обсуждая с детьми характер произведения, дети вместе с музыкальным руководителем подбирают музыкальные инструменты, которые могут украсить данную мелодию, наблюдают за ее «поведением», затем музицируют.
При разучивании матросского танца «Яблочко» дети «примеряли» разные музыкальные инструменты, такие как барабан, трещётка, треугольник, ксилофон. Но в результате остались только бубен и ложки. Почему не треугольник?.. Он звучит неуместно в данной пьесе, слишком светло и нежно, а произведение по характеру решительное, удалое, звучит смело и твердо. Барабан тоже не подошел, т.к. оказался лишним, трещетка как – то «отпала» сама собой, ксилофон мешал солисту, играющему на аккордеоне. В результате такой работы был подобран подходящий ритмический рисунок для ложек, который соответствовал характеру произведения и был удобен для исполнения детьми. Бубен тоже зазвучал убедительно и уместно, доставляя радость исполнителю. Работая над аранжировкой, музыкальный руководитель постепенно знакомит детей с различными приемами игры на разных инструментах, вовлекая как можно больше детей. Работая с оркестром музыкальный руководитель должен помнить, что для организованной и слаженной игры необходимо заниматься с детьми как в группах, так и индивидуально.
Следует сказать, что не только на образцах великих классиков формируется музыкальный вкус. Очень важно включать в работу народные песни, попевки, прибаутки, на примере которых ребенок впитывает национальный колорит, ощущает свои корни, что придает его дальнейшей жизни устойчивость, надежность и защищенность.
Подбирая песенный репертуар, необходимо обращать внимание на тексты песен. Вокальная, в том числе хоровая музыка представляет синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением хороших стихов в пении – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Все это – объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития эстетического вкуса.
Творческое обучение посредством музыки кажется нам сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыки как таковой. Главной целью музыкальных занятий должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности посредством музыки и движения.
Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Такое обучение может способствовать не только развитию музыкальных навыков, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир. Во времена быстрых перемен, подобных нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятия музыкой, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но и готовит жить и действовать в этом мире.
Список литературы:
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание и развитие детей младшего возраста М. 2000
Дубровская Е. Ступени музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений М., 2013
Корепанова М. Теория и практика становления и развития образа «Я» дошкольника: Монография.-Волоград, 2011