Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности (на спортивной игре баскетбол)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кочёвская средняя общеобразовательная школа»
Из опыта работы по теме
"Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности" (на спортивной игре баскетбол)
Составитель: Учитель физической культуры
II квалификационной категории
Вавилин Сергей Станиславович
Кочево, 2014"Уроки физической культуры как условия гармоничного развития личности" (на спортивной игре баскетбол)
Вавилин Сергей Станиславович, учитель физической культуры МБОУ «Кочёвская СОШ»
Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровья.Н.Г. Чернышевский
В современной социально-экономической ситуации первостепенное значение приобретает социально-психологическое и физическое развитие личности. Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. В соответствии с этим изменилась и цель физической культуры как учебного предмета: всем учащимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.
Таким образом, сейчас недостаточно "натаскивания", цель которого - только увеличить уровень физической подготовленности учащихся. Сегодня необходимо не только развивать физические способности человека, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями, поэтому важную роль в развитии личности учащихся школы играет урок физической культуры.
Анализ опыта работы показал, что уроки физической культуры, направленные на гармоничное развитие личности, должны содержать три тематических блока. Данные блоки обеспечивают формирование ключевых компетентностей гармонично развитой личности.
Первый блок содержит материал для изучения культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности. Данная информация способствует развитию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентности. Например, на первых уроках по баскетболу рассказываю о зарождении игры, о родоначальниках баскетбола, о становлении этого вида спорта в России, о его олимпийской истории, знакомлю с правилами игры. Впоследствии разбираемся в особенностях игры и ее отличии от других спортивных игр с мячом.
Второй блок включает в себя двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения. Этот блок позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетентность и компетентность личностного самосовершенствования. Наличие постоянной борьбы в ходе игры, которая ведётся с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков, метаний), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различных темпах, направлениях, с различными скоростями и напряжением, школьник получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма. Постоянное изменение обстановки в процессе игры обуславливает анализаторскую деятельность учащегося и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. Кроме того, в процессе игры школьник получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает радость и удовлетворение.
Третий блок представляет собой оценку, которая отражает требование к учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать). Оценку выражаю не только в виде отметки, но и в виде похвалы, оценочных высказываний, возможности показать одноклассникам свои умения как образец для подражания.
Для того, чтобы уроки физической культуры в полной мере развивали личность ученика, использую технологии личностно-ориентированного обучения, технологии сотрудничества и здоровьесберегающие технологии. Обязательным условием в преподавании является и преемственность в обучении, которая выражается в последовательности и системности учебного материала, связи и согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, а так же при переходе от одного урока к следующему (т.е. система уроков), от одного года обучения к другому.
На каждом уроке при выполнении упражнений соблюдается дидактический принцип “от простого к сложному ”. Упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Интерес к упражнениям служит действенным средством для овладения техническими элементами спортивной игры. Для этого используются следующие приемы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении. Чтобы ученику на уроке было интересно, чтобы он смог проявить себя, чтобы осуществлять компетентностный подход в обучении, применяю разнообразные способы обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный. Индивидуальная работа используется при отработке определенных умений и навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в кольцо). Групповая тогда, когда есть необходимость выполнения и отработки действия (передачи, взаимодействия и т.д.). Отношения на занятиях строятся на основе доверия, взаимоуважения и доброжелательности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Считаю важным элементом обучения – личный пример. И сейчас продолжаю участвовать в соревнованиях по баскетболу, первенстве района по волейболу. Выступаю в команде сборной школы по настольному теннису и волейболу. Ученики приходят «поболеть» за нашу команду, и мы, стараясь оправдать их надежды, как правило, занимаем призовые места. Одержимость, любовь к спорту передаётся детям. Они с удовольствием ходят не только на уроки физкультуры, но и на занятия секции (кружка). Во многих классах созданы баскетбольные команды. По мнению классных руководителей и психолога, это позволяет сплотить коллектив, воспитать чувство гордости за свой класс, за свою школу. Так, например, учащиеся школы на протяжении многих лет становятся призёрами районных соревнований по баскетболу, волейболу. Не все ребята, которые занимаются баскетболом, хорошо учатся. Но успехи в спорте позволяют им стать успешными, поэтому они с удовольствием ходят в школу.
Баскетбол – один из методов для всестороннего физического развития школьников. Для него характерны развитый глазомер, широкое поле зрения, быстрота реакции, прыгучесть, скорость, выносливость. Эти качества помогают лучше осваивать другие виды школьной программы: лёгкую атлетику, гимнастику, лыжную подготовку и т.д. Достижения хороших показателей и результатов на уроках мотивируют учеников к активному и успешному участию в соревнованиях по всем видам спорта. Компетентность и профессионализм двигательной активности, отражающий жизненный уровень физической культуры здоровья человека, самоопределение ценностей и стиля взаимоотношений в социальной среде – сущность ориентации человека в современном мире, фундамент здорового стиля жизни.
Выступления ребят на соревнованиях показали, что способны мобилизоваться в непростых условиях состязаний. Ребята оказывали помощь друг другу, с энтузиазмом подходили к выполнению упражнений. Порадовали своей сплоченностью, коллективизмом, чувством ответственности и гордости, так как они защищали честь не только класса и школы. Когда мы анализировали наше выступление, то ребята сказали, что занятия на уроках физической культуры развивают не только силу, но и человеческие отношения.
Таким образом, уроки физической культуры, на которых изучается спортивная игра баскетбол, повышают мотивацию к занятиям физической культурой, стремление к здоровому образу жизни, пробуждают интерес к самосовершенствованию. Во время уроков приобретаются компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, происходит овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями, расширяется двигательный опыт посредством овладения новыми двигательными действиями, формируются адекватная самооценка личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивается целеустремлённость, уверенность, выдержка, самообладание.