Проект Разработка и внедрение модели профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов
ПРОЕКТ
«СТАРТ В БУДУЩЕЕ»
(Разработка и внедрение модели профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов)
Разработчик проекта:
Акимова Лилия Павловна,
заместитель директора
по методической
работе МБОУ «Гимназия №1»
Рузаевского муниципального района
г. Саранск
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..3
Анализ ситуации7
Проектное решение8
Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов..13
Описание ожидаемых результатов14
Заключение17
Список используемых документов и источников информации..18
Приложение 1. Календарный план проекта..
Приложение 2. Схема взаимодействия..
«Если Вы правильно выберите
труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д.Ушинский
Введение
Современное общество уверенно приходит к пониманию того, что развитие его социально-экономических основ зависит от уровня профессиональной компетентности граждан. Стремительно меняющиеся современные условия требуют рассмотрения образования в условиях рыночной экономики, где главными характеристиками становятся конкуренция, качество образовательных услуг и эффективность. Школа, работающая в условиях реформирования, требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Развитие конкурентоспособного человека становится главной целью образования. Наступает время, когда государство и общество оформляют попытку сделать социальный заказ на образование: выпускник школы должен уметь решать реальные жизненные проблемы, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, быть способным к сотрудничеству, готовым к повышению профессиональной мобильности; в течение жизни неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии и технологии, т.е. принимать новую парадигму «Образование на протяжении всей жизни».
Школа становится перед необходимостью ответа на важные для нее вопросы:
- Каким образом эффективнее использовать имеющиеся ресурсы школы для её развития?
- Какие потребности образовательных услуг существуют, как их выявлять и как воплощать в жизнь?
- Какая роль отводится школе, и какой она должна быть сегодня, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Один из четырёх параметров, который встаёт перед образованием, - это становление нового технического уклада. Современная цивилизация навязывает человеку новый уровень технологической компетентности. Взаимодействие со сложными технологическими средствами требует от образования формирования у учащихся понимания инженерных основ современного мира. Сегодняшнее содержание образования ориентируется в лучшем случае на политехническую модель конца XIX века, связывая технологичность лишь с основаниями естественных наук. Основные составляющие современного школьного знания не учитывают этой новой технологической среды. Высокотехнологичная экономика требует повышения ценности применения знаний, индивидуальности, высокой креативности. Действительно, школьная система усиливает обучение школьников математике и естественным наукам, уже доказано, что владение именно материалами этих дисциплин есть позитивный фактор для формирования технологической компетентности. Очевидно, что в условиях гуманитарной гимназии с привычным гуманитарным профилем, существует риск снижения адекватности содержания образования для основных потребителей. И чтобы не оказаться в сегменте школ, нуждающихся в глубокой социальной реабилитации, мы должны эффективно работать в направлении профессиональной ориентации старших школьников. «Профессиональная ориентация представляет собой процесс осознания индивидуума существующих в обществе конкретных видов трудовой деятельности: профессий, собственных склонностей и способностей к одному или несколькими из них, путей и средств овладения знаниями и навыками, необходимыми для выполнения профессионально – трудовых функций».
Проблема соотношения специалистов с гуманитарным и инженерным образованием, острый дефицит последних озвучиваются как важнейшие в контексте стратегии модернизации современного российского общества, так как в последние годы существует дисбаланс между профессиональной структурой подготовки кадров и актуальными потребностями экономики.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА «Старт в будущее» обусловлена рядом причин.
Вопрос о выборе профессии стоит перед любым старшеклассником. Он во многом определяется сформировавшимися у школьников представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для молодого человека будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими интересами и склонностями. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Эта проблема особенно актуальна в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Существующие традиционные способы профориентации, суть которых приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные места не оправдывают себя. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к условиям современного рынка труда. Проанализировав ситуацию можно сделать вывод, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях профессиональной ориентации уделяется очень мало внимания. Каковы же эти причины?
Нет прочной нормативно-правовой базы профориентации;
Нет четких положений об организации профессиональной ориентации в образовательных учреждениях.
Нет подготовленных педагогических кадров для ведения профориентационной работы (социальный педагог).
Действительно, учитывая все эти параметры можно считать, что формирование у обучающихся активной жизненной позиции и готовности к правильному профессиональному самоопределению является важным моментом в школьном обучении. Желание разрешить проблему старшеклассников заставило меня искать пути решения. Наиболее эффективной, на мой взгляд, является разработка и внедрение новой модели профессионального самоопределения обучающихся с целью формирования у них профессиональной направленности.
Исходя из анализа текущих проблем, я ставлю определенные цели и задачи проекта.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: разработка и внедрение новой модели профессионального самоопределения обучающихся с целью формирования у них профессиональной направленности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Осуществить диагностику социального заказа, определить потенциальные возможности.
Создать нормативно-правовую базу и методические рекомендации.
Разработать и внедрить модель профессионального самоопределения обучающихся с целью формирования у них профессиональной направленности.
1. Анализ ситуации
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентационная подготовка в 9-х классах состоит из 3-х частей: информационной работы, профконсультирования и профориентационной работы, элективных курсов, учебных предметов по выбору обучающихся. В течение года они посещали учебные заведения города, музеи, выставки, ярмарки учебных мест, Дни открытых дверей учебных заведений. На классных часах реализовывался специальный курс «Кем быть», в ходе которого оказывалась помощь обучающимся в выявлении их индивидуальных качеств личности, склонностей к выполнению определённых видов деятельности, определению профессиональных предпочтений. Однако, подводя итоги профориентационной работы, можно сделать вывод: много выпускников девятых классов идут в десятый, не имея чёткого представления, куда они будут поступать. Значит, профессиональная ориентация девятиклассников, не была эффективной. Я считаю, что сложившаяся система профессиональной ориентации школьников не удовлетворяет запросам и потребностям обучающихся ввиду ограниченного образовательного пространства и я предлагаю новую модель.
2. Проектное решение.
В качестве модели профессиональной ориентации школьников рассматривается МБОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района, имеющая ресурсы:
Кадровые:
классные руководители,
педагог – психолог.
Информационные ресурсы
наличие в учреждении Интернета;
презентация проекта на уровне муниципалитета;
освещение в СМИ.
Материально-технические ресурсы
наличие в гимназии классов, оборудованных компьютерами и выходом в Интернет, обеспечивающих групповые занятия.
Данная модель основана на идее посещения учащимися предприятий, образовательных учреждений Рузаевского муниципального района с целью ознакомления с различными специальностями. В реестре предприятий Рузаевки значатся 15 сельскохозяйственных предприятий, 12 крестьянско-фермерских хозяйств, 2 перерабатывающих предприятия. В перечень компаний Рузаевки сельскохозяйственной направленности входят ООО «Агросоюз», ООО «Исток», СПК «Урледимский», ЗАО «ВКМ-Агро», ООО «Бахет» и другие.В районе работает множество промышленных предприятий различной направленности. Рузаевская организация ОАО «Рузхиммаш», ООО «Рузаевская швейная фабрика», ООО «Рузаевский завод керамических изделий», ЗАО НПО «Нефтегазмаш», ОАО « Висмут», ЗАО «Рузаевский стекольный завод», ЗАО «Рузаевский полимер», ОАО «Рузаевский печатник». Список учреждений Рузаевки, относящихся к социальной сфере, также достаточно широк. В районе - политехникум, институт машиностроения, филиал Самарской государственной академии путей сообщения, МУЗ «Рузаевская Центральная районная больница», МУЗ «Болдовская участковая больница», сельские врачебные амбулатории в поселке Красное Сельцо и селе Шишкеево, фельдшерско - акушерских пунктах, Узловой больнице на станции Рузаевка ОАО « РЖД». В городе имеются и культурные учреждения: библиотеки, выставочный зал, городской Дом культуры «Орион», городской Центр культуры им. Ухтомского, Рузаевский филиал Мордовского республиканского краеведческого музея им. Воронина, детская художественная школа.
Процесс происходит следующим образом. С целью изучения социально-профессиональных ориентаций обучающихся педагогом-психологом совместно с классными руководителями
проводится социологическое исследование «Профессионально-образовательная стратегия обучающихся 9-х классов». Исследование проводится методом анкетного опроса. Оно должно выявить спектр привлекательных профессий для девятиклассников. Исследованию подлежит также информационный фактор – определение основных источников информации о наиболее привлекательных профессиях. Для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальный маршрут. При совпадении интересов формируются группы учащихся.
В рамках элективного курса по профессиональной ориентации «Кем быть» обучающиеся с классным руководителем посещают предприятии, учреждения Рузаевского муниципального района, где проводятся экскурсии и беседы о профессиях, которые заранее намечаются и обсуждаются с руководителями данных предприятий.
Формируется учительский кадровый состав, состоящий из двух классных руководителей , 9А и 9Б классов, педагога – психолога.
В таблице 1 представлен график реализации проекта
№
Этапы
Сроки реализации
Ответственные лица, выход
Этап 1: Подготовительный
1
Принятие решения о создании проекта профессиональной ориентации школьников
1-й месяц
сентябрь
Распоряжение директора
2
Создание Координационного Совета
1-й месяц
сентябрь
Распоряжение директора
3
Формирование списков учащихся, участников проекта
1-й месяц
сентябрь
Классные руководители
4
Оформление нормативно-правовой базы (положения, приказы, договоры и т. п.)
1-й месяц
сентябрь
Директор школы, руководитель проекта
5
Определение круга лиц, осуществляющих анкетирование и обрабатывающих результаты
2 –й месяц
сентябрь
Директор школы, руководитель проекта.
Приказ.
6
Анализ имеющихся ресурсов ОУ: кадровых;
материально-технических; информационных
2 –й месяц
сентябрь
Руководитель проекта, директор ОУ.
Справка
7
Анализ системы профориентационной работы, сложившейся в школе, выявление проблем
2 –й месяц
октябрь
Руководитель проекта, директора ОУ.
Справка
8
Проведение социологического и психологического исследования учащихся, выявление и определение запросов старшеклассников;
2 –й месяц
октябрь
Методическая служба ОУ, педагог –психолог.
Справка
9
Определение количества учащихся, ориентированных на конкретную профессию
2-й месяц
октябрь
Методические службы ОУ, справка
10
Разработка программы деятельности
3-й месяц
октябрь
Руководитель проекта, директора ОУ.
11
Разработка модели профессиональной ориентации школьников
3-й месяц
октябрь
Руководитель проекта, директора ОУ.
12
Информационно – консультативное, научно – методическое обеспечение реализации профориентационной работы.
3-й месяц
октябрь
Руководитель проекта
Этап 2.Основной
13
Заключение договоров с учреждениями СПО, ВПО, с предприятиями
4-й месяц
ноябрь
Директор школы
14
Проведение стартовой конференции, начало работы
4-й месяц
ноябрь
Руководитель проекта, участники проекта
15
Выезды в учреждения среднего образования, НПО, СПО, ВПО Республики Мордовия с целью профориентационной работы с учащимися
5- 7–й месяцы,
декабрь, январь,
март,
апрель
Руководитель проекта, классные руководители.
16
Проведение и обработка результатов анкетирования с целью выявления уровня удовлетворенности работой обучающихся и родителей
8 –й месяц
май
Информационно-методический кабинет, руководитель проекта
17
Проведение промежуточного анализа и коррекции работы
Руководитель проекта, директор школы; аналитическая справка
Этап 3: Аналитический
18
Проведение комплексного анализа результатов работы (отчетная документация)
9 –й месяц
июнь
Руководитель проекта; публичный отчет
19
Разработка методических рекомендаций по осуществлению всех направлений работы
Руководитель проекта, классные руководители, участники проекта
20
Обобщение работы по реализации Программы, размещение данных материалов в СМИ, на сайте гимназии
Руководитель проекта, сетевой администратор
3. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов
Кадровые ресурсы:
классные руководители 9А и 9Б классов;
педагог-психолог;
общее руководство: 2 человека (директор школы и руководитель проекта).
Информационные ресурсы:
наличие в учреждении Интернета;
презентация проекта на уровне муниципалитета;
освещение в СМИ.
Материально-технические ресурсы:
наличие в гимназии классов, оборудованных компьютерами и выходом в Интернет, обеспечивающих групповые занятия и полноценные видеоконференции;
Описание ожидаемых результатов
Ожидаемый результат организации профессиональной ориентации:
Для учащихся и их родителей:
помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;
формирование у подростков умения прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе;
отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к определенным профессиям;
постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
расширение возможностей самореализации и профессионального самоопределения;
облегчение социализации в рыночной среде (освоение основных социальных навыков, практических умений);
помощь в нахождении личностного параметра по отношению к профессиям;
удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг.
актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности.
Для педагогов:
расширение возможностей профессионального потенциала и самореализации;
расширение возможностей стимулирования учителей.
Для образовательного процесса:
развитие форм и методов исследования профессиональной ориентации старшеклассников;
Для образовательных учреждений:
повышение эффективности деятельности школы по профессиональной ориентации школьников;
расширение спектра образовательных услуг;
3. Описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов их снижения
Время реализации проекта 9 месяцев. За это время я ожидаю, что:
доля охвата профессиональной ориентацией обучающихся увеличится
до 100%;
доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в учреждениях СПО с 25% до 45%;
доля родителей, удовлетворенных качеством образования своих детей увеличится с 50% до 75%;
доля родителей, заинтересовавшихся проектом профессиональной ориентации школьников увеличится с 30% до 75%.
Вместе с тем существуют ожидаемые риски проекта
Риски проекта:
недостаточность охвата предприятий и учреждений, участвующих в профессиональной ориентации школьников;
недостаточность охвата обучающихся профессиональной ориентацией;
риск недостаточного взаимодействия родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения обучающихся;
недостаточность уровня удовлетворенности родителей в оказании образовательных услуг;
недофинансирование проекта;
риск неоказания образовательных услуг для выпускников основной школы 2016-2017 уч.гг.
риск создания недейственной индивидуализированной системы профильной и профессиональной ориентации.
Проект «Старт в будущее» имеет высокую практическую значимость и может быть реализован в любой образовательной организации Республики Мордовия отдельным проектом по программе воспитания и социализации обучающихся в рамках основной образовательной программы основного общего образования.
Заключение.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего ФГОС и требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В условиях сокращения численности населения именно качество человеческого потенциала может позволить России адекватно отвечать на вызовы постиндустриальной эпохи. Один из ключевых факторов качества человеческого потенциала – образование и социализация детей. Я считаю, что данный проект имеет большую практическую значимость, так как сегодняшняя молодёжь - это наиболее социально активная часть российского общества и кадровый ресурс экономики следующих десятилетий.
Список используемых документов и источников информации.
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ – (Гл. 2)
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утверждён МО и науки РФ от 17 декабря 2010 года№1897
Поручение Президента РФ от 19.-3.2011г. № ПР.-634.
Поручение Правительства РФ от 26 июля 2011 № АЖ-П8-5284.
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Трудовой кодекс РФ.
Закон "О занятости населения в РФ"
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
Российская социологическая энциклопедия Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова.-М.: НОРМА –ИНФРА-М.- 672 с.
Электронные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
Календарный план проекта
Продолжительность проекта: 9 месяцев
Этап 1. Подготовительный
1
сентябрь
2
октябрь
3
ноябрь
4
декабрь
5
январь
6
февраль
7
март
8
апрель
9
май
1
Принятие решения о создании проекта профессиональной ориентации школьников
2
Создание Координационного Совета
3
Формирование списков учащихся, участников проекта
4
Оформление нормативно-правовой базы (положения, приказы, договоры и т. п.)
5
Определение круга лиц, осуществляющих анкетирование и обрабатывающих результаты
6
Анализ имеющихся ресурсов ОУ: кадровых;
материально-технических; информационных
7
Анализ системы профориентационной работы, сложившейся в школе, выявление проблем
8
Проведение социологического и психологического исследования учащихся, выявление и определение запросов старшеклассников;
9
Определение количества учащихся, ориентированных на конкретную профессию
10
Разработка программы деятельности
11
Разработка модели профессиональной ориентационной школьников
12
Информационно – консультативное, научно – методическое обеспечение реализации профориентационной работы.
Этап 2.Основной
13
Заключение договоров с учреждениями СПО, ВПО , с фабриками , заводами, ателье
14
Проведение стартовой конференции, начало работы
15
Выезды в учреждения среднего образования, НПО, СПО, ВПО Республики Мордовия в целях, предприятия учреждениями в целях профориентационной работы с учащимися
16
Проведение и обработка результатов анкетирования с целью выявление уровня удовлетворенности обучающихся, родителей работой
17
Проведение промежуточного анализа и коррекция работы
Этап 3. Аналитический
18
Проведение комплексного анализа результатов работы (отчетная документация)
19
Разработка методических рекомендаций по осуществлению всех направлений работы
20
Обобщение работы по реализации Программы, размещение данных материалов в СМИ, на сайте гимназии
Приложение №2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1
13PAGE 15
13PAGE 142115